Детство Лидии Руслановой

  Самая известная певица Саратова -  Лидия Андреевна (Андриановна) Русланова.
               
   Лидия Русланова родилась 14 (27) октября  1900-го года в селе Даниловка Петровского уезда Саратовской губернии, куда  приезжала с концертами в  1933 г. и в 1939 г.
   Ее родителями были крестьяне-старообрядцы Лейкины, по матери она принадлежала к народности эрзя.
При рождении девочка носила имя Прасковья Лейкина-Горшенина.
Сиротой она оказалась во многом из-за сложных отношений с дедом - главой семьи. Дед был человеком суровым, крутого нрава, из староверов. В своё время он женился на вдове, у которой уже было двое сыновей. Один из этих сыновей и стал отцом будущей певицы.
Помимо Прасковьи в семье было ещё двое детей — Юлия и Авдей. Её отец, Андриан Маркелович Лейкин, работал грузчиком на пристани.
О дедушке Мите она вспоминала так: «…лупил нас по каждому поводу». Когда однажды домашние слушали по радио концерт Руслановой — развесёлые, задорные песни, — он тоже было прислушался, но вскоре сердито топнул ногой: «Выключите! Эка в ней бесовские косточки играют…».
   В то время на селе  любили петь на полевых работах,  посиделках и на гуляниях. «В деревне пели от души, свято веря в особую, надземную жизнь и заплачек, и песен радости», вспоминала впоследствии певица. В семье будущей певицы хорошо пела бабушка, а брат отца — дядя Яша — был деревенской знаменитостью. «Самородок очень высокой пробы», как впоследствии назвала его Лидия Русланова. "Яша пел на деревенских праздниках, посиделках и свадьбах. Он знал много песен, но более всего слушатели ценили его «импровизации».
Лидия Русланова вспоминала: "Он был от Бога песенником. Я спрашивала дядю Яшу: "У тебя там дудочка в горле, что ли?".
- Нет, отвечал дядя - душа.
- А что такое душа? Большая дудка?"
    В 1904 году одного из братьев призвали в армию, как раз тогда начиналась русско-японская война. Однако дед настоял, чтобы служил другой брат — отец Руслановой. В те времена призыв осуществлялся по жребию, при этом один родственник имел право подменить другого.
Вскоре отец пропал без вести на фронте.
     Мать Лидии, Татьяна Авдеевна Горшенина, осталась одна с тремя детьми, слепой свекровью и больным свёкром. Она вынуждена была устроиться на кирпичный завод в Саратове. Детей приютили родители отца, которые сами жили в бедности. Мать будущей певицы недолго работала на заводе — она надорвалась и заболела. Болея, она неподвижно лежала на лавке, а Прасковья расхаживала, как по сцене, и пела всё, что знала — и деревенские песни, и городские.
    Лиде едва исполнилось шесть лет, когда умерла её мама. Отец домой не вернулся. В уведомлении написали, что он пропал без вести. В действительности он был жив, но потерял ногу.
 
   Заботы о семье легли на Лиду и на слепую бабушку. Они ходили по Саратову и окрестным деревням, пели и просили милостыню. Прасковья пела, кричала зайцем и лягушкой, а бабка причитала: «Сироты, мамка их померла, а батя их за веру, царя и Отечество кровь проливает, подайте копеечку». Петь она любила, делала это с удовольствием и самозабвением. Выступления пользовались успехом. У неё даже появились свои поклонники. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома. Вскоре умерла и бабушка. Певице было на тот момент семь лет.
    Хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Пожалев сирот, она решила за свой счёт пристроить детей по приютам. На каждого писала прошение, ходила по инстанциям и добилась того, что все дети были пристроены. Старшую удалось определить в лучший саратовский приют при храме в честь Страстей Господних, преобразованном из часовни допетровских времён, расположенной за крепостными стенами. При храме был организован детский церковный хор, но поскольку детей крестьянского сословия туда не брали, а имя и фамилия девочки выдавали её крестьянское происхождение, появилась фиктивная грамота с новыми именем и фамилией: «Лидия Русланова».

   В приюте Лидия поступила в первый класс церковно-приходской школы. Была принята в хор и сразу стала солисткой. Пела на праздниках и похоронах. В приюте проявился не только певческий, но и артистический талант. На рукоделии, которое ей не давалось, подружки выполняли её урок, только бы послушать тут же сочинённые «диковинные истории», по ходу которых кто-нибудь из персонажей обязательно должен был петь.
Регент хора уделял Лиде особое внимание. Вскоре весь Саратов знал её под именем «Сирота», а в храм, где она пела, стекались желающие её послушать. После воскресных праздников она возвращалась в приют, и начинались будни — репетиции, где за каждой неверной нотой следовало наказание.
Большое впечатление на девочку  произвёл концерт Надежды Плевицкой. Хотя у неё не было денег на билет, контролёр согласился её пропустить, узнав, что перед ним та самая Сирота.
               
    Иосиф Прут, слышавший её пение в 1908 году во время страстной недели в Александро-Невском соборе, так впоследствии описывал свои впечатления:
"В полной тишине величественного храма, на угасающем фоне взрослого хора возник голос. Его звучание всё нарастало, ни на мгновение не теряя своей первоприродной чистоты. И мне показалось, что никто — и я в том числе — не дышал в этой массе народа. А голос звучал всё сильнее, и было в нём что-то мистическое, нечто такое непонятное… И я испугался, соприкоснувшись с этим волшебством, задрожал, услышав шёпот стоявшей рядом монашки: «Ангел! Ангел небесный!..» Голос стал затихать, исчезая, он растворился под куполом храма, растаял так же неожиданно, как и возник".
               
