Никто не виноват

Таких педантичных людей, как наш начальник отдела Петр Сергеевич, я вряд ли встречал. Если переиначить известную поговорку, то прежде чем отрезать, он отмеряет, порой, даже больше семи раз. Он уже далеко не молодой человек: пенсионный возраст не за горами. Весьма добродушный, но уж очень недоверчивый, в том числе и по отношению к себе. Привычка проверять и перепроверять, порой, вызывает недоумение у окружающих. Может даже в любой ситуации судорожно залезть в карман или портфель, после чего облегчённо вздохнуть: мол, всё в порядке, лежит на месте... Ну а отношение к ошибкам, косякам и пр. - это вообще отдельная тема. Вот комфортно ему видеть порядок абсолютно во всём! Даже какие-то ни на что не влияющие мелкие погрешности всегда являются у нас предметом разбора. Не являются исключением и его собственные ошибки и недоработки: признаёт, не пытается переложить на кого-то. Думал, что это с армии у него такая дотошность, нравится, когда всё по полочкам.

Однажды (бывает же так!) в выходной мы с шефом случайно встретились в электричке. Я ехал в пригород навестить родителей, и у него, как выяснилось, дача в том же направлении. Он вообще на машине, но тогда она вроде как была в ремонте. Конечно же, разговорились... На поверку, он оказался довольно общительным. Где-то в пути электричка остановилась и простояла около получаса. По вагонному динамику не раз  прозвучало, мол, что о времени отправления сообщат дополнительно. Ни его ни меня это особо не напрягало, но вообще порассуждали о том, что из-за таких вот ситуаций у кого-то срывается мероприятие, кто-то опаздывает в аэропорт... короче, на ровном месте возникают серьезные проблемы, из-за кого-то люди вынуждены страдать. Тут я таки решил выпендриться перед шефом, зная особенности его характера, и развел теорию о том, что в любом ЧП есть виноватые и возложить на них ответственность должно быть делом принципа.

Петр Сергеевич, слушал меня, внимательно, но видно было, как он задумался о чем-то своем.  Потом вдруг произнес: "Да нет, не всегда есть виноватые...". В качестве аргумента он поведал мне случай из своего детства.

- Вам, наверное, не раз приходилось слышать от родителей или знакомых о жизни в 1970 г. как о своего рода золотом времени, - так он начал. - Мне 12 или 13 тогда было. Приближались летние каникулы. Я твердо усвоил родительское внушение, что будь за год хоть одна тройка, не видать мне поездки в город Н... Там дача возле большой сибирской реки, мои двоюродные братья, их друзья, рыбалка... Так вот если будет хоть один трояк за год, то мама поедет одна к своей сестре  (моей тёте), а меня... в пионерский лагерь. Уж очень убедительно это внушение прозвучало - искушать судьбу не хотелось. У меня был там... по одному из предметов трояк за третью четверть, а за первые две четверти были четверки. Если и в последней четверти выходил трояк, то уж точно его и за год бы мне влепили. Так что вымучивал заветную четверку с особым усердием, и таки вымучил...

До поездки ещё неделя-другая, а мне уже снится поезд, купе, чаек за столиком у окна,  пролетающие пейзажи, приятное общение со случайными попутчиками... и так трое суток! Мне ужасно нравились такие поездки. Именно на поезде - самолётом в детстве, конечно, летал раз-другой, но никакой романтики - одна суета!..  Согласитесь, в отличие от взрослых, которые обычно вынуждены о завтрашнем думать завтра, дети, как правило, живут предстоящим ярким событием, будь оно хоть через месяц. Нетрудно представить моё возбужденное состояние в день отъезда: дождаться бы вечера, когда уезжать... И вот торжественный момент... Едем! Отец нас с мамой провожает. И вот он вокзал... А вот и наш поезд, и... наш вагон! Улыбающаяся проводница, посмотрев на наши билеты, озвучивает места и приглашает пройти в вагон. Я уже бегу вперёд к нужным местам. А в нашем купе уже обосновались... трое! Двое соседей (вроде муж и жена) - это понятно. Третий... сначала подумал, что это их провожающий? Однако, непохоже... уж как-то по-хозяйски этот мужчина расположился на одном из наших мест.

