Так почему же не любят евреев? размышления в пути
Дорога из Акабы в Петру - розовый город в горах, идет в сторону Саудовской Аравии. За спиной оказывается Акабский залив Красного моря, с расположившемся невдалеке израильским городом Элат.
Справа по ходу темная возвышенность с проступающими жирными черными полосами неведомой мне горной породы.
- Шайтан-гора? – спрашиваю водителя.
- Нет, - отвечает он – Шайтан там. И показывает пальцем назад, в сторону Элата.
Мир с Израилем Иордания заключила достаточно давно, но в душах местных жителей его еще долго не будет.
Дорога неожиданно оказалась долгой – основную трассу перекрыл горный обвал. Время подумать было…
Почему в этих краях Израиль тихо ненавидят, в общем-то, понятно.
Приехали, влезли. Заявили местным проживающим: «Вас здесь не стояло. Это всегда было, есть и будет наше – еврейское».
Какие основания?
Ну, с этим все в порядке – предъявили Ветхий завет.
Интереснее другое: а где к евреям относятся иначе? Где тот благословенный край, та страна, где есть евреи, а антисемитизма нет? Почему весь мир так единодушен в неприятии евреев? За что их так? За то, что они Христа распяли, и кровь детскую пьют? – уже не проходит. Времена другие. Времена изменились, а отношение, идущее из глубины веков, сохранилось.
Почему?
Евреи и сегодня, в XXI веке, искренне считают себя богоизбранным народом. Были ли другие претенденты на это высокое звание, как происходили выборы и по каким критериям – никому доподлинно не известно. Но известно, что именно евреи по дару Божией Благодати являются хранителями на земле чистой неповрежденной веры в Бога и истинного благочестия. Откуда они это узнали? Из Торы. Это настолько же достоверная информация, как и то, что Бог создал мир за неделю.
Но стоп!
Стоит только погрузиться в толкование богословских текстов, и все кончено – выбраться невозможно. За тысячелетия упражнений в этой области знания уже твердо доказано, что плоское оно же шарообразное, а столпы, на которых стоит Земля – вовсе и не столпы, и в Библии, оказывается, прямо, черным по белому записано, что Земля - шар, висит в невесомости… все это понятно. Не понятно только за что преследовали Колю Коперника и сожгли Джордано Бруно? Ладно, спишем на издержки. Сожгли и сожгли.
Итак, евреи (но только те из них, которые истинно верующие) – богоизбранный народ. Это не обсуждается.
Обсуждается иное: почему божьих избранников, со всеми полагающимися им в связи с этим почестями, не принимают во всех весях нашей планеты?
Черчилль бросил остроумную фразу по поводу того, что в Великобритании антисемитизма нет, и не будет, поскольку англичане никогда не согласятся считать евреев умнее себя. Антисемитизм на туманном Альбионе, как и везде в мире, есть. Но в этой фразе заложен один из вариантов ответа на интересующий меня вопрос – зависть: евреи выделяются среди прочих умом и способностями, поэтому все прочие народы им завидуют. Из этого как будто и проистекают все еврейские проблемы.
Современные евреи латентно поддерживают эту идею, хотя бы тем, что постоянно акцентируют внимание на своем высоком удельном весе в сонме лауреатов Нобелевской премии.
От подобных объяснений вообще-то попахивает евгеникой. К тому же, если евреи в чем-то лидируют, то это в сформировавшейся не в одночасье отстраненности от занятий рутинной производственной деятельностью.
В доме, в котором я вырос, жил еврей – фрезеровщик. Он был городской достопримечательностью.
А фраза: «еврей – дворник», считалась самым коротким анекдотом периода СССР.
Является ли источником антисемитизма подчеркнутая "самость" евреев, стремление выделиться среди окружающих их людей?
Евреи, массово расселяясь по миру с конца первого тысячелетия до н. э. и специфической особенностью еврейства, как общемирового явления, является его резкое сопротивление ассимиляции. Лишь китайцам, вроде бы, удалось растворить в себе (и то не до конца) евреев, выходцев из Ирана, осевших в городе Кайфын. У всех остальных не получается.
