Венский роман, или Как познакомились мои дедушка и
Только спустя много лет, вспоминая этот рассказ, я понимаю, ЧТО ей пришлось пережить…
Галине, (так звали мою бабушку), было 20 лет, когда началась война. В их городок пришли немцы, начали наводить свой "орднунг". Первым делом собрали евреев, согнали к большому рву и расстреляли. Ров присыпали землей, по воспоминаниям моей бабушки - «земля дыхала», (земля дышала), - ведь там были убитые и раненые, все вместе… По ночам горожане пробиралась к этому рву, вытаскивали еще живых людей и прятали их по домам…
Потом стали угонять в Германию молодежь. Людей везли в товарных вагонах, в страшной тесноте и духоте, как скот. Состав, в котором была Галина, уже в Европе пытались отбить местные партизаны. Как это произошло, никто особо не понял, может первые вагоны пошли под откос, но возникла паника и суматоха, все разбежались, кто куда. Фашисты быстро опомнились и начали ловить девушек и загонять обратно в вагоны, стреляли по бегущим... Партизаны пытались спасти, кого могли, кричали: - Девки, у шуму! У шуму! (уже много лет спустя бабушка узнала, что это на сербском - "девки, в лес!" Но испуганные девчонки метались по полю, не понимая, что происходит. Галину поймали.
Так она попала в Австрию. Там работала в венской семье прислугой, как она говорила: «Та ничого. Можна терпеть». Потом работала на заводе, там было уже совсем тяжело...
В апреле 45-го войска Красной Армии освободили Вену, а в августе СССР и союзники разделили столицу Австрии на зоны влияния. Моя бабушка оказалась в американской.
Город в то время лежал в руинах. Бывшие остарбайтеры и военнопленные бок о бок работали на улицах, разбирали завалы, вывозили мусор. Там Галина и познакомилась с Алексеем.
Молодой человек рассказал ей свою историю, такую типичную для того времени - ускоренное обучение в танковом училище, фронт, ранение, плен…
А тем временем среди восточных рабочих ширились слухи, что людей будут принудительно отправлять в Америку. Кто-то был этому рад, но большинство хотело домой, на Родину.
Галина не хотела в Америку и поделилась своими опасениями с Алексеем. Тогда молодой человек придумал дерзкий план.
В тот день они, как обычно, встретились на уличных работах. Алексей принес с собой мужскую форму и переодел в неё Галину. Там же, на развалинах, он коротко остриг шикарные русые волосы девушки.
Перед моими глазами стоит картина – десятилетия минули с того дня, сколько всего пришлось пережить, но моя бабушка рассказывает и вытирает слезы – так жалко ей своих волос, а может юности…
Так среди военнопленных появился худенький русоволосый солдатик – моя героическая бабушка.
Потом была долгая дорога домой. А в поезде, холодным январским утром 1946 года, у Галины и Алексея родилась дочка Катюша, моя мама…
Много чего было в их жизни - неустроенность и бедность послевоенных лет, большие стройки и еще шестеро детей. Да и дед, чего греха таить, пил горькую…
Но то большое чувство, что родилось на развалинах австрийской столицы, украинская девушка Галина и донской казак Алексей пронесли через всю свою жизнь…
Свидетельство о публикации №225040101246
Иванова Яна 01.04.2025 16:28 Заявить о нарушении