Псалом 24. Надежда - ожидание - упование

конспект лекций Е.А.Авдеенко                перевод с еврейского

Псалом входит в состав 3-го Часа. Главная тема псалма это три вида надежды. 1 – Надежда как уверение: надежда. 2 – Надежда как сила ждать: ожидание. 3 – Надежда как поиск защиты: упование. Псалом написан акростихом, по каждой букве алфавита, строгий по форме. Надежда – это важнейшее качество духовной жизни и она, оказывается, бывает разная.
 
«Псалом Давида».
 
«К Тебе, Господи, душу мою возношу, Боже мой, на Тебя я надеялся, да не постыжусь, да не порадуются враги мои обо мне». «Возношу» - многозначный глагол в смысле принимаю, поднимаю, несу и приношу. Давид говорит о праведнике, который не принял душу свою в пустую, т.е. в человеке есть такое начало от Бога, которое принимает душу – дух. Такой человек приносит свою душу Господу целиком. Это значит – погубить душу свою ради Христа, объяснил Христос, : «Кто хочет душу свою спасти, тот погубит её. А кто погубит душу свою ради Меня, тот найдёт её» (Мф.16:25). Можно всю жизнь пройти и прожить, но так и не найти своей души. «На Тебя я надеялся, да не постыжусь» говорится далее как надежда с уверением, когда будущее присутствует как настоящее. Люди, имеющие такую надежду, живут в мире, где есть, как они уверены, Божья правда. А для иных людей эта правда бывает не видна, в результате чего они начинают унывать по жизни. Апостол Павел нам говорит, что: «Надежда не постыжает».
 
«И все ждущие Тебя не постыдятся». А это уже иная форма надежды – сила ждать. Верующий знает кому кланяется и кого ожидает, как в Ветхом, так и в Новом Заветах – Миссию.
 
«Да постыдятся предавшие (Миссию) напрасно». Имеются ввиду, что это предатели веры. Их образ – псы. Предатели никогда не получают того, на что надеются, как Иуда. Предательство проявляется на фоне надежды и упования на то – в чём сокровища человека, и что он хочет преумножить, чего ждёт? Предательство в вере назревало в Израиле, и проявилось только тогда, когда пришёл тот, кого очень ждали – Миссия. И вот тогда и открылись многих сердец помышления, которые невозможно стало скрыть.
 
«Пути Твои, Господи, дай знать мне, стезям Твоим научи меня». Мы знаем то, с чем едины. Знающий и знаемый проникаются друг другом: «Знает Господь путь праведных»(Пс.1). А путь состоит из шагов в правильном направлении. Поэтому Бога можно просить, как это делает Давид: «Пути твои, Господи, дай знать мне», чтобы я был проникнут ими.
 
«Путеводи меня по истине Твоей, наставь меня, что Ты Бог спасения моего, и Тебя я жду всякий день». В еврейском языке слова «вера» и «истина» одного корня. Кто не воспринял свою душу впустую, тот понимает,  что делает с ним Бог, что Он его спасает. Этому пониманию научи меня, просит Давид. «Всякий день» - выражение надежды как силы ждать постоянно.
 
«Вспомни сострадание Твоё, Господи и милости Твои, ибо от века они». Моисей просил Бога, чтобы он смог увидеть Его Славу. И сказал Яхвэ: «Я проведу всю благость Мою пред тобою и назову имя Яхвэ пред тобою, и кого помилую, того помилую, и кого пожалею, того пожалею» (Исх.33:19). Это один из ключевых эпизодов библейской истории. Т.е. в имени Яхвэ Моисей увидел сразу всех помилованных от Бога. Это было откровение об имени Божьем, в котором сострадание и милость Ему совечны. Это высшая форма отношения Божества к тварному миру в понятии – Бог вспомнил. Это значит, что Бог из Вечности вошёл во время этого мира, которое для человека – будущее и открыл путь спасения, при котором  Господь начинает спасать человека очевидным образом.
 
