По историческим местам Узбекистана
Ташкент
Утром нас встретил в международном аэропорту Ташкента водитель с плакатом, на котором была указана необходимая информация. По пути в город заехали за гидом по имени Абдуназар, который являлся доцентом университета и поэтому обладал обширными сведениями по узбекской истории и культуре. Вначале посетили религиозный центр Хаст Имам, где мы посмотрели знаменитый Коран Халифа Османа 7 века. В 656 году мятежники под видом паломников, ворвались во дворец халифа Османа и зарубили его мечами. По преданию, в момент гибели халиф Осман продолжал читать Коран, страницы которого залила его кровь. С этого момента Коран Османа стал священной реликвией. В 15 веке Коран Османа появляется в Самарканде. Согласно легенде, реликвию привез Тамерлан из своего похода в Басру (ныне Ирак). В 1868 году Самарканд был занят войсками царской России, и Коран Османа был куплен генерал-майором Абрамовым и переправлен в Ташкент генерал-губернатору Константину фон Кауфману, который преподнес рукопись в дар Императорской библиотеке в Санкт-Петербурге. Рукопись сразу же становится объектом изучения востоковедов, впоследствии подтвердивших, что этот Коран действительно написан в 7-м веке на территории современного Ирака. В 1917 году Коран Османа был передан Всероссийскому мусульманскому совету, находившемуся тогда в Уфе. В 1924 году рукопись была передана в Узбекистан. Коран Османа долгое время хранился в архиве музея истории в Ташкенте. И только лишь после обретения суверенитета реликвия была торжественно передана первым президентом республики Узбекистан Исламом Каримовым главе мусульман Узбекистана. С того времени кожаный Коран Османа доступен для обозрения в медресе Муйи Муборак, находящемся на площади Хаст Имам.
Мы посетили исторические объекты: медресе Барак-Хана, мечеть Тилля Шейха, мавзолей Каффаль Шаши и здание Муфтията. После этого поехали в Центр Среднеазиатского плова «Besh Qozon», где его готовили в огромных казанах на дровах, а вкус его был высшего качества. Во второй половине дня посетили Государственный Музей прикладного искусства, где ознакомились с великолепными образцами, созданными золотыми руками мастеров с первой половины 19 века до настоящего времени. Затем проехали на метро от станции «Космонавтлар» до станции «Мускаллик Майдони». Выйдя из метро на площади Независимости, дошли до памятника великому Тамерлану. Эта бронзовая скульптура изображает полководца, сидящего верхом на коне в полном походном облачении, в шлеме, выполненном в виде царской короны, с саблей в ножнах на поясе и с притороченным к седлу щитом. На постаменте памятника выгравировано имя правителя «AMIR TEMUR» и его девиз – «сила в справедливости» на четырех языках: узбекском, русском, английском и арабском.
Бухара
Рано утром следующего дня водитель отвез нас на вокзал, где мы сели на высокоскоростной поезд «Афросиаб» и через 4 часа оказались в древней Бухаре. Поселились мы в уютной гостинице «Yasmin» невдалеке от комплекса Ляби-Хауз (в переводе с персидского «у пруда», «у хауса»), представляющего собой большой бассейн с водоплавающими птицами, окруженный деревьями, в прохладной тени которых были размещены несколько кафе, за их столиками постоянно сидели многочисленные туристы, в том числе из дальнего зарубежья. Площадь вокруг пруда образована красивыми зданиями медресе Кукельдаш, медресе и ханаки Диван-Беги. Рядом с водоемом уже в наше время был установлен оригинальный бронзовый памятник Ходже Насреддину, сидящему на осле, на фоне которого считали необходимым сфотографироваться практически все посетители этого оазиса. Забегая вперед, надо отметить, что после экскурсии и вновь, на следующий день, мы отведали в Ляби-Хауз прекрасно приготовленные восточные блюда.
