Каменная чаша Апокалипсиса
Евхаристия тех дней была quinta essentia — пятой стихией, дыханием конца времён. В катакомбах, под гнётом империи, Церковь мучеников жила Апокалипсисом: oti chronos uketi estai — «времени больше не будет» (Апок. 10:6). Каждая чаша, каждый глоток — шаг к брачной Вечере Агнца, где история сгорала, как пергамент в огне. Войны, чума, гонения? «Их приговор почти произнесён», — шептала Ахматова, но ужас был не в них, а в беге времени, что тащил всех к краю.
А потом Церковь поднялась из катакомб, надела златотканые ризы и стала государственной. Евхаристия изменилась: каменные чаши сменились серебром, а апокалиптический жар остыл. Ужас перед историей, тот terror of history, что гнал мучеников к концу времён, уступил место странному желанию — растянуть театр, где актёры спотыкаются, а пьеса давно потеряла смысл. Вместо «времени больше не будет» зазвучало: «пусть длится ещё». Но каменная чаша Корнилия всё помнила — и Лозу, и Агнца, и эхо слов, что не заглушить ни золотом, ни веком.
Свидетельство о публикации №225033100706