Миссионерская поездка в Уганде
МИССИОНЕРСКАЯ ПОЕЗДКА В ФОРТ-ПОРТАЛ, округ Торо, Уганда.
ОТЕЦ ТЕОДОРУС НАНКЬЯМА.
Рассказ из первых уст о повседневных условиях Православной миссии в Восточной Африке, написанный одним из ведущих деятелей Церкви в Уганде.
Отец Теодорус Нанкьяма перед церковью, в которой он служит во время миссионерских поездок в Танзанию (округ Гейта).
Некоторые представители восточноафриканского православного духовенства (слева-направо): о. Базилиос Нсубуга, Иринеос Магимби, Афанасиос Атим, Рубен Спартас, Кириллос-паша Касуле; диакон Эммануил Мулунга.
ТРИСТА КИЛОМЕТРОВ от Кампалы до Форт-Портала, жемчужины Запада Уганды, на границе с Конго. Раньше мы ездили в Форт-Портал с архимандритом Хризостомом (Папасарантопулосом) (первым греческим миссионером в Восточной Африке), прежде чем он покинул нас, чтобы поселиться в Кении, и мы совершали эту поездку с ним на нашей миссионерской машине. Но когда он уехал от нас, стало намного сложнее посещать пятнадцать православных центров в Уганде. Что я сделал, так это использовал немного денег из своей собственной большой зарплаты (70 долларов в месяц!), которую я получаю как учитель в нашей школе, чтобы посетить эти центры; я делаю все возможное, чтобы не оставлять эту разбросанную паству без пастыря. Нанимаю машину, которая обычно стоит от семи до десяти долларов, в зависимости от дальности поездки. Но чтобы поехать в Форт-Портал, нужно сесть на автобус. Это самое длинное путешествие, которое мне предстоит совершить в Уганде, хотя оно также очень далеко до округа Ланго на севере; но я не часто туда езжу, так как там есть священник.
Из 300 километров от Кампалы до Форт-Портала только 100 — это талмак; вся остальная дорога находится в стадии строительства. Некоторые из наших православных друзей помогли нам купить машину в апреле 1967 года, за что мы им очень благодарны — и с тех пор слово Божие непрестанно проповедовалось в разных деревнях Уганды каждое воскресенье. Но когда вернулся наш Доктор, ему приходилось пользоваться ей все время, чтобы иметь возможность посещать разные деревни, и было очевидно, что мне придется оставлять ему машину; так что мои трудности начались снова.
Я посещаю Форт-Портал раз в три месяца, и последний раз я был там в первое воскресенье декабря 1968 года. Это дождливый период, и всегда есть вероятность очень грязной поездки. Иногда автобусу может потребоваться два-три или более дней, чтобы добраться до Форт-Портала или Кампалы, но нам повезло, и поездка была очень хорошей. В середине пути мы встретили еще один автобус, идущий из Форт-Портала в Кампалу, и, как это принято у них, водители автобусов остановились, чтобы сообщить друг другу, как обстоят дела на дороге. Пока они разговаривали, другой водитель увидел змею и медленно переехал ее. Позже он дал задний ход, и мы увидели змею, борющуюся со смертью, в свете фар автобуса; она была очень большой, около двух метров длиной.
Обычно я уезжаю из Кампалы в пятницу вечером, чтобы на следующее утро быть в Форт-Портале, чтобы уладить некоторые вопросы, касающиеся Школы, с местными властями. В этот раз я приехал ровно в 6 утра, и было еще темно. Наш Православный центр находится на дороге Кампала – Форт-Портал, примерно в пяти километрах от Форт-Портала, и я вышел там на автобусной остановке. К счастью, прямо там есть магазин, и его владелец очень хорошо нас всех знает и является моим хорошим другом. Хотя я все еще страдаю от своих старых операций, я немедленно отнес в магазин три моих чемодана, в которых было все необходимое для Православной Божественной литургии. Я воспользовался возможностью посидеть на веранде магазина, так как было слишком рано, чтобы владелец магазина открылся, и мне не пришлось подниматься на холм к нашему Центру. Просидел там до 7 утра, пока он не открылся.
Но не прошло и пяти минут, как неожиданно пошел сильный дождь. Все мои вещи были в безопасности, хотя из-за сильного ветра на меня попало немного воды; тем временем я беспокойно огляделся вокруг, так как веранда была окружена травой, в которой змеи могли легко перемещаться или прятаться. Дождь прекратился к 7 утра. Когда владелец магазина открылся, он нашел меня там, поприветствовал и пригласил войти. Я спросил его только, может ли он оставить мои чемоданы, пока я не поднимусь в церковь и не попрошу учителя прислать людей, чтобы они их отнесли. Он согласился и поставил их в специально чистом месте. Но перед уходом я хотел взять немного чая, сахара и хлеба, чтобы мы могли позавтракать там наверху. Когда заказ был сделан, я сунул руку в карман, чтобы достать мелочь для оплаты счета. К моему удивлению, вся моя мелочь — около доллара — пропала (из карманов моей рясы часто выскальзывали такие тяжелые вещи). Мне ничего не оставалось, как попросить прощения и оставить заказанное. Конечно, владелец магазина был так добр, что захотел отдать мне все и разрешил заплатить, когда найдутся деньги, но поскольку у меня оставалось совсем немного денег на дорогу, я не хотел ставить себя в затруднительное положение и поэтому просто ушел.
Православные верующие перед церковью в Форт-Портале.
Крест был опрокинут ветром.
Я поднялся на холм к нашей церкви, когда мелкие капли дождя увлажняли мою голову, а влажная трава на тропинке промочила обувь. Когда я добрался до церкви, учитель, г-н Даниэль Кахирима, спал; так как шел дождь, не было возможности заниматься земледелием, и, кроме того, была суббота, когда все школы в Уганде закрыты. Кто-то сообщил ему о моем прибытии, и поэтому он пришел в здание школы, где я обычно спал, и поприветствовал меня; он сразу же попросил меня пойти к офицеру по образованию на другой стороне города, примерно в шести километрах.
К счастью, по дороге в город сосед, который имел правительственный Land Rover, был настолько любезен, что подвез нас, хотя он был членом Миссии Полного Евангелия, с которой мы не в хороших отношениях (потому что земля, которую они хотели, была отдана нам, а не им). Он высадил нас в полутора километрах от города, и оттуда мы прошли пешком через город и еще километра полтора на другую сторону, в Гражданский центр округа Торо, где находился окружной инспектор по образованию.
Перед тем как отправиться туда, мы зашли на автобусную станцию, чтобы проверить, не найдутся ли мои карманные деньги; но их не оказалось. Учительница настояла, чтобы мы выпили чаю, прежде чем идти дальше. Мы зашли в небольшой ресторанчик, какой можно найти в таком городе, и выпили чаю с местными пирожными. После этого пошли в Гражданский центр, где нас тепло приняли в офисе. Все наши дела были рассмотрены с сочувствием. Похоже, что офицеры уважают нашу работу, хотя наши здания и школьное оборудование очень плохие.
Оттуда мы поспешили на автобусную остановку, чтобы сесть на следующий автобус, идущий обратно в ту часть города, где находится наш Центр. У нас было пятнадцать минут до прибытия автобуса (11 утра), но он пришел только в полдень, и то был полон людей, и не было места. Мы ждали следующего, который пришел на полчаса позже, в 1:30, но он также был полон, как и следующий в 2 часа дня. Учитель в конце концов решил пойти пешком, чтобы приготовить еду. Он к счастью увидел своего друга, который ехал около школы на велосипеде, и они уехали.
Я ждал там еще полчаса и пытался остановить множество частных машин, включая несколько полицейских машин и Land Rover, но никто не остановился, даже чтобы выслушать мою просьбу. Видя, что нет никаких шансов на подвозку, я решил пойти пешком. Прошел три километра, когда появился автобус, направлявшийся в какие-то деревни. Они были так любезны, что остановились и подтвезли меня на километр; и поскольку я дал проверяющему фунт стерлингов, а у него не было сдачи, они сказали мне, что я не должен платить. Но, проверив более тщательно, я все-таки нашел какие-то другие деньги, с которых я должен был получить сдачу, но так как у меня не было времени ждать, я дал ему и ушел, оставив проверяющего удивленным.
Придя в школу, обнаружил, что учитель уже приготовил еду и постель в своем доме, который был построен только наполовину, стены и пол были мокрыми. У меня не было аппетита, поэтому я лег отдохнуть, но не мог не думать о змеях, которые могли появиться в любое время при таких благоприятных для них условиях.
В шесть часов мы начали вечерню, пока солнце еще светило, прежде чем скрыться за горой Рувензори с ее белой короной вечных снегов, которая отделяет Уганду от Конго. В тот вечер было около 80 или 100 человек. К сожалению, ветры сорвали часть железных листов здания, а денег на ремонт не было.
После вечерни и моей проповеди всем дали возможность задать вопросы. Дискуссия была очень интересной. Некоторые исповедовались, после чего мы разошлись до следующего утра. Ночью лил дождь из лягушек и жаб, а ветры проносились по новому дому, как и по всему лесу. Я думал не только о змеях, но и о железных листах, которые ветры сорвали с крыши церкви, и о здании школы, в котором было семь классных комнат, последняя из которых, не будучи покрыта железными листами, постоянно находилась под угрозой обрушения.
Катехизатор и кандидат в священники, г-н Питер Багенда, сделал все возможное, чтобы научить всех верующих, молодых и старых, петь как на утрене, так и на литургии. Поэтому на следующее утро (в воскресенье) литургия была такой душевной и трогательной. После Божественной литургии крестили пять человек.
После 4 часов я снова лег спать и проспал до вечера, так как мое здоровье не позволяло мне ходить и навещать некоторых наших верующих. В 7:30 поужинал и через час отправился с несколькими людьми на главную дорогу, чтобы сесть на ночной автобус, идущий обратно в Кампалу. Автобус пришел в 9:15, и мы довольно хорошо доехали, хотя несколько раз нас просили выйти из автобуса, когда мы проезжали по очень размытым участкам дороги. Мы прибыли в Кампалу ровно в 6 утра, очень уставшие, но довольные состоявшимися обсуждениями, пением, исповедями и крещениями.
Сообщения и взносы можно направлять по адресу:
Его преподобие отец Теодорус Нанкьяма, почтовый ящик 3970, Кампала, Уганда.
———
ИСПРАВЛЕНИЕ.
В выпуске «Православного Слова» за март-апрель, стр. 72, было неверно сообщено, что митрополит Филипп из Сирийской Православной Архиепископии Нью-Йорка был одним из «священников» на «Экуменическом славословии», состоявшемся 26 января в Свято-Троицком греческом православном соборе в Нью-Йорке. Источником этой ошибки был официальный текст «Славословия», напечатанный в февральском выпуске (стр. 19) органа Греческой архиепископии The Orthodox Observer. Митрополит Филипп сообщил «Православному Слову», что он не присутствовал на этой службе. В ответ на наши извинения он ответил следующим образом:
"Мы заранее благодарим вас за исправление, которое появится в выпуске "Православного Слова" за май-июнь в отношении нашего присутствия на "Экуменическом славословии" архиепископа Иаковоса.
"Что касается наших отношений с неправославными, мы хотели бы отослать вас к нашему Пастырскому указу № 1, опубликованному на странице 5 нашего журнала "Слово", часть 10, декабрь 1966 года. Этот указ подписали все члены Постоянной конференции канонических православных епископов в Америке. У нас нет никаких намерений нарушать принципы этого указа.
"Мы молимся, чтобы Всемогущий Бог увенчал все ваши усилия успехом во славу Его Церкви".
Свидетельство о публикации №225033100055