Любовь к центру и к себе
На первый взгляд, это греет душу: любовь к Богу и ближнему — два луча, что сходятся в одной точке. Но вот Дунс Скот врывается с холодной ясностью: Primam Naturam amare se est idem Naturae Primae — «Любить себя для Первой Природы есть сама Первая Природа». Бог любит Себя как суть Своей природы. А человек? Удалённый от центра, он едва способен любить себя — его любовь тускла, как свет, что тонет в тумане. Чем дальше от Prima Natura, тем слабее amare se, тем меньше в нём любви вообще.
Иисус же бросает вызов: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, всей мыслью… и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:38–39). Просто? Нет, невыполнимо. Как возлюбить Бога всей полнотой, если способность любить себя — основа заповеди — почти угасла в отдалении от Него? Первая заповедь — стержень, но она же и пропасть: человек, лишённый божественной интенсивности amare se, не может дотянуться до центра. Вторая — «как самого себя» — висит в воздухе: что любить в ближнем, если себя едва различаешь?
Схемы Ладыженского и Толстого кажутся близнецами, но трещина между ними — в акценте. Учитель ставит Бога первым, а любовь к людям — следствием. Но если любовь к Богу — это amare se Первой Природы, как научиться ей через любовь к другим? Можно ли, двигаясь по окружности, приблизиться к центру, или это лишь иллюзия движения — круг, где каждый шаг оставляет тебя на месте?
Свидетельство о публикации №225033100714