Наш гид, очень эрудированная девушка, начала экскурсию с древнейшей мечети Бухары Магоки Аттори. Ее строительство в 714 году связано с именем арабского шейха, наместника Хорасана, Кутейбы ибн Муслима – одного из первых людей, принесших ислам на территорию Центральной Азии. Запомнилось посещение действующего медресе Мири Араб, которое является духовно-просветительским и мемориально-культовым сооружением 16 века. Оно было закрыто в 1920 году после прихода советской власти, а духовенство репрессировано. Вновь медресе открыли в 1946 году, и оно до 1989 года оставалось единственным действующим медресе на территории СССР. В нем преподавали известные ученые, срок обучения составлял 9 лет, которые делились на две ступени. Кроме религиозных предметов, на которые отводилось 30% учебного времени, были и светские: история, русский язык, физкультура, арабский и персидский языки и другие. Выпускниками медресе «Мир-Араб» в советский и постсоветский период были многие религиозное и государственные деятели, как: главный муфтий Узбекистана Усман Алимов, председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий Казахстана Ратбек Нысанбайулы, президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров. Рядом возвышается минарет Калон, являющийся символом Бухары. Он был построен в 1127 году по приказу Арсланхана – правителя из династии Караханидов. Высота минарета составляет 46 метров. В конструкции предусмотрена устойчивость против землетрясений, о чем свидетельствует фундамент, уходящий вглубь земли на 10 метров. Минарет имел важное стратегическое значение для средневековой Бухары, переживший даже нашествие под предводительством Чингисхана.
Поражает своим масштабом Медресе Улугбека в историческом центре Бухары, воздвигнутое в 1417 году внуком Тимура – правителем и ученым-астрономом Улугбеком. При Улугбеке (1409-1449 гг.) медресе играли роль своеобразных университетов, в которых, кроме теологических наук, читались также лекции по астрономии, математике и философии. На створке ворот медресе, над входом в здание, была вырезана надпись, содержащая хадис с предписанием к учебе: «стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Напротив этого здания находится Медресе Абдулазиз-хана, воздвигнутое в 1651-1652 гг. главным придворным зодчим Мухаммед-Салихом на средства и по приказу узбекского правителя Абдулазиз-хана, по замыслу которого его медресе должно было по масштабам и роскоши декора превзойти давнюю постройку Улугбека, чтобы символизировать могущество правителя. Но задумка эта оказалось неудачной, так как в этом строении нет такой пропорциональности частей здания и кружевной проработки деталей. К тому же главный фасад здания обращен лицом к северу и большую часть дня находится в тени, что делает невыразительной богатую облицовку со слишком пестрой цветовой гаммой.
Посетили мы династический мавзолей Саманидов в историческом центре Бухары, построенный на рубеже IX и X веков. Это одно из первых сохранившихся зданий, целиком построенных их жженого кирпича. Узбекский ученый Ш.С. Камолиддин представил убедительные доказательства буддийского происхождения этого проекта. До сих пор сохранилось суеверие, что если написать пожелание и положить его к стене мавзолея, то прошение исполнится в ответ, если оно подано человеком праведным и с открытой душой. Прошли мы и к одному из самых загадочных сооружений Бухары – мавзолею Чашма-Айюб, где расположен колодец с источником, возникшем, по преданию, по воле библейского Иова-Айюба. Источник святого пророка Иова является объектом почитания не только для мусульман, но и со стороны православных христиан. К этому источнику приходят многие паломники, считается, что его вода излечивает болезни.
Наконец мы подошли к монументальной крепости Арк, возвышающейся почти на 20 метров над уровнем окружающей местности и занимающей площадь около 4 гектаров. Крепость является самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары. В средние века в Арке работали Рудаки, Авиценна, позднее Омар Хаям. Весной 1405 года, после смерти Амира Темура, в условиях междоусобной борьбы за престол, Мирзо Улугбек и Ибрагим Султан со своей казной и опекунами отправились в Бухару и остановились в крепости Арк. Здесь они занимались укреплением стен и ворот города. Последний страшный вклад в разрушение был внесен в 1920 году, когда под командованием М.В. Фрунзе крепость бомбили с самолетов. К 2500-летию Бухары были проведены работы по реставрации Арка.
На второй день пребывания в Бухаре, нам было предоставлено свободное время в первой половине дня, и мы поехали на такси в летнюю резиденцию бухарского эмира, представляющую собой исторический объект, в котором было много оригинальных артефактов. Но не менее интересным оказалось посещение, по инициативному предложению таксиста, архитектурно-исторического комплекса «Чор Бакр» (слово «чор» переводится как «четыре) представляющего собой некрополь, основанный в 16 веке, в 8 км от Бухары, где высились два величественных мавзолея с минаретом и были расположены многочисленные могилы знаменитых людей того времени. На входе в комплекс нас встретил старец, который прямо с руки кормил голубей и предложил нам тоже это сделать, что оставило у нас неизгладимое впечатление мира и спокойствия в этом непростом месте, посещаемом паломниками. После обеда нас проводили на поезд «Афросиаб», который через два часа доставил нас в легендарный город Самарканд.
