О фотографии
Прежде чем затронуть эту тему сначала поинтересовалась для справки. Получила вот такой ответ из лгромных закромов интернета: «Первые фотоаппараты в России появились в 1840-м году. Их сконструировал и произвёл ярославский дворянин Алексей Фёдорович Греков на основе французских опытов Ньепса и Дагера».
Когда смотрю на старые фото людей, людей из давно прошедших лет, веков, то наплывает какое-то внутреннее умиление, невольно восхищаюсь тем, какие черты лица у них. Это замечание относится в основном, и, в первую очередь, к представителям дворянского сословия, интеллигенции. Обращали когда-нибудь своё внимание на то, как готовились к съёмке в давние времена? Это было не просто сел, застыл на месте, не моргая. Это было целое событие, поскольку расценивалось как ответственное дело, требующее непременно художественного подхода. Как посадить для фото, какой фон сделать…
Чтобы сфотографироваться, люди, прежде всего, надевали лучшее из одежды. Дамы делали причёски, мужчины – подобающие чину и сословию стрижки. Делал это не парикмахер, а цирюльник. Так называли раньше того, кто приводил голову людям в порядок. В высшем свете у богатых людей был свой мастер, обслуживал во дворце, или в имении. Люди попроще чином посещали цирюльни. Сейчас уже не каждый молодой человек знает, что означает само слово «цирюльник».
Наряды для фотографии непременно должны были быть модными для того времени, с добавлением разных аксессуаров подороже. У знатных дам это, конечно, ажурные, сверкающие крупными и мелкими камнями тиары. А также серьги, бусы, колье, броши, кольца, которые нельзя назвать иначе, как произведениями ювелирного искусства. Как дополнение к образу мог быть украшенный бисером и ленточками веер из пышных перьев. И каждая знатная дама непременно должна была знать своеобразный «язык» этого предмета. Как вариант, на даме могла быть широкополая шляпа, украшенная цветами, бантом. У мужчин – мундир с наградами, или фрак, карманные часы на цепочке. Вместо привычных для нашего времени очков мужчины носили пенсне. И это слово, как и «цирюльник» теперь очень и очень редко упоминается. А ещё одно слово, которое было в то время привычным – «модистки», которые занимались изобретением фасонов и пошивом одежды.
Но самое главное, конечно же, - выражение лица, поза! Это уже идёт потоком изнутри. Сколько в ней видится аристократической помпезности, достоинства! Какая горделивая осанка, взгляд, полный благородства! Это вряд ли можно кому-то повторить, если внутри абсолютно пусто. Надо быть высокого уровня артистом, чтобы настолько правдоподобно изобразить естественную раскованность, лёгкость. Умели господа давних лет себя красиво «подать», что говорить…
Конечно, не сравнить с фото, где на снимке люди, допустим, из крестьян. Они выглядят, чаще всего, сосредоточенными, серьёзными, несколько «зажатыми», словно выполняют какую-то важную миссию, и боятся не справиться с ней, сделать что-то не так. Плюс к этому – внимательный, настороженный взгляд прямо в объектив фотоаппарата. Стеснялись, боясь показаться глупыми. Мол, и мы кой чё знам, сурьёзный народ, ужо не какие-то тама ярморошныя петрушки! А на деле выглядело всё это трогательной наивной простотой.
В любом случае, как не относись к ней, фотография – это, без всякого преувеличения, гениальное изобретение человечества, дающее нам просто уникальную возможность окунуться в прошлое, освежить воспоминания. Увидеть снова то, что уже никогда не вернётся…
Свидетельство о публикации №225033100342