«Грехов юности моих и преступлений моих не вспомни, по милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей». Это та благость Божья, куда входит милость и жалость. Не вспомни грехов, просит Давид. Это то же, что  в псалме 50-м – «сотри беззакония мои», т.е. отвернись и забудь, Боже, но меня не забудь. Важная мысль –  человечество после грехопадения находится в состояние греха, но, при этом, человека можно отделить от греха, чего настойчиво добивается праведник в своих прошениях к Богу – меня помяни и прими, а грехи мои забудь и отвергни.
 
«Благ и прям Господь, посему научит грешников о пути». Слово «научит» того же корня, что и «Тора» - учение о том, как проходить путь, несмотря на то, что человек сам идёт по пути.
 
«Путеводит Господь кротких на суде и наставляет кротких о пути Своём». Что такое суд в том народе, который несёт в себе Церковь? Это основание в этом народе всех гражданских постановлений, основной критерий истины. Поэтому если в народе и его стране нет справедливого суда, это очень опасное явление для существования этой страны. А здесь Господь помогает кротким и обиженным пройти процедуру суда в защите от властных, богатых и учёных. Христос сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»(Мф.5:5). Эта же мысль проходит и в псалме 36-м. Итак, защита в суде это насущное условие для кротких в жизни, а наставление и научение о пути – конечная цель. Поэтому Христос сказал: «Я есмь Путь. Никто не приходит к Отцу как только через Меня»(Ин.14:6).
 
«Все стези Господни милость и истина для хранящих завет Его и свидетельство». Свидетельство это то, что мы обретаем через Писания.
 
«Ради имени Твоего, Господи, прости вину мою, ибо она многая». Это то же, что случилось с Моисеем, когда он через имя Господне познал величину милости и жалости Бога к человеку. Мы верим в Бога, Который ради Себя Самого, ради имени Своего, желает не помнить наш грех, но мы часто не даём Ему это сделать. Пророк Исайя: «Я стираю беззакония твои ради Себя Самого, и грехов твоих Я не вспомню» (Ис.43:25).
 
«Кто он, человек боящийся Господа? Такого человека Бог Сам научает о пути, который избрать». Боящийся Бога это тот, кто воспринимает Тору, и его Бог Сам учит. Кто научается от Бога, тот уже ничего не выбирает, ибо истина в том, что если у человека в жизни есть реальный выбор позиции или даже вещи, то это значит, что в жизни он уже прошёл по пути греха, который расщепил его сознание вариативностью решений. А мудрый человек следует доброму, ничего не выбирая между добром и злом, не выставляя их на один уровень.
 
«Душа его во благе почивает, и семя его наследует землю». Речь идёт о кротких: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5). Земля для людей может быть наследием, но только до тех пор, пока люди верны Богу.
 
«Совет Господень с боящимися Его, и завет Его, чтобы дать им познать». Здесь совет может быть или тайный, или с кем-то очень близким. Повторяется мысль – богобоязненного человека Бог Сам научает. Давид говорит: «Благословлю Господа, который советовал мне на совете души»(Пс.15). Душа – это совет, где каждый помысел подаёт свой голос. Один из помыслов – это голос Бога, который не заглушает остальные, оставляя человеку его собственную свободу. Но того, кто искренне боится Бога, Он удостаивает Своего самого близкого, дружеского, мягкого обращения на совете этих помыслов. Это одна форма богообщения. Другая – завет. Первый завет Бога с Авраамом был заветом рассечённых жертв. Авраам был смущён тем, что не имел наследника, но преодолел с Божьей помощью это смущение, и тогда, как сказано – Авраам поверил Господу, и Господь вменил это ему как праведность. Затем происходит неожиданный поворот. Бог обещает Аврааму землю как наследие. Но Авраам не хочет прерывать общение с Богом и дерзновенно спрашивает его о том, как же он это узнает. Он просит Бога быть ближе ему, чтобы познать Бога. Познание же есть взаимное ведение друг друга. Эта же история повторяется и в эпизоде борьбы Иакова с Богом. Иаков имел возможность удерживать Бога рядом с собой в этой борьбе, пока не получил от Него благословение. Так же и Авраам, схватился за Бога и не хотел отпускать, вопрошая Его. Но Авраам определённо не знал, что он просил, но хотел знать. Авраам настойчиво просит, ибо так только у Бога можно что-либо просить. Христос говорил: «Просите, и дано будет вам» (Лк.11:9). При каком условии?.. «Если пребудете во Мне, а слова Мои в вас» (Ин.15:7), т.е. когда мы познаем друг друга, тогда просите, и будет вам. Аврааму же Бог даст знать Себя через завет для взаимопроникновения. Неправильно толковать завет как некий прогматичный договор об условиях сосуществования.
 