Подтянулись вслед за мной мама и отец с чемоданом - тот мужчина стал уверять, что это его место. Отец как-то через чур возбудился, выхватил у мамы из рук наши билеты и стал таки прямо перед его носом тыкать пальцем туда, где указан номер места. Тот удивился, достал свой билет, внимательно посмотрел, а дальше как обычно в таких случаях: "Ах, извините, ошибся!.." - "Да что уж там... бывает!"  Невнимательный дядя забрал свой саквояж или что там у него было и отправился... теперь уже на свое место. Из моей жизни тот дядя ушел навсегда, но если б он знал, какой след оставил!..

Дальше всё было как обычно. За пять минут до отправки провожающих просят покинуть вагон. Отец уже машет рукой, стоя на перроне возле окна нашего купе. И вот изображение за окном как бы поплыло... Как я ждал этого момента! Мне всегда нравилось, как поезд трогается... плавно так, сразу как-то незаметно, не в пример нашим электричкам, начинающим движение с ощутимого толчка. Вот и всё!.. Наконец-то можно расслабиться. Сейчас проводница пройдет с проверкой билетов, потом чай... - и залезу на верхнюю полку.

Петр Сергеевич выдержал небольшую паузу, а я еще всё не мог для себя понять, к чему ведется этот лирический рассказ. Он продолжил: - Как и ожидалось, через минуту-другую после отправления поезда раздалось по вагону: "Товарищи пассажиры, приготовьте билеты". Наши соседи положили свои билеты на столик и продолжали ещё что-то там перебирать в своих вещах. И тут, смотрю, мама нервно шарит руками в своей сумочке... в карманах... в недоумении спрашивает меня, мол. не брал ли случайно билеты? Вот это конфуз!.. Немая сцена!.. Соседи по купе сочувственно смотрят на нас, даже из других купе с любопытством  выглядывают.  Конечно, интересно: "зайцев" застукали!

Сразу стало ясно, что дорогой папа прихватил с собой наши билеты. Действительно, после разбирательства с невнимательным пассажиром, он машинально сунул их себе в карман и стал размещать наши вещи в багажном отсеке под нижним местом. Такого поворота событий я даже не мог предполагать в самых худших ожиданиях! Более жалкой и глупой ситуации просто невозможно было представить!

Помню, появился бригадир поезда, такой солидный, в форме, но с довольно отвратной физиономией. Проводница что-то мямлила ему про то, что видела наши билеты при посадке. А тот... мол, ничего не знаю... либо оплачивайте, либо высадим на первой станции! Последнее прозвучало как приговор... Все знают, что при входе в вагон осуществляется не проверка проездных документов, а организация посадки, а вот потом... если проводнику нечего будет вставить в специальный планшет, в ячейку с номером места, то всё... - безбилетник!

В итоге, после всяких там разговоров (как же мать было жалко!) нам изложили два варианта развития событий. Первый: наш папа обнаружит у себя наши билеты и отобьёт срочную телеграмму на первую станцию пути следования поезда, - тогда мы спокойно едем дальше. Второй: при отсутствии подобного оповещения придется оплатить стоимость проезда со штрафной надбавкой.  А это, как сказала мама, почти вся сумма, которая была у нее на поездку. В случае неоплаты... в общем, понятно, что бы нас ожидало.

Как уже говорил, был вечер. Первая станция должна была быть где-то после полуночи. Мама не спала. Я на верхней полке тоже не мог уснуть. А тут ещё мужчина-сосед храпит. Да и чувство обиды и несправедливости просто выворачивало наизнанку. Как же так... на ровном месте вляпаться в неприятное приключение. Поезд стал притормаживать, в темноте замелькали огни. Станция. Я почему-то и не надеялся на чудо. Во время стоянки мама выглянула из купе, когда наша проводница проходила по салону. "Ну, что? как?" - "Ничего нет". - "Тогда давайте заплачу". - "Всё будет утром, отдыхайте...". Хорош отдых! - подумал я. И затем все трое суток в поезде пролетели как один день: в окно не смотрел стоя в салоне, на остановках не выходил подышать... Лежал себе на верхней полке: что-то читал или решал кроссворды.

- Да, Петр Сергеевич... - сказал я, - если бы была хотя бы мобильная связь...

- Согласен. Вашему поколению трудно представить, что советские люди должны были планировать свои дела и рассчитывать возможные варианты с учётом того, что какое-то время придется быть без связи!

- Ну... да... реально трудно представить...

- А ведь так и жили и, я бы сказал, были более ответственными и организованными, - добавил Петр Сергеевич и продолжал дальше. - О том, что случилась с нами, отец узнал спустя три-четыре дня из телеграммы, которую мама отправила уже из Н... Даже по городскому телефону позвонить не было возможности: у родственников телефон-то был, да вот в нашем районе плохо было с телефонизацией - наша семья ещё только стояла на очереди! Тогда же папа спокойно вернулся домой, не пожелав лишний раз залезть в карман своего плаща. Потом он спокойно повесил этот плащ на крючок и в ближайшие дни обращаться к нему явно не собирался: лето ведь на дворе, просто тот день выдался довольно ветреным. 

- Ну и что было потом?

- Да, собственно, уже ничего особенного. В Н... нас встретили наши родственники, понедоумевали над случившимся. Мама смогла занять у сестры нужную сумму. А уже по возвращении домой кому-то из родителей пришлось изрядно побегать по вокзальным кабинетам с неиспользованными билетами и штрафной квитанцией. Деньги таки вернули, с незначительным удержанием, и мама вернула долг сестре почтовым переводом. Всё было в то хорошее лето: и большая сибирская река, и рыбалка, и костер на берегу... Но неприятное послевкусие от этой истории словно погасило тот эмоциональный настрой, с которым я ожидал поездки и садился в поезд. Всё было, но воспринималось уже не так, как раньше. Так вот, спрашивается, кто виноват в том, что как-то криво всё получилось?

- Как кто? - не задумываясь выпалил я. - Конечно же, ваш отец...

- Ну да... - вдумчива отвечал Петр Сергеевич. - В первую очередь, со стороны может так и показаться. Я потом у отца, конечно, постарался выяснить этот момент. Тут следует учитывать, что ситуации с двумя билетами на одно место в те времена хоть и не часто, но случались. И тогда действовало негласное правило, по которому на месте оставался тот, кто первым его занял, а другому перевозчик обязан был предоставить, уже по своему усмотрению, свободное или резервное место. Перспектива очень неприятная, если бы мне или матери пришлось перебраться в другой конец вагона или вообще в другой вагон. И не факт, что кто-либо из пассажиров согласился бы поменяться с кем-нибудь из нас местами. Поэтому нервозное состояние отца, в результате которого его дальнейшие действия приняли спонтанный и рассеянный характер, вполне объяснимо. Или, может быть, мама, которая на радостях от того, что недоразумение с пассажиром удачно разрешилось, забыла забрать у отца билеты? Тут ведь картину можно дополнить еще некоторыми обстоятельствами. Представьте себе, в купе поезда и так толком не развернуться, а в нем находилось четыре человека, включая отца. Мы с мамой стоим в салоне и невольно создаём затор: пассажиры ведь с вещами хотят пройти дальше по салону на свои места и всё жестче высказывают недовольство. А потом ещё этот мужчина со своими пожитками неуклюже вылазит из нашего купе, расталкивая всех... Потеря концентрации в такой обстановке тоже вполне объяснима... К тому незадачливому пассажиру претензии предъявить? Смешно. Тут любой может сказать: мол, а кто таким образом не ошибается?! Может быть, и я виноват, что излишне предавался своим детским эмоциям, а пора было бы взрослеть и быть более ответственным и наблюдательным. В общем не знаю, нет у меня ответа.

- Или к погоде, которая вынудила надеть плащ, чтобы в его широком кармане "похоронить" билеты, - это уже я попытался порассуждать не без доли иронии.

Петру Сергеевичу надо было раньше меня выходить, мы попрощались, а этот случай всё не выходил у меня из головы. Как так?.. - думал я. В стране, которая в то время уже вовсю посылала космонавтов на орбиту и имела на вооружении колоссальный ядерный арсенал, человек мог серьезно пострадать из-за какой-то бумажки! Теперь-то я понимаю, откуда у Павла Сергеевича отмеченные выше привычки, последствия психологической травмы. Ведь сейчас, когда всё кругом цифра и онлайн, подобной ситуации в принципе не может возникнуть. И тогда для меня вопрос встал немного по-другому: в наше технологически продвинутое время может ли возникнуть ситуация, когда от тебя ничего не зависит и кругом никто не виноват? Вразумительного ответа я не нашел, но почему-то не покидает предчувствие, что на моем пути скоро обязательно случится что-то досадное, глупое и абсурдное.


Рецензии