Самарканд
Самарканд — один из древнейших городов мира, основанный, по археологическим данным, в середине 8 века до н. э. (древняя Мараканда), столица государства Тимуридов. Более 2 тысячелетий город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. В 14 веке был столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху, а также в эпоху династии Джанидов (Аштарханидов). В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного в священной книге зороастризма — Авесте. В сочинениях римских и греческих историков впервые упоминается под именем Мараканда, которое использовали биографы Александра Македонского, который в 329 году до н. э. завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом. В 1220 году монголы во главе с Чингисханом напали на Самарканд. Самарканд был полностью разорён. Именно во время нашествия монголов были разрушены почти все постройки и архитектурные шедевры, построенные в эпоху Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов.
Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) Самарканд являлся столицей его империи. Подавляющее большинство существующих ныне архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда. Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран. В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы — медресе, усыпальницы. Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, отсюда огромные масштабы и роскошь убранства. Тимур стремился собрать видных поэтов, музыкантов, учёных из разных стран, он сделал этот город одним из центров торговли в Центральной Азии. В 1409 году Самарканд перешёл в руки младшего сына Тимура — Шахруха, который назначил наместником в Мавераннахре своего старшего сына Мирзо Улугбека. В эпоху правления Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения — медресе Улугбека и обсерватория Улугбека. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе. В 1417—1420 годах Улугбек построил в Самарканде медресе, которое стало первым строением в архитектурном ансамбле Регистан. Основным интересом Улугбека в науке была астрономия. В 1428 году было завершено строительство обсерватории Улугбека. Её главным инструментом был стенной квадрант, которому не было равных в мире. В обсерватории Улугбека к 1437 году был составлен «Зиджи Гурагоний» - каталог звёздного неба. Улугбек завершил произведение «Новые Гурагоновы астрономические таблицы» в 1444 году после многих лет кропотливой работы. Этот астрономический справочник вскоре был переведён на латинский язык и наряду с «Альмагестом» Клавдия Птолемея и астрономическими таблицами кастильского короля Альфонса X являлся пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы.
В 1612-1656 годах хокимами Самарканда являлись Ялангтуш Бахадур и Надир Мухаммад Диванбеги, которые построили, соборную мечеть, медресе Тилля-Кари и медресе Шердор. Таким образом, возник комплекс Регистан — нынешняя визитная карточка города.
В 1740 году на Самарканд напал иранский шах — Надир-шах в заключительной части своего военного похода в Центральную Азию в 1737—1740 годах. По легенде после этого войска Надир-шаха покинули город, а в Мешхед (в Хорасан) было вывезено нефритовое надгробие Тамерлана. По преданию, после страшного сновидения Надир-шаха во время возвращения в Хорасан, когда ему приснился встревоженный дух Тамерлана и его страну охватили бедствия (сильные землетрясения и последующие голод и эпидемия холеры и чумы, а также один за другим произошли покушения на него, в том числе со стороны его старшего сына), Надир-шах распорядился немедленно вернуть украденное нефритовое надгробие Тамерлана в Самарканд и поставить на прежнее место в мавзолее Гур-Эмир.
После приезда в Самарканд мы поселились в отеле, находящемся рядом с этим уникальным историческим объектом. Мавзолей Гур-Эмир, строительство которого было начато по приказу Амира Тимура в 1403 году для его внука Мухаммада Султана, который должен был стать правителем после него, но умер во время военного похода, является шедевром архитектуры Средней Азии. В этом же мавзолее, который стал усыпальницей Тимуридов, были похоронены сам Тимур, Улугбек, Шахрух, Мираншах. В декоре этого здания использованы все имеющиеся в арсенале художников того времени средства: резьба по камню и дереву, сталактиты, витражи и неповторимые сине-золотые росписи рубчатого купола. Посетители, которые присаживаются на каменные скамьи вокруг надгробных плит, находящихся в середине этого грандиозного сооружения, как бы ощущают в почтительной тишине, в которой слышны лишь тихо, шепотом читаемые суры Корана или разъяснения гидов многочисленным туристам, биополе покоящихся здесь людей. Амир Тимур родился 9 апреля 1336 года близ города Шахрисабз. Один из пяти великих завоевателей всех времен и народов. Он стоит в одном ряду с Александром Македонским, Ганнибалом, Аттилой и Чингисханом. Он выиграл тысячу сражений и не проиграл ни одного. В течении 35 лет своего правления он создал огромную империю, простиравшуюся от Волги до Ганга, от Тань-Шаня до Босфора. Невольно вспоминается фильм «Проклятие Темирлана», в котором показаны последствия вскрытия могилы властителя в 1941 году археологами СССР, вопреки протесту местных старцев, о том, что это «разбудит дух войны». Ведь возвращение останков Тимура из московской мастерской антрополога М.М. Герасимова на прежнее место в склепе, действительно совпадает с коренным переломом в Отечественной войне. Величие Тамерлана отражено и в громадном его памятнике в центре Самарканда, где он восседает на троне, а фотографирующиеся рядом туристы ростом ниже голенища его сапога.
