Всемирный день Гоголя

1 апреля давно уже следовало объявить Всемирным днем Гоголя.

Гоголь не такая литературная глыба как Дюма-отец или Агата Кристи. Его творческое наследие весьма ограничено. Зато у Гоголя практически нет слабых произведений. Что ни возьмешь, или – шедевр, или гениальное творение. То есть, как вы поняли, читать рекомендовано всё.

Гоголь не особо экранизируемый автор. Но и по нему кинематографисты прошлись изрядно. Не все киноверсии были удачными, поэтому подходить следует избирательно.

«Вий» 1967 года. Отличный фильм, не побоимся этого слова, пронизанный гоголевским духом.

«Дело о мертвых душах». 8-серийный телефильм 2005 года – блестящая попытка соединить в одном повествовании «Ревизора» и «Мертвые души». Актеров Деревянко и Грамаша специально вырастили в пробирках тайных лабораторий, чтобы они играли именно в гоголевских экранизациях. Как по мне, Гармаш – пока лучший Сквозник-Дмухановский. Хотя, у гоголевского творчества впереди еще вечность, возможно, появятся и лучшие сценические воплощения.

«Женитьба» 1977 года. Петренко, Борисов, Брундуков, Крючкова. Всё – гениально.
 
«Мертвые души» 1984 года. Экранизация близкая к исходнику. Калягин пока – лучший Чичиков, Богатырев – лучший Манилов, Невинный – лучший Собакевич, Шаповалов – лучший Ноздрев.

«Нос» 1977 года. Быков – нормальный майор Ковалев. Ноль претензий.

«Шинель» 1959 года. Тот же Быков – Башмачкин. В роли Башмачкина Быков был еще более выразительным.

«Русская игра» 2007 года. Экранизация пьесы «Игроки». Чрезвычайно смешной фильм в совершенно гоголевском стиле.

За Гоголя очень редко брались американские и европейские режиссеры. Из их работ стоит отметить, пожалуй, только «Тараса Бульбу» 1962 года. Тараса Бульбу сыграл Юл Бринер. К слову, бюджет картины составил 7 миллионов долларов. Для 1960-х годов - очень внушительная сумма.


Рецензии