Куркуль

Картину Репина «Не ждали» помните? Вот и я не ждала, что в день, когда я приехала к родителям и ждала в гости подруг, с которыми давно не виделись, явится тётя, точнее, жена папиного брата — тётя Тоня, которую мой папа с давних пор называл «куркуль», несмотря на мамино недовольство.

Мама возилась в кухне, пекла свои знаменитые пирожки с разной начинкой, чтобы потом устроить розыгрыш– кому какой достанется. И тётка сразу прошла в комнату, увидела накрытый стол, цепко оглядела его и поджала губы. Не успела я и рта раскрыть, как последовала реплика:

— Ну, конечно, опять гости! Вот как чувствовала я…
«Да уж, — подумала я, — чуйка не подвела». Свою неприязнь к этой родственнице я не скрывала, мы обменивались колкостями при встречах, я старалась избегать совместных походов к ним в гости. Вот и сейчас её приход был, мягко говоря, совсем не кстати.

— И как твоей матери не надоест всех подряд кормить, угощать? — прервала мои размышления тётя.

— Только и крутится возле плиты!

Вошла мама, и тётка переключилась на неё. Вытирая руки о фартук, мама сразу увела тётю — попить чаю с пирожками. Я слышала, как бубнит тётка, как шутливо оправдывается мама, объясняя, что дочка приехала домой, что подружки соберутся — не встречать же пустым столом!

А я злилась и вспоминала: много лет прошло, но врезалось в память то лето, когда тётка буквально напросилась к нам в компанию, чтобы мы вместе поехали отдыхать. Каждый вечер тётка доставала тетрадь и заносила в неё расходы за день– и столовая, и мороженое, и булочки, и даже проезд на автобусе, а потом делила сумму пополам. Мама посмеивалась, рассчитывалась, тут же прикидывали расходы на завтра. И всё время, помню, тётка ворчала, что тратим много, надо бы сэкономить. Дочка тетки была ещё маленькой, а я уже вступила в «переходный возраст» — возмущалась, дерзила, но не срывалась. И только один раз, когда нас пригласили в гости, а тётка сразу стала считать, сколько надо будет потратить на торт и конфеты, а потом ещё и к себе позвать на чай, — тут я не выдержала, раскричалась, даже заплакала и часа два ходила вокруг дома…

Чёрт дёрнул меня за язык! Я вошла в кухню и спросила у тётки:

— А что, тетрадочка ещё жива?
Мама покачала головой и сделала «страшные» глаза, как она умела это делать. Но тётка, как ни в чём не бывало, заулыбалась:

— А ты как думаешь? Другая тетрадочка, но есть! А как же без неё?

— Так ведь Надюша уже отдельно живёт, замужем, работают оба…

— А всё к мамке бегает: то Толику ботиночки, то ей новое пальто. Вот я и записываю, чтобы помнили про должок. Вот помру– всё ей и останется.

— Тётя Тоня, так ведь у вас единственная дочь и внук один! — воскликнула я.

— И что?! На днях Толик пришёл ко мне, голодный, говорит, бабушка, как волк. И слопал куриную ножку с картошкой! А мы бы два дня ели.

«Куркуль» — вспомнила я тёткино прозвище, данное ей моим папой, и расхохоталась: как точно, куркуль и есть. Я демонстративно посмотрела на часы, и тётка, вздохнув, поднялась. Мама, как всегда, соорудила ей большущий пакет с пирожками, и тётя удалилась, даже не попрощавшись со мной. Я выдохнула с облегчением. Однако видела, что мама очень сильно огорчена, подсела к ней на диван:

— Ну, мамуль, ты уж извини меня, но видеть её не могу! Опять она тебя учит, как экономить, как копейку считать?
Я ведь от Надюши знаю, что после смерти дяди Володи она несколько раз предлагала матери переехать к ним, а что слышала в ответ? «Ну да, отдай вам пенсию, а потом на хлеб проси! Нет уж, лучше квартирантку пущу: и смотреть за мной будет, и опять копейка в дом!»

— Да знаю я, — вздохнула мама,

— Надя приезжала ко мне, плакала, но…

— Ну, вот скажи, откуда в ней это?

— А я тебе расскажу, время есть. Тоне было лет четырнадцать, когда умер отец, а семья была многодетная. Училась она хорошо, но надо было матери помогать, и она решила идти работать. Мама на коленях умоляла её поступить сначала в техникум, а дальше как получится. Чего Тоне стоило учиться в другом городе, платить за общежитие, а ведь молодость– и одеться хочется, и на танцы сходить… Она научилась шить, вязать, чтобы у матери лишней копейки не просить. Вот так и привыкла к «тетрадочке» — записывать расходы. Знаешь, что с молодых лет вбила в голову — уже не выбьешь!

— Подожди, но ведь и ты не из барской семьи, тоже хлебнула.

— Да, но мне повезло: мама работала с утра до ночи, и я росла с бабушкой. А у бабушки главная забота была — накормить и домашних, и тех, кто по пути заглянет. Она и нас с сестрой этому учила: в доме должно вкусно пахнуть, обед должен быть обязательно, за столом места хватит всем. И мы от неё переняли все навыки: печь, готовить, запасы делать… Так что, видишь, как воспитали, так и получилось. И тётю не осуждай. Кстати, вот ты работаешь в газете, так попробуй эту тему поднять — как жить разным поколениям, почему такая разница в подходе к жизни, откуда берутся «куркули»… Может, и дискуссия получится, а?

Мои подруги давно разошлись, а я всё ещё под впечатлением от маминого рассказа. Действительно, почему бы не обсудить в газете? Позвоню-ка я своему начальнику. Дмитрий Олегович сначала выслушал меня довольно скептически, хмыкнул, но в конце концов согласился на мое предложение. Ох, сколько историй, похожих и вовсе не похожих, мы получили от наших читателей! И воспоминания, и сравнения, не обошлось и без упрёков в адрес молодого поколения, и горячих возражений… Главный даже похвалил меня за то, что я «уловила» серьёзность темы и не дала ей заглохнуть.

Так получилось, что я закрутилась и на работе, и дома и тема «улетела». А потом тетя Тоня умерла. Оказалось, что она и в самом деле пустила к себе квартирантку, некую Наташу, и уж не знаю, каким образом та очаровала тетю, но Антонина оформила на Наташу генеральную доверенность на квартиру. И когда тети не стало, именно Наташа занималась продажей квартиры. Приехавшей на похороны матери Наде был выставлен счет: Наташа посчитала все расходы, связанные с покупкой продуктов, готовкой еды, вызовами врачей, закупкой лекарств, беготней по нотариальным конторам… В общем, на свет явилась пресловутая «тетрадочка» с записями — за что и сколько было потрачено. Дочери досталась какая-то сумма и узелок с несколькими вещами тети Тони. Круг замкнулся.


Рецензии