Тайна исихазма о двух сердцах - левом и правом
Данная концепция является фактически закрытой, причём, не только от мира, но и от массовой религии и не подлежащей разглашению в силу важности данного знания, прикасаться к которому может только совершенный ум, тогда как ум профанный и не зрелый от этого знания может не только не получить пользы, но даже повредиться той силой, которая содержится в этом знании.
Суть этого знания, действительно, фундаментальна и сводится к тому, что можно определить как ДВА принципиально разных взгляда на мир и ДВА принципиально разных подхода к восприятию и созданию окружающей нас реальности, которые во многих духовных культурах и традициях известны больше не как “левое” сердце и “правое”, а как “делание” и “не делание”.
Что же понимается под двумя сердцами – “левым” и “правым”, отвечающими за “делание” и “не делание” ?
Это и есть главный предмет данной стати, в которой впервые это священное знание будет освещено через призму психологии Логоса.
Начнём с того, что такое специфические понятия как “делание” и “не делание” фактически объясняют саму природу восприятия человека через призму ДВУХ уровней внимания:
– внимания ПЕРВОГО УРОВНЯ или всем известного повседневного внимания к материальному миру обычной реальности и
– внимания ВТОРОГО УРОВНЯ или особой формы внимания, которое активизируется только в сновидении и направлено на образы и объекты сновидения, как тонкие и нематериальные энерго-информационные структуры.
Для простоты понимания ПЕРВОЕ внимание можно назвать вниманием человеческого рацио, которое прочно привязано к сугубо рациональному эго уму и мышлению, тогда как ВТОРОЕ внимание является уже вниманием духовного сердца человека и его души, которое привязано к духовному уму и мышлению обращённому к Логосу (Богу).
Для чего нужно