Одной из самых почитаемых святынь в исламском мире является могила имама Мухаммада аль-Бухари. Аль-Бухари был первым, кто собрал и упорядочил 7275 хадисов. Он написал свою книгу «Аль-Сахих», которая считается вторым священным писанием после Корана. По инициативе президента Ислама Каримова в 1997-1998 годах у древнего мазара имама Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари в ознаменование 1225-летия со дня его рождения по лунному календарю был построен мемориальный Ансамбль. Он представляет собой комплекс сооружений мемориального, культового и духовно-просветительского назначения в кишлаке Хартанг в 30 км от Самарканда. В связи с этим мы обратились с просьбой к руководству турфирмы, что хотели бы посетить это сакральное место, несмотря на то, что это не было предусмотрено в программе тура и встретили понимание. Но нас предупредили, что там продолжается строительство по расширению комплекса, которое закончится только в 2025 году, в связи с чем не гарантировали проход на территорию этого объекта.
Утром следующего дня нашего путешествия мы на комфортабельном джипе, в котором рядом с водителем сидела русскоязычный гид - девушка с очень обширными знаниями по истории и талантом рассказчика, поехали вначале в Хартанг, к Ансамблю аль-Бухари. Действительно вся громадная стройка вокруг комплекса была огорожена и надежно охранялась, но нам повезло – через знакомых вышли на руководство и нам разрешили пройти внутрь комплекса, куда пропускали в то время только послов и официальных лиц из других стран, видимо способствовало этому восточное гостеприимство. Мы посетили музейное здание, посвященное истории, которое превзошло наши ожидания - вдоль всего его высокого потолка были изготовлены великолепные цветные картины, отражающие просветительскую работу Аль-Бухари, выполненные в изысканном восточном стиле, было видно, что над ними работали высококвалифицированные профессионалы. По сторонам помещения стояли скульптуры и макеты, отображающие события тех времен, а также полки с рукописными книгами. После этого мы прошли вглубь территории, где располагалась могила великого просветителя, она находилась за забором, так как шла реставрация мавзолея. Мы присели на скамейку, невдалеке от мазара, наш водитель прочитал суры из Корана в честь поминовения Аль-Бухари, а уходя, сделали пожертвования. На стройке у мавзолея уже высились 4 высоких минарета и основа громадного купола большой новой мечети, так как здесь ожидается в ближайшие годы приезд большого количества паломников из многих исламских стран.
Вернувшись в город с северной стороны, мы подъехали к обсерватории Улугбека, которая занимает особенное положение среди исторических памятников Самарканда. Она была сооружена на холме Кухак в 1428-1429 годах. После смерти Улугбека объект был разрушен, в течении многих веков его местонахождение было неизвестно и только в 1908 году археолог Василий Вяткин обнаружил его. Установлено, что это было трехэтажное здание высотой более 30 метров, диаметром 46 метров, покрытое мозаикой. В главном зале был помещен громадный инструмент – секстант, с помощью которого ученый производил измерения движения Луны, Солнца, других светил и создал каталог «Звездные таблицы Улугбека», в котором содержались координаты 1018 звёзд. Заглянув в раскопанную часть фундамента, мы воочию увидели сохранившуюся нижнюю часть секстанта, которая и поныне поражает воображение своим масштабом. Рядом с обсерваторией сейчас сооружен большой памятник Улугбеку и построен музей со множеством артефактов, связанных с деятельностью великого ученого Востока, которые мы посмотрели с большим интересом.