Скрывать свою национальную принадлежность (как это было во времена СССР) евреи научились, а вот до конца растворяться в основной массе живущих в стране пребывания – нет. Категорически.
Эта особенность еврейской диаспоры сегодня зиждется уже не на карах, должных к применению вероотступнику: его следовало душить до тех пор, пока он не откроет рот, в который нужно было лить расплавленный свинец. Кары нет, а традиция живет.
Кому-то катание в лифте, не прикасаясь к клавишам управления, во время святой субботы, или полная смена посуды после завтрака, только на том основании, что в ней (пусть даже теоретически) могли оказаться продукты из молока, а в обед будет мясо - покажутся дикостью, но в этом есть определенный глубокий смысл.
Совершение таких действий – неестественных для всех остальных – знак отличия, символ избранности, выделяющий истинного правоверного еврея. Но эти особенности, сами по себе, еще ничего не значат. Такого в мире предостаточно.
Для объяснения причин антисемитизма нужны более весомые основания.
Вытекает ли ненависть к евреям из закрепленных в Торе и Талмуде постулатов обращения с иными народами?
Да, там написано: "Только евреи являются людьми, не-евреи - это животные", или "Даже лучшие из не-евреев должны быть убиты". Много там такого и подобного, но… в те времена, когда сочинялся Талмуд, подобные межконфессиональные и межнациональные отношения были, скорее всего, нормой, просто не все народы тогда грамотой владели. А то, что и сегодня правоверные евреи все это читают, раскачиваясь в синагогах или у Стены плача, так это понятно: наслушаешься за день от окружающих не-евреев и не такого, хочется отвлечься, предаться мечтаниям: "Если язычник (не-еврей) ударит еврея, то не-еврей должен быть убит. Ударить еврея - это ударить бога".
И много ли их (не-евреев) было убито по этому поводу? У нас во дворе Аркашку Зильбермана за неодолимую тягу к клептомании многие били, и ничего – до сих пор живы.
Нет, дело не в этом.
Причина антисемитизма, скорее всего, лежит в экономической сфере. Ненависть, взращенная на почве финансов – самая ядреная.
Правда, в судьбе европейского еврейства экономические интересы уникально переплелись с жестким религиозным изоляционизмом.
Началось с того, что богоизбранные опередили всех прочих в накоплении первичного капитала.
Если в Англии, Франции, Германии… этот процесс в XVI - XVII веках только начинался, еврейский капитал к тому времени давно уже вырос из коротких штанишек за счет занятия ростовщичеством.
Столетия отсутствие религиозного = морального запрета на кредитные по своей сути финансовые операции существенно отличали иудейскую диаспору от окружающего её христианского мира. Евреи стали благоприобретателями экзотической экономической ренты - религиозной. Формированию первичного капитала ростовщичество немало способствовало, чего нельзя сказать о создании дружеских отношений между заимодавцами и заемщиками.
Иудейская самость, инородность являлись в течение длительного времени уникальным преимуществом евреев для европейских владык всех рангов. Отсутствие родственных связей с местным населением стало существенной причиной привлечения евреев к занятию откупом. Внося «предоплату», они собирали налоги, чеканили монеты, взимали таможенные пошлины, проводили поборы с городов и ленных поместий... И все это не смотря на категорические церковные запреты.
Эта деятельность была организована еврейской диаспорой во всей Европе, но максимально она распространилась в Испании и Восточной Европе, в основном Литве и Польше. Её начало можно отнести к 663 году, когда король Дагоберт поручил еврею Соломону собирать пошлины в Париже. Закат еврейского откупа связывают с погромами Богдана Хмельницкого и смутами середины XVII в. Но и после этих событий откупная система не переставала играть известную роль в жизни евреев вплоть до падения Польши.
Думаю, что все понимают: отношения, возникающие между мытарями и субъектами налогообложения очень далеки от дружеских.
Крайне болезненной и острой проблемой была аренда православных храмов евреями. Вспомните "Тараса Бульбу" Н. В. Гоголя:
— Такая пора теперь завелась, что уж церкви святые теперь не наши.
— Как не наши?
— Теперь у жидов они на аренде. Если жиду вперёд не заплатишь, то и обедню нельзя править.
