Мы жили в 90-х. Глава 15
вы (…) покидаете пределы цивилизации.
Виктор Гюго
15. СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ НИКОГДА НЕ КОНЧАЕТСЯ. Во дворике фирмы "АнтiкварЪ" землю залили асфальтом, посередине двора располагался округлый фонтан, воды в нём пока не было. Фронтон парадного входа обложили плиткой под дикий камень, вокруг новой входной двери вилась гирлянда искусственного плюща; получалось романтично и с намёком на старину.
Я сидел у Ромки в кабинете и листал новые газеты, пришедшие в фирму за эту неделю. Ещё в недалёком прошлом в наш с мамой почтовый ящик опускали "Известия", "Правду", "Экран", "Работницу", "Науку и жизнь". Приходили поздравительные открытки от сослуживцев, родственников, знакомых по черноморскому отдыху. Но теперь я не заглядывал в почтовый ящик в своём подъезде месяцами: подписки стали не по карману, часть периодических изданий перестали выпускать, а квитанции на оплату коммунальных платежей приходили на имя и адрес тёщи, и она оплачивала их сама; писать ко мне было некому. Я вспомнил наши с Татьяной Тимофеевной баталии накануне насильственного переселения Ленки в их хрущёвскую однушку и занялся газетами.
"Культурная жизнь юга" поместила статью "Поэтическое слово народа". В ней упоминалось имя Курнаковой – мимоходом, как уже слишком хорошо известное. Авторы статьи утверждали, что подборка Оленькиных стихов "Мой праздник, мой Париж" – "пусть стихи скажут за себя сами" – демонстрировала "новые грани таланта автора". Мне эти грани показались хорошо знакомыми. "Париж нам обещает тайну", "Мне дарит Эйфелева башня своих ажуров прямоту" – и т. п. Было упомянуто ещё несколько имён местных поэтов – почему-то все они вдохновлялись Парижем, и бог его знает, отчего их понесло именно во Францию. Однако в конце статьи вкратце сообщалось, что наш город выиграл грант на поощрение молодых поэтов в виде турпоездки в Европу. Видимо, поэтические таланты побывали там все вместе, в составе одной экскурсионной группы, а потом отписались стихами – каждый по-своему.
Центральное место в статье занимало творчество Степана Бухарина, гордости нашей поистине народной культуры, которого недавно приняли в Союз писателей России. Стёпу я знал лично, он был слесарем-сантехником в отделе коммунального хозяйства городской библиотеки, где работала моя мама. Должность Стёпы называлась завсектор технического обслуживания коммуникаций. Это был представительный высокий мужчина далеко за сорок, с куполообразным лбом мыслителя, с квадратной шкиперской бородкой и продолговатым загорелым лицом капитана дальнего плавания, всегда аккуратно одетый в голубой джинсовый костюм из жилетки с бахромой и брюк, напоминавший эстетику ковбойских фильмов. Вся эта смесь мыслителя, мореплавателя и ковбоя, как оказалось, скрывала истинную сущность русского народного поэта, которая стала нам доступна только после публикации его творений.
Писал Стёпа тоже о Франции и Европе. Причём Европу от не то чтобы не любил, но видел её пагубные ошибки и с болью в сердце старался европейцам на них указать. По его мнению, Европа "слишком долго жила в блистательной пыли" и потеряла прежнее значение и представление о человеческих ценностях. "Так лгать народу про свободу Способен только враг народа!" – заявлял Стёпа. Особенно его возмутила одна туристка, которая "трясёт бесстыдно студнем грудей у Нотр-Дама на виду", и он вопрошал: "Но этих куриц и павлинов зачем в Европу завезли?" – наверное, имея в виду неподобающий внешний вид современного среднестатистического европейца. Самое запоминающееся произведение Стёпы носило название "Лиза". Стихотворение Степана Бухарина начиналось со строки "Я Лизу встретил в зале Лувра" и было посвящено Моне Лизе Леонардо. Стёпа утверждал, что Лизу, односельчанку и подругу станичного детства, он помнит и любит ещё маленькой девочкой и что Леонардо да Винчи каким-то "чудом и чутьём" угадал и воспроизвёл на своём полотне именно её. При этом Стёпа сокрушался, что когда пресыщенные европейцы "хозяйским взглядом оглядят" выставленные в музее сокровища, их внимание сразу же переключится на прозаические потребности: "их привлекут кабак и порно", – утверждал Бухарин. "А я – безграмотный дурак! – стоял и плакал непритворно", – делал себе Стёпа завуалированный комплимент под предлогом самобичевания.
Я представил, как Стёпа стоит в центре музейного зала в Лувре и горько безмолвно плачет, не скрывая текущих по щекам слёз, среди эгоистически равнодушных посетителей, а вокруг звучит негромкая иноязычная речь и щёлкают фотоаппараты. Потом я подумал, что плакать он мог бы, так сказать, бесслёзно, как Денис Кораблёв в рассказе Драгунского "Белые амадины". Правда, Дениска не плакал, а молча пел, не раскрывая рта, и не писал ни стихов, ни прозы. За него написал Драгунский.
Последние две страницы газеты под рубрикой "Наши публикации" содержали рассказ "Старое кладбище" молодого, но талантливого прозаика, созданный в жанре "триллер-фэнтези" – так, по крайней мере, именовался этот жанр в газете. Начинался рассказ с того, что в провинциальном городке Зарайске старое кладбище прекратило свою работу, по причине переполненности, а новое место для захоронений расположили на окраине города. Дело происходило в 1986 году, и на старом кладбище покоились только останки людей, живших в советскую эпоху. Тайная жизнь мертвецов старого кладбища была разнообразной и насыщенной: вампиры ходили друг к другу в гости, заключали брачные союзы, вспоминали с ностальгией советское прошлое и время от времени утаскивали в свои могилы неосторожных прохожих. Если верить автору, под городком Зарайском тянулись разветвлённые катакомбы, в которых происходили невероятно жуткие сцены, полные откровенных физиологических подробностей – автор отдавал должное свободе слова. Но самая страшная тайна была связана с умиранием огромного количества молодых, юных, только начинавших жить людей и захоронением их на кладбище новом. Именно после его открытия в Зарайске началась прямо-таки эпидемия смертей, из домов в течение каждого дня выносили гробы, покрытые цветами, в гробах лежали юные жертвы. Молодое поколение, активно заселявшее Новое кладбище, даже в потустороннем мире выгодно отличалось от стариков: цитировало без устали мыслителей всех времён и народов от Будды до Сартра и никак не собиралось подаваться в вампиры, предпочитая оставаться пуритански нравственным и по-сталински бескомпромиссным. Антагонизм Нового и Старого кладбища приобретал по ходу действия идеологическую подоплёку и перерастал в междоусобные войны. Параллельно развивалась сюжетная линия медицинской коррупции, имевшей преступные связи на кладбище и поставлявшей свежий материал секте старых вампиров.
Чтение оказалось прямо-таки захватывающим. Умеют же, оказывается, и у нас.
В кабинете было уютно и чисто, Ромка уже нанял уборщицу на полставки, линолеумные полы сияли. Солнце пробивалось сквозь синие шторы и косыми треугольниками ложилось на свежую почту. В открытую форточку было слышно, как истошно чирикают воробьи. Жизнь казалась мне удавшейся, и я размяк, как пряник в сиропе. Не надо, никогда не надо терять бдительность! Если бы я знал, что меня ожидает менее чем через две недели, я бы дежурил у своего почтового ящика денно и нощно.
Свидетельство о публикации №225040101392