Невдалеке от обсерватории мы заехали в мавзолей святого Даниила 15 века, расположенного на склоне горы, у подножья которой имелся источник воды, считающейся целебной. Многие туристы набирали там воду в пластиковые бутылки и емкости разного объема, которые через дорогу продавали предприимчивые дельцы. На постерах, установленных рядом с источником были надписи на английском «St. Daniel» и узбекском «Xoja Doniyor» языках. В христианстве пророк Даниил - один из так называемых «великих пророков», автор одной из ветхозаветных библейских книг – книги Даниила. В иудаизме Даниель также один из почитаемых пророков. Возникновение захоронения пророка Дониёра (Данияра, Даниила, Даниеля) относят к среднеазиатскому полководцу, стратегу и завоевателю Амиру Тимуру, который привёз в Самарканд его останки, и на месте его захоронения построил мечеть. Останки пророка были доставлены полководцем из города Сузы (современная территория иранского остана Хузестан) во время его похода в Малую Азию (нынешняя Турция) в 1399 - 1404 годах. По широким ступеням вверх, к мавзолею Дониёра, который почитается представителями трех мировых религий – ислама, иудаизма и христианства, поднимались люди и других исповеданий. После постройки мавзолея, с годами, по легенде могила начала расти, достигнув в длину более около 18 метров. Мавзолей периодически достраивался и удлинялся, а в самом начале XX века над могилой пророка было сооружено прямоугольное длинное здание мавзолея с цепочкой из пяти низких куполов. Внутри мавзолея находится длинная дахма, в котором и погребён пророк. В 1996 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита в Узбекистан посетил Самарканд, в частности мавзолей Дониёра. Возле склепа находилось засохшее фисташковое дерево, которое патриарх решил освятить, и спустя некоторое время дерево вновь ожило. Поэтому многие посетители фотографировались под ним, что сделали мы тоже. Дерево действительно выглядело очень зеленым, несмотря на то, что что прошло более четверти века.
Следующим историческим объектом на нашем пути был некрополь Шахи-Зинда («живой царь»), который является одним из лучших архитектурных ансамблей Средней Азии. Комплекс состоит из 11 мавзолеев, среди которых находится могила двоюродного брата пророка Мухаммеда, Кусам-ибн-Аббаса. Во время нашествия арабов в Центральную Азию с целью распространения исламской религии, он был обезглавлен во время боя и похоронен здесь. Эти события относятся к 7 веку. Одна из надписей на надгробии гласит: «И никак не считай мертвыми тех, кто убиты на пути Аллаха». Мемориал не был разрушен и сохранил свое значение и при нашествии монголов. В 1330-е годы мавзолей Кусам-ибн-Аббаса посетил знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута. Гармоничная форма и декор ансамбля Шахи-Зинда показывает высокий уровень мастерства лучших архитекторов. Очень правильно написано в справочнике города, что «вопреки своему статусу погребального комплекса, Шахи-Зинда своей изысканной красотой как бы отрицает смерть, декларируя вечность и многообразие жизни». Именно с таким чувством мы покидали этот объект. Заглянули мы по пути и в музей истории Самарканда «Афросиаб», находившийся невдалеке.
После обеда в ресторане, который назывался «Центр плова №1», качество изысканных блюд в котором вполне соответствовало вывеске, мы поехали в Регистан, который находится в самом центре города. В ансамбль площади входят три медресе (духовные школы) 15 - 17 веков: Улугбека 1417-1420), Шердор (1619-1636) и Тилля-Кари (1646-1660). Два последних построены в то время, когда Самарканд возглавлял Ялангтуш Бахадур из рода алшын и являются образцами изысканного мастерства строителей того времени. Портал медресе Улугбека украшен глазурованным мозаичным панно, что является имитацией небосвода, на котором видны 10-гранные звезды. Медресе Шердор украшено изображениями мифических тигро-львов, на фоне человеколикого солнца. Это видимо отражает доисламский культ огня, то есть зороастризма. Медресе Тилля-Кари поражает посетителей своей роскошной золотой росписью на куполе, стенах и изящными сталактитами над мраморными плитами. Внутри этих исторических зданий были расположены картинные и фотогалереи, а также множество лавок с различными сувенирами. Вечером того же дня мы посетили Регистан вновь, посмотрев эффектное цвето-музыкальное шоу на древних стенах, которое проходило при большом скоплении зрителей, в числе которых было много иностранцев.