«Очи мои всегда ко Господу, ибо Он изводит из сети ноги мои». Эта мысль о неотступности верующего: «Я поставляю Господа предо мною всегда» (Пс.15:8).
 
«Обратись ко мне и помилуй меня, ибо одинок и нищ я». Слово «обратись» того же корня, что «лицо», т.е. - обратись ко мне своей Личностью, Господи, и пусть наши личности встретятся. Господь о нищих сказал: «Ради разорения нищих, ради стенания бедных ныне восстану, поставлю во спасение» (Пс.11). Т.е. не ради наших молитв и добродетелей.
 
«Скорби сердца моего распространились, из теснот моих изведи меня». Здесь скорбь в значении – теснота, которая расширилась до предела, хотя это и не логично. Теснота давит изнутри наружу и заполняет всю душу. Но и тесноты внешние человека обступили целиком. Получается, что и снаружи давление, и изнутри. От этих внешних теснот Давид просит Бога вывести его.
 
«Виждь смирение моё и бедствие моё, и оставь все грехи мои».
 
«Виждь врагов моих, ибо умножились и ненавистью насилия возненавидили меня». Давид просит, чтобы Бог увидел обе крайности, оба полюса, на которые распадается духовная жизнь. С одной стороны это смирение одинокого человека, а с другой стороны враги. С одной стороны бедствие, с другой стороны полная готовность к неправде связанной с насилием. С одной стороны мольба оставить грехи, с другой те, кто - возненавидел ненавистью. Оборот, говорящий о полноте и крайней степени этой ненависти. Эти ненавистники, как эти нынешние иудеи богоборцы, в будущем станут откровенными христоборцами без мотива и причины: «Возненавидили Меня напрасно» - сказал о таких Христос в словах псалама 68-го.
 
«Соблюди душу мою и избавь меня, да не постыжусь, ибо я уповал на Тебя». Соблюдает нас дьявол и блюдёт нашу пяту, наши грехи. Но здесь подобное выражение обращено именно к Богу. И опять это упование показано здесь как первая форма надежды с уверением - желание быть с тем на что надеешься. Такая надежда особенно проявляется в период массового беззакония. Второй вид надежды – ждать и терпеть. В начале этого же псалма сказано: «Все ждущие Тебя не постыдятся». Это надежда смиренных. Третья форма надежды – упование. Здесь так и сказано - не постыжусь, ибо уповал на Тебя. Это надежда поиска защиты и спасения. Эта способность надеяться возникла в человеке после грехопадения, когда Бог сказал ему, что он будет в постоянной вражде с дьяволом. И ему от Бога были даны две способности – духовная вражда и надежда упования. Эти две способности связаны друг с другом, ибо кто не держит духовной вражды, у того надежды и упования на Бога нет. Вместо этого есть лишь психотренинг – мечтательность, самоутешение, иллюзия, прогноз и всё то, чем надежда и упование могут подменяться. А тот, у кого нет надежды на Бога, тот духовную вражду не вынесет собственными силами. Апостол Павел все эти три надежды суммировал и изрёк: «Надежда не постыжает».
 
«Непорочность (совершенство) и прямота да охраняют меня, ибо я дожидаю Тебя». Дожидаю Тебя - это опять выраженная форма надежды.
 
«Избавь, Боже, Израиль от всех скорбей его». Вероятно, этот последний стих был приписан к псалму во время вавилонского плена. «Избавь» в смысле – искупи как первородного по закону, который возник ещё в египетском плену, когда Израиль был назван – «Сын Божий первородный».


Рецензии