Проевропейские тенденции, Ч. 2

Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью",

"О, как велико ослепление предателя? Приобщаясь Таин, он [Иуда] оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Ин. 13: 27, когда говорит, что после этого вошел в него сатана".

 
А что предлагает ПСТГУ?

Николай Емельянов издаёт статью, в которой сводит всю религиозную жизнь христиан в России – к частому причащению.

Преподобный Серафим Саровский напоминал нам: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!".

Нет, не о богообщении говорится в этой статье. А только про регулярное общение прихожан со священником, вплоть до того, что указываются цифры "среднего времени общения со священником на исповеди".

Но, позвольте, где же критерий чистоты души, благоговения перед причастием, сердечного раскаяния, искренней веры, которые только и даруют радость покаяния и причащения Святых Христовых Таин без осуждения?

Нет, об этом как раз в статье Николая Емельянова, который читает в на Богословском факультете ПСТГУ ни больше, ни меньше, а догматическое богословие – не сказано ни слова.

Более того, Николай Емельянов прописал в своей публикации удивительно спорные тезисы, с точки зрения православной апологетики.

И в рамках какого же гранта была издана эта статья? Гранта от РФФИ по теме "Избирательное сродство религии и хозяйства на примере России и Швейцарии".

А для чего, православным христианам в России, сравнивать свою религиозную жизнь – пусть религиозную ещё и можно как-то "сравнить", если "убрать за скобки" такое богословское понятие как "богообщение", ведь его упоминание вводит нас уже в категории духовной жизни, а не абстрактной религиозности (о чём, как раз, видимо, и пишет Николай Емельянов) – с жизнью протестантов в Швейцарии?

Ведь жизнь верующих не связана с материальным достатком, бедность и богатство одинаково нейтральны. К чему экономический фактор, ради земного блага и процветания в "христианской окраске"?

Но этой невозможно, как невозможно обелить золото, золото всегда есть инструмент достижения именно земного блага и процветания.

Но в Царствие Божие, входят сердцами. Для того и необходимо благоговейное причастие, которое не сводится к амплитуде частоты исповеди на приходе.

И снова, проевропейские тенденции, как западные ветры, не дают лицам ПСТГУ подумать о душе, о Боге, о вечном.

А не кажется ли вам, что сама постановка вопроса в данной статье: "Специфика российской религиозности не исчерпывается процессами секуляризации" – экуменистическая?

Не об этом ли, мы можем прочесть на сайте профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, который читает лекции по экуменизму, предупреждая как раз своих студентов от сребролюбия, сластолюбия и славолюбия, которыми заражён западный мир:

"Между тем, во второй половине ХХ-го века в католическо-протестантской среде на Западе начался т. н."евхаристический бум". Выразился он в крайне опасной идее частого причащения без "предварительных условий". Католическая церковь объявила о достаточности одного часа "поста» перед причастием (т. н." "евхаристический пост") и необязательности исповеди. У протестантов всегда так было. Результат подобных новшеств – потеря благоговения к Таинству и к самой вере, и колоссальное омирщение духовенства и мирян.

Но и занепонуждение себя к благоразумному подготовленному принятию этого таинства человек страдает так же, как и за небрежное, неблагоговейное причащение".

А о так называемом "парадоксе религиозности", хочется сказать довольно известными среди верующих словами: религия – это когда человек приходит к Богу, а вера – когда Бог приходит к человеку.

Да, так мыслит русский православный человек. Что об этом думают протестанты в Швейцарии, мне лично, неинтересно.


2025


Рецензии