В программу экскурсии входило также посещение мечети, которая носит имя легендарного Хазрет-Хызра – исламского святого, вечного странника и покровителя путешественников. В прошлом здесь был языческий храм, идолы которого были уничтожены в первые годы утверждения ислама в этих краях. тут проходил акведук, снабжавший древнее поселение водой. Для торгового города, принимавшего множество караванов, Хазрет-Хызр имел особое значение как святой, способный даровать богатство и удачу в дальних странствиях и торговле. Существующая мечеть возведена на средневековых фундаментах древнего храма в 1854 году и прошла реконструкцию в начале 21 века. 3 сентября 2016 года на территории мечети Хазрет-Хызр был похоронен первый президент Узбекистана Ислам Каримов. Вскоре после похорон в Главном управлении по охране и использованию объектов культурного наследия при Министерстве культуры Узбекистана началось проектирование мавзолея над его могилой. Основная сложность при работе над проектом заключалась в том, что мечеть Хазрет-Хызр находится под патронатом ЮНЕСКО. Поэтому важно было не только связать два разновременных строения единым архитектурным стилем, но и сохранить исторический облик объекта всемирного наследия. В строительстве мавзолея участвовало около 2000 человек, в том числе мастера-декораторы из Индии. 30 января 2018 года мавзолей был торжественно открыт и к этому месту приходят многие тысячи посетителей. С холма, на котором находятся эти исторические объекты, открываются замечательные виды на город и, в частности на мечеть Биби-Ханым, строительство которого было начато в 1399 году после победоносного похода Тимура в Индию. Она была самой большой мечетью в Средней Азии, вмещала более 10 тысяч паломников. Для транспортировки больших каменных блоков во время строительства из Индии были привезены 90 слонов. Входной портал, большая мечеть и две малые были соединены между собой арочной галереей, которую поддерживали 480 мраморных колонн. В середине обширного стола стоит большая подстава, где находился Коран Османа. Этот уникальный объект был разрушен в 1740 году войсками иранского правителя Надир-шаха. В 20 веке строение было полностью восстановлено и является сейчас одним из блестящих образцов архитектуры средневекового Самарканда. Посетили мы и мавзолей Рухабад – «Обитель духа». Он был построен по распоряжению Амира Тимура в 1380 году над могилой шейха Бурхан-ад-Дин Сагарджи, получившего известность распространением ислама среди кочевников Восточного Туркестана. Согласно легенде, шейх Бурхан-ад-Дин владел медной коробкой, в которой хранилось семь волосков пророка Мухаммеда, и она при строительстве была замурована в куполе мавзолея. Рухабад становится одним из самых почитаемых культовых сооружений города. Историки пишут, что сам Амир Тимур, проезжая мимо этого мавзолея, всегда спешивался с коня.
Шахрисабз
Это древняя Наутака, средневековый Кеш, современное название (с XIV века) Шахрисабз, что в переводе с таджикского обозначает «Зеленый город». 8 апреля 1336 года вблизи Шахрисабза родился Амир Темир – великий государственный деятель и полководец. Здесь прошли его детство и юность, это его святая обитель, где похоронены его отец Тарагай, его старшие дети Джахонгир и Омар шейх. В 2000 году исторический центр города и его археологические, архитектурные, религиозные и культурные памятники были включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мы выехали рано утром из Самарканда и через час были на перевале Китаб Зарафшанского хребта, откуда открывается прекрасная панорама на долины и оазисы. Еще через час мы были в Шахрисабзе у стен Ак-сарая (с узбекского «Белый Дворец») –резиденции Тимура в его родном городе. Его строительство началось в 1380 году и продолжалось 24 года, дворец этот был построен в память о матери Амира Тимура Такина хотун. Одним из чудес дворца был устроенный на крыше бассейн, с которого стекал живописный каскад струй. Уникальный шедевр зодчества, хотя находится сейчас в полуразрушенном состоянии, до сих пор поражает гостей города своей величественностью и грандиозностью, один только внутренний двор был размерами 125 на 250 метров и имел высоту арки более 70 метров. На лицевой стороне переднего купола в виде вытянутого шестиугольника надпись на арабском языке: «Справедливость – основа государства и девиз правителей» повторяется шесть раз. Есть также надпись: «Разум опирается на свои действия, а невежество – на свои мечты и надежды». Пройдя через сохранившиеся стены Ак-сарая, мы увидели громадную (в полный рост) скульптуру Амира Тимура, которая установлена в настоящее время, но удачно гармонирует с окружающим комплексом исторических зданий, которые были частично реконструированы в 2002 году под эгидой ЮНЕСКО в связи с празднованием 2700-летия города Шахрисабз.
