Как почеркушка стала жемчужиной. Из Цикла Байки-2

   Кроме всем понятной разницы между картиной и рисунком (с точки зрения формальных различий в материале и технике исполнения), есть ещё один существенный момент.
  Работая над картиной, художник вольно или невольно учитывает потенциального зрителя и покупателя работы, что в определенной степени влияет на характер произведения.
   Графическая работа - рисунок, акварель и особенно так называемая "почеркушка", предназначается обычно или чаще всего для самого себя.
        Это - подготовительный этюд или набросок, или просто свободное движение пера (карандаша, кисти) по бумаге. В момент создания "почеркушки" художник не думает о том, кому он ее покажет, можно ли будет ее продать.
  Поэтому рисунки очень часто бывают более свободны, выразительны, в большей степени раскрывают внутренний мир художника, его концепцию, являются непосредственным "выплеском" его души на поверхность листа.
   При работе над картиной художник невольно и подсознательно ставит себя на место стороннего наблюдателя, перед которым он хотел бы предстать в наиболее выгодном свете.
   Рисунок свободен от подобной деформации. Поэтому именно в набросках наиболее ясно проявляется метафизическая сущность творчества: своей легкостью они напоминают о мимолетности жизни и о смерти.

   Особенной искренностью отличаются фронтовые зарисовки.
   Новосибирские художники-фронтовики (Титков И.В., Чебанов В.К., Кобелев С.И., Поротников П.Л., Титков В.В. Копаев В.И., Крапивин Г.Н. и др) в самых неблагоприятных условиях находили возможность «запечатлеть» военные будни.
  Часто мотивы этих зарисовок становились основой для послевоенных живописных работ. Но и в случае «невостребованности» той или иной почеркушки как мотива большой работы, многие фронтовые рисунки имели ценность непосредственного свидетельства.
  Так,  у Ивана Васильевича Титкова (1905-1993) очень симпатичная зарисовка окопных будней «Припухает» стала  настоящей жемчужиной всех послевоенных вернисажей Народного художника России Титкова.


Рецензии