   На паперти просил подаяния одноногий солдат с георгиевским крестом - отец Лидии Руслановой. Оба делали вид, что не знают друг друга, поскольку, если бы стало известно, что у Сироты есть кормилец, её могли отчислить из приюта. Андрей Лейкин после возвращения с фронта женился, но детей не забрал  - не мог прокормить. В конце следующей зимы он простудился, заболел воспалением лёгких и скончался в больнице для нищих.  Ещё долгое время она считала, что у неё есть отец, которым можно гордиться, но с которым нельзя видеться.

    После приюта Лидию определили полировщицей на мебельную фабрику. Некоторое время жила у  дяди.
    Песня помогала Руслановой: «за песни мне все помогали». Её голос услышал преподаватель саратовской консерватории Михаил Медведев - (Бернштейн Меер Хаймович 1858–1925 г.г.— певец, педагог, профессор).
               
  Михаил Медведев, по воспоминаниям певицы, услышал её пение на фабрике, увидел изношенные ботинка, узнал, что девочка сирота. Он подарил ей новые ботинки и предложил бесплатно заниматься в консерватории. "Это был первый и последний у меня - единственный учитель, желала бы за счастье поклониться ему в ноги".
Первый исполнитель партии Ленского и лучший, по мнению П.И. Чайковского, Герман, всемирно известный оперный исполнитель Михаил Ефимович Медведев в 1912–1925 гг. был профессором Саратовской консерватории, а в 1918-1923 гг. – директором первого постоянного оперного театра в Саратове. Свое настоящее имя Меер Хаймович Бернштейн сменил по совету Н.Г Рубинштейна, принял православие, чтобы получить доступ на сцену в России.
Профессор Медведев  прочил ей оперную карьеру.  В консерваторию Лидия Русланова  поступила  в 14 лет,  училась 2 года, но в итоге решила, что будет исполнять народные песни: «Поняла, что академической певицей мне не быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня».

  В 1916 году Лидия Русланова отправилась на фронт в качестве сестры милосердия и до октября 1917 года служила в санитарном поезде
***
В 1933 году,  приехав в Даниловку, Русланова узнала, что совсем недавно в Саратове умер её отец Андриан Маркелович, что от второй жены у него осталась дочь, которую зовут Александрой, Шурочкой.
Так сложилось, что Шурочка почти в точности повторила судьбу старшей сестры. Умер отец, за ним вскорости и мать, а малолетнюю девочку брат Авдей отвёл в приют. Сиротство так и преследовало их семью. Впоследствии саратовскому журналисту Александра Андриановна рассказывала о своей жизни в приюте: «Мне там не понравилось. Ребята — сброд всякий, малолетние проститутки, босяки. Кормили плохо. Я устроилась на гребёночную фабрику подсобной рабочей».
На гребёночной фабрике Русланова и разыскала свою младшую сестру. А спустя некоторое время перевезла её в Москву, к себе в Лаврушинский переулок, в знаменитый писательский дом. Шурочка прожила у старшей сестры пять лет и снова вернулась в Саратов. В Москве ей не понравилось, затосковала по родному городу, по Волге.
Брату Авдею Русланова купила дом. Вначале маленький, чтобы на первых порах хотя бы вытащить его многодетную семью  (десять детей)  из подвального помещения на божий свет. А потом, в другой приезд, присмотрела там же, на Горах, в старом районе Саратова, добротный дом «в три окна на улицу». Из десяти детей Авдея Андриановича выжили семеро: Галина, Лидия, Серафима, Виктор, Юрий, Владимир и Юлия.
Адрес дома: Саратов, ул. Г.С. Титова, д. 9.
***
В Саратове в честь певицы Лидии Руслановой назван областной центр народного творчества (бывший ДК «Техстекло» в Ленинском районе), улица в Волжском районе. 3 апреля 2018 года открыт первый памятник в России  заслуженной певице  РСФСР, автор скульптуры  заслуженный художник России Андрей Щербаков. Он изобразил певицу в традиционном русском костюме в момент выступления на открытой импровизированной сцене у стен Рейхстага 2 мая 1945 года, с характерным для неё жестом - широко разведёнными руками. На памятнике выбита надпись «Киньте-бросьте меня в Волгу-матушку, утоплю я в ней грусть-печаль мою».
 
  Иосиф Кобзон как-то сказал: "Возможно, у нас будет новая Зыкина. В том, что у нас никогда не будет Руслановой, я не сомневаюсь".               
***
Источник информации:
С.Е. Михеенков. Лидия Русланова. Душа-певица - https://royallib.com/read/miheenkov_sergey/lidiya_...
Лидия Русланова отвечает на письма телезрителей. 1971 г. часть 1-я - https://vk.com/video-39773701_165989336
https://nversia.ru/news/rodstvennik-lidii-ruslanov...
и др.

Автор статьи Людмила Ураева.


Рецензии
Спасибо Вам, Людмила за статью.

Мало того, что Лидия Андриановна прожила мучительное детсьво, так её езё и Сталин посадил.

Я в детстве просил милостыню, был в немецкой оккупации и в детдоме.

Сейчас живу богато, ни в чём не нуждаюсь.

Эсхаровец   31.03.2025 14:40     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Эсхаровец. Добра и радости Вам и Вашим близким.

Людмила Ураева   01.04.2025 17:28   Заявить о нарушении