Деньги
Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок»: «Если в стране ходят денежные знаки, то должны быть и люди, у которых их очень много».
«Шримад-Бхагаватам», книга 7, глава 15
Жадный и похотливый несчастен, даже владея всеми богатствами мира.
«Шримад-Бхагаватам», книга 5, глава 1
Свободный не тот, кто действует произвольно или не действует вовсе, но тот, кто избегает поступков, что вынудят его вновь родиться в телесной оболочке. Не отказом от престола ты напоишь радостью свою душу, но обуздав чувства, ибо тому, кто не владеет своими чувствами вечно угрожает опасность сделаться жертвой тревог. Даже удалившись от мира, спрятавшись в пещере вдали от людей, ты все равно не избавишься от присутствия старых твоих жен — пяти чувств и ума. Если же сумеешь подчинить себе чувства, постигнешь свою суть и будешь черпать удовлетворение в самом себе, то даже семейная жизнь не скует тебя рабскими оковами. Источник наших тревог не вовне нас, но внутри. Семьянин, что обуздал свой ум и чувства, — это витязь, неуязвимый для врагов в его крепости. Плотские желания, что осаждают тебя, со временем ослабеют, и ты, окрепнув духом, сможешь отправиться во внешний мир, не опасаясь врагов своих, страстей. Но самое безопасное убежище для потерянной души спрятано подле милостивых стоп Всевышнего. Уповай на Его милость, и скверна стяжательства никогда не коснется тебя.
В моей ситуации плюсов гораздо больше, чем минусов! Я жив — это плюс; я мужчина — это плюс; я хорошо выгляжу — это плюс; я люблю женщин — это плюс; мои женщины говорят, что любят меня, — это плюс; я не совсем молод — это минус; но я с деньгами — и это большой плюс! В душе я художник и деньги для меня не самоцель, они лишь отражают мою творческую, поэтическую и глубоко ранимую натуру. За свои деньги я хочу от жизни всего три вещи: во-первых, я хочу все, во-вторых, я хочу все остальное, и в-третьих, еще что-нибудь сладкое на десерт. Шесть стихий, шесть составляющих выраженной конкретности: земля, вода, воздух, огонь, женщины и, конечно, деньги (на мой взгляд, деньги — главная составляющая). Я поклоняюсь только одному божеству — доллару! Я люблю деньги, они позволяют быть мне щедрым, бескорыстным, благосердечным, созидательным и великодушным. Мне нравится мое отражение в зеркале, мой рост, мой голос, цвет моих глаз; конечно, хотелось быть лет на тридцать помоложе, но я с деньгами и потому всегда молодой. Что такое для меня деньги: измерительный прибор, артерия счастья, единица обмена товара на услуги, безопасность, комфорт, уверенность, надежность, внутренний покой. Ты мне говоришь, что счастье за деньги не купишь, я безоговорочно соглашаюсь с этим бесспорным утверждением, но за свои деньги я могу купить себе частный самолет, трехпалубную яхту, самых красивых женщин, совсем не обращающих внимания на мой паспортный возраст, которые питаются долларами, евро, чеками и моими кредитными банковскими картами, дом с длинноногими пальмами и собственным пляжем, и они, эти основополагающие составляющие, приведут меня к счастью.
Деньги, деньги, деньги, все сводится к слову «дай». Торжествующие соискатели счастья, клуб победителей и триумфаторов, возомнивших себя повелителями судьбы; деньги, деньги, деньги — это не только хорошая жизнь, хорошая еда, хорошие машины, хорошие отели, деньги завоевывают мир и парят над правдой, постановлениями, справедливостью и законом. Без денег нет счастья потому, что за деньги можно все или почти все, а при их отсутствии — нельзя. Деньги — это свобода, а свобода — это восторженная жизнь, это залп в звездное небо из всех орудий; чем больше у меня денег, тем больше ко мне уважения, доброжелательности и восхищения. Деньги дают право на все, с деньгами я и сам становлюсь лучше: можно жертвовать в церкви, в детские дома, в приюты для бездомных животных, на какую-то благотворительность или какой-нибудь политической партии, и все дружно идут туда, куда я захочу.