Особенность положения евреев в европейских странах отражалась и в процедурах судопроизводства при использовании такого юридического инструмента, как клятва.
Естественно единственно возможная форма клятвы для христианина на Евангелии была (и остается) абсолютно неприемлема для иудея. Как-то из этого положения выходили ( в средние века применялась особая форма - More Judaico (еврейская клятва). Подобная практика не создавала атмосферы взаимного доверия.
Понятно, что множественные негативные прецеденты, возникавшие в связке «евреи — христиане», как и повторяемые бесчисленное количество раз процедуры формировали традиции отношений проникающие в сегодняшнюю жизнь.
Но и это не всё и, наверное, не самое главное.
Отметим, что евреи опередили Европу не только в первоначальном накоплении, они еще и на много веков обогнали всех своих конкурентов в глобализации.
Когда прозвучал лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», евреи всего мира уже давно соединились. Изначально соединились для выживания. Увидели, что это – хорошо и продолжили, но уже для экономической экспансии.
Есть такое полурекламное полупособие: «Бизнес по-еврейски». Правило №1 гласит: «ПУСТЬ ИМУЩЕСТВО СОБРАТЬЕВ ВАШИХ БУДЕТ ВАМ ТАК ЖЕ ДОРОГО, КАК СОБСТВЕННОЕ». Все остальные правила: типичные «бла-бла-бла», годные лишь для слушателей МВА – их можно безболезненно опустить. Зато первое правило – важнейшее и главное.
Из него вытекает, что, конкурируя с евреем, ты конкурируешь со всем мировым еврейством.
Не просто, не без проблем, но, как правило, при необходимости диаспора соединяет свои усилия для помощи конкретному еврею, обоснованно рассчитывая на подобное поведение и с его стороны. Но это действует только если ты действительно правоверный еврей: чтишь святую субботу, ходишь в синагогу… Это что-то вроде гарантии возврата вложенных средств. А если этого нет, то и помощи нет.
Внешне участие диаспоры в бизнесе отдельного соплеменника практически незаметно и поэтому результат воспринимается, как чудо. «Как это им удается? Почему у них все получается?» – вопросы, мучившие не одного лавочника, разоренного евреем-конкурентом.
Удается и получается в основном и главном потому, что у еврея предпринимателя есть преимущество – экономическая, технологическая, финансовая, кадровая, интеллектуальная… (выбирай ту, что нужна) поддержка собратьев по вере. Она доступна ему в любом месте Земли, где живут евреи.
Этот принцип: «глобальной взаимопомощи» распространялся не только на экономическую сферу. Проблема «пятого пункта» для евреев (если кто помнит – в этом пункте анкеты указывалась национальность) возникла в СССР далеко не сразу, и отнюдь не на пустом месте.
Но нет действия без противодействия.
И что же можно было противопоставить этому мировому еврейскому, формально никак не оформленному, коллективу – глобальной кассе разнообразной еврейской взаимопомощи?
Выбор как всегда скудный - насилие и принуждение.
Евреев многократно изгоняли разные страны и города (за европейскую историю около 50-ти раз), им чинили разнообразные препятствия (наподобие «черты оседлости»). При этом, инициатива всегда исходила от национального бизнеса, не выдерживавшего еврейской конкуренции.
Закончилось это в XX веке страшно и мерзко: тотальным уничтожением евреев в Европе.
Больше всех в уничтожении евреев преуспела Литва. Здесь, при активнейшем участии местного населения, было убито абсолютное большинство евреев, живших в этой стране до войны (уничтожено 95-96% довоенного еврейского населения - Спаслись только евреи, ушедшие в партизанские отряды.
Почему Литва?
Возможно потому, что доля экономики этой страны, контролируемой еврейским капиталом до 1940 года, была здесь самой высокой в Европе.
В Азии, где почти нет евреев, их роль играют …китайцы. Те же особенности: закрытое общество и господство в экономике стран расселения.
Результат?
Практически тот же – геноцид в Индонезии, погромы в Таиланде, Сингапуре, на Филиппинах...
Так было. А сегодня? Сегодня... Сегодня...
А что, сегодня... сегодня мы уже приехали в Петру.
Здравствуй, восьмое чудо света!
Свидетельство о публикации №225033100844