Talmud и ABA Передача контроля стимула
Поскольку я сейчас изучаю Тору и Талмуд, а до этого я прошел курс по поведенческому анализу в Нью-Йорке и готовлюсь к сдаче лицензии BCBA, я решил для себя соединить эти два мира — науку и духовность. Я подумал: почему бы не использовать мудрость Талмуда, чтобы лучше понять поведенческий анализ? Ведь Талмуд мне ближе по духу, а через его призму многое становится понятнее. Так что это своего рода мой способ осмыслить и прожить науку с помощью Талмудической мудрости.
Когда я впервые услышал термин “передача контроля стимула”, я немного растерялся. Что это вообще значит? Почему у психологов такие заковыристые слова? А потом, после короткого раздумья, я понял, что в этом термине скрыто нечто очень знакомое. Почти родное.
Мне сразу вспомнился один эпизод из детства. Мне тогда было примерно три-четыре годика. Я мог не помнить всех подробностей, но одно я точно знаю: с детства меня учили, что здороваться — это важно. Не здороваться — это некрасиво.
Я ходил в детский сад вместе с Димой Килимником, моим лучшим другом детства. Мы жили рядом, и часто получалось так, что когда дедушка приходил за мной, дядя Яша, папа Димы Килимника, тоже приходил за своим сыном. Всегда, когда дедушка видел дядю Яшу, он говорил мне: “Поздоровайся!”
И вот стоим мы у ворот детского сада: дедушка берет меня за руку, а дядя Яша ведет Диму Килимника. Дедушка наклоняется ко мне и говорит: “Ну, что ты скажешь дяде Яше?” — и я, немного стесняясь, выдавливаю: “Здравствуйте!”
Но потом дед стал говорить проще: “Ну что ты скажешь дяде Яше?” — и я уже догадывался сам. В какой-то момент он просто кивал головой, подталкивая меня к приветствию, а я уже без подсказки махал рукой и громко говорил: “Здравствуйте!”
И вот однажды я сам, без всякой помощи, увидев дядю Яшу на улице, весело крикнул: “Здравствуйте!” Дядя Яша удивился, а потом рассмеялся и похлопал меня по плечу. Дед стоял чуть поодаль и улыбался так, как будто я только что взобрался на самую высокую гору.
Так и произошло: дед научил меня здороваться, сначала поддерживая за руку, потом чуть отпуская, а потом и вовсе давая мне возможность самому проявить инициативу. Контроль стимула перешел от деда к ситуации. Я увидел дядю Яшу — и сам вспомнил, как нужно поступать.
Теперь я понимаю, что это и есть передача контроля стимула: когда сначала тебе помогают и подсказывают, а потом ты начинаешь действовать сам, потому что уже знаешь, как правильно.
А потом я подумал: ведь в нашей традиции это тоже есть. Я вспомнил, как передавались знания от Моисея к Иеошуа бин Нуну (он же Иисус Навин). Это как факел, который сначала горит в руках одного, а потом передается другому, но огонь остается тем же.
Кстати, чтобы не путаться: Иисус Навин — это не тот Иисус, о котором говорят в христианстве. Наш Иисус Навин был учеником Моисея, и он продолжил его путь. В его время не было даже намека на христианство. Это был мудрый и преданный ученик, который учился у Моисея и перенял от него Тору, чтобы потом передать её дальше — старейшинам, а от них уже к пророкам и Великому Собранию.
Есть одна история, которая меня всегда трогала — про рабби Акиву. Представьте: взрослый человек с седыми прядями в бороде сидит на полу среди детей и учит буквы, как будто заново учится дышать. Его учили дети, а он, как простой ученик, повторял: “Алеф, бет, гимель…”
Рабби Акива не сразу стал мудрецом. Сначала его поправляли, показывали, учили. Учитель указывал на букву и говорил: “Это алеф”, а Акива повторял. Потом учитель просто показывал букву — и ждал ответа. Рабби Акива начинал догадываться. А потом однажды он сам уверенно назвал букву, и учитель понял: получилось! Контроль перешел от подсказки к самому Акиве. Он понял суть.
Это как если бы молодой виноградный побег, которому нужна была опора, вдруг сам пустил корни и устремился к солнцу. Постепенно подсказки исчезли, и вот уже Акива сам творит мидраши, выводит законы, становится источником мудрости.
Так и в нашей духовной жизни: сначала нас учат, ведут за руку, а потом мы уже учимся сами делать правильный выбор. Это и есть передача контроля — когда ты начинаешь жить не по указке, а по внутреннему ощущению правоты.
Пусть каждый из нас найдет в себе силы идти по своему пути с уверенностью и мудростью, зная, что Всевышний всегда рядом — как добрый учитель, который, отпустив руку ученика, гордится его первыми самостоятельными шагами.
Свидетельство о публикации №225033100263