Яхты, частные самолеты, пятизвездочные отели, лучшие рестораны, согласные женщины… А за всем этим сказочным разнообразием незаметно притаилась кроткая и пока не требующая к себе внимания смерть. Она всего лишь принудительная неизбежность, входящая как главный учредитель в правила вашей с ней игры, и у нее есть веская причина, чтобы спустить курок прямо сейчас или пока его не спускать. Правда в том, что скоро я буду мертв, мои идеи будут мертвы, мои победы будут мертвы, мои секреты и тайны будут мертвы, мои недоделанные дела будут мертвы, мои желания будут мертвы, тело мое распадется на микроэлементы; я буду распят смертью, и воскрешения в этом теле для меня уже не будет. Мои нежные и ласковые женщины, что шелковыми ночами признавались мне в вечной любви за мои же деньги, не будут носить траур и хранить после моей смерти обет безбрачия и целомудрия. Воодушевленные моей смертью родственники радостно растащат мое имущество, мои деньги, мои медали; стервятники выклюют мои глаза, черви сожрут мою плоть, всепоглощающее время разрушит мою могилу, а жизнь пойдет своим обычным чередом, но уже без моего непосредственного участия, и очень скоро будет казаться, что меня вообще никогда не было на поверхности земли. Победители уходят с поля боя, побежденные остаются лежать на земле.
«Шримад-Бхагаватам», книга 5, глава 14
В обществе надменных глупцов уважают обладателей желтого металла. Имея золото, человек вызывает уважение и восторг окружающих, но оно — источник зависти и тревог. Золото можно обменять на удовольствия, из-за него можно и расстаться с жизнью. Подобно отчаявшемуся путнику, что с надеждой устремляется на огонек светлячка и тонет в болотной зыби, глупцы тянутся к блеску золота и оказываются в окружении злобных и коварных завистников.
Чтобы стать счастливым, необходимо всего три вещи: много денег, много здоровья и много любви. Их цель — большие деньги, их достижения — вседозволенность и слава, их преимущества — купить можно все, только назовите цену, их желания — жить вечно! Там, в вашем волшебном мире, вы, безусловно, первые: счета в западных банках, деньги, надежно спрятанные в офшорах, частные самолеты, многометровые яхты, дома за границей и все дальше по волшебному списку. Купаясь в трепетных волнах власти, славы и удовольствий, обремененные богатством и собственной важностью, вы покорили мир, взобрались на самую вершину вещественной цепочки. Выше только звезды: нефтяные вышки, газопроводы, карьеры редкоземельных металлов, заводы, угольные шахты, первые номера в золотом списке Forbes, весь мир трепещет и в почтении замирает у ваших ног. Счастье в величине банковского счета, положении в духовной иерархии, в публичном успехе, в последователях, в имуществе, в комфорте, во вседозволенности, в дорогих машинах, мчащихся с мигалками со скоростью света по встречной полосе. Но смерть терпелива и умеет молчаливо ждать, она не согласна с вашими фундаментальными утверждениями и аксиомами и не учитывает ваши грандиозные планы, смелые амбиции и фантастические пожелания и легко может лишить вас всех этих постов, государственных должностей и званий, пьедесталов и орденов в любой момент, для нее нет привилегий и приоритетов, свой счет и свой список, общая очередь на погребальный костер. Менее колоритная реальность, счет за свое счастье авансом, беспечная жертва даже не подозревает, что над ней кружится ловкий и виртуозный охотник, и однажды она будет застигнута им врасплох. Утонченный снайпер, легкая мишень, выстрел — и твоя абсурдная мечта разлетается на сотни маленьких полупрозрачных воздушных розовых пузырьков. Для своих лет я в прекрасной форме, несмотря на то, что я уже мертв.
«Шримад-Бхагаватам», книга 10, часть 2, глава 40
Попутанные понятиями «я и мое», бесчисленные души, как волы на привязи, вращают неумолимое колесо времени. Как и все, прельщенные Твоей внешней природою, я полагаю истинно существующими мое тело, жену, родичей, слуг и тщетно силюсь найти в этих сновидениях свое прибежище. Спутав вечное с временным, свою плоть с самим собою, предметы желаний с источником счастья, я увяз в двойственности мира; не ведая, что Ты подлинная цель моя и предмет любви, я всю жизнь до сего мига вожделел к лживым образам. Как неискушенный путник не замечает в зарослях осоки спасительного водоема, так и я не видел Тебя, сокрытого соблазнительными образами великой лжи. Неспособный обуздать страсти ума, я пал жертвою чувственных соблазнов и поверг себя в пучину тревог и страданий. И хотя нечестивцу закрыты врата в Твое царство, я дерзаю припасть к Твоим стопам и молить о снисхождении.
Незачем отказываться от своих планов на завтра только потому, что тебя сегодня хоронят!
«Шримад-Бхагаватам», книга 4, глава 3
Самодовольный глупец непременно выскажет тебе свое превосходство. Самодовольство не из тех пороков, что можно скрыть. Богатство, молодость, благолепие, воздержанность, ученость и знатное происхождение есть признаки благоволения судьбы, однако опасность в том, что, возгордившись дарами судьбы, перестаешь замечать тех, кто выше тебя, и, как следствие, растрачиваешь свои достоинства, а вместе с ними остатки разума.
Свидетельство о публикации №225033100191