Далее мы побывали в мавзолее, построенном в 14-15 веках для внезапно скончавшегося старшего сына Тимура Джагонгира. Мавзолей Джагонгира является частью мемориального комплекса Дорус-Саодат («Обитель власти»), который предназначался для всей династии Темуридов. Второй сын Тимура Умаршейх, убитый в 1393 году в возрасте 29 лет во время осады крепости Курд в Иране, был также похоронен в этом комплексе. До наших дней сохранился и склеп самого Тамерлана, в который мы спустились с трепетным чувством, но судьба распорядилась так, что великий правитель был похоронен в Гур-Эмире в Самарканде. В 1435 году, через 30 лет после смерти Амира Тимура, была открыта самая большая мечеть в Шахрисабзе – Кок Гумбаз. Она является частью комплекса Дорут Тиловат («Дом размышлений»), где находится мавзолей отца Тимура Тарагая и его духовного учителя Шамседдина Кулала. Кок Гумбаз с голубым куполом диаметром 46 метров был построен Улугбеком в честь его отца Шохруха. Зайдя внутрь мечети многие люди ущущают грандиозность мироздания. После экскурсии мы вернулись в Самарканд и на поезде «Афросиаб» поехали в Ташкент.
Ташкент
Наступил день завершения нашей поездки по историческим местам Узбекистана. Но мы посчитали необходимым перед отъездом посетить мавзолей Толе би, который находится в Ташкенте. Толе би – казахский государственный, политический и общественный деятель, бий Старшего жуза, оратор (шешен) и поэт. Вместе с Казыбек би и Айтеке би – он один из трёх великих биев (судей) казахского народа, авторов свода законов «Жеты жаргы», в котором были юридически закреплены социальные и правовые нормы казахского общества. После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би правил Ташкентом в течение шести лет - с 1743 по 1749 годы. Почтение памяти великих предков считается священным долгом у современных мусульман Средней Азии. И то, что мавзолей Толе би сохраняется в надлежащем порядке в самом центре столицы соседней республики является залогом братской дружбы между нашими народами.
Свидетельство о публикации №225040101151
Самыми большими достижениями ученых из Средней Азии являются знания,
которые приняты всем человечеством.
1. Десятичные цифры, которые ввёл Мохаммад аль Хорезми.
2. Десятичные дроби, которые впервые ввёл Джемшида ал-Каши в 1424 г.
Эти открытия такого же масштаба, как бумага, компас и порох, но они не материальны.
Они перевернули жизнь людей.
Чтобы с ними познакомиться, не надо ездить в Самарканд.
Алекс Минковский 01.04.2025 16:32 Заявить о нарушении
Достижениями ученых из Средней Азии являются не только "десятичные цифры и дроби", как Вы написали, а и многое другое... В рассказе отмечено, что достижения Улугбека, внука Тамерлана, в астрономии были самыми передовыми для того времени. А помните ли Вы, Абу Али Хусейн ибн Сина, известный на западе под именем Авиценна, является отцом современной медицины? А знаете ли Вы, что Аль-Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др.? Им же составлена «Фармакогнозия в медицине» — книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время. Таких ученых в Азии и их масштабных достижений гораздо больше, чем Вы себе представляете. Поэтому рекомендую Вам съездить, и не только в Самарканд, но в Бухару и Хиву, Коканд и Фергану, древний Отрар и другие исторические места,увидеть все своими глазами, изучить и только потом делать какие-либо выводы и продуманные заявления & предложения.
Мадали Найманбаев 03.04.2025 11:55 Заявить о нарушении
Сегодня не нужно никуда ездить.
Достижения ученых описываются в научных журналах, а фармпрепараты, в наши дни, можно купить в аптеках.
Достижения учёных Средней Азии интересны с точки зрения истории науки.
Эти выдающиеся люди намного опередили своё время. также, как Архимед в своё время.
Однако наука начала развиваться, когда появились научные журналы и учёные из разных стран могли между собой переписываться
- Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц...
Все они делали открытия для человечества.
А до Хорезми не было даже удобного исчисления,
и цифры введённые им, мы воспринимаем, как само собой разумеющееся.
Но это был полёт его фантазии.
Алекс Минковский 03.04.2025 18:15 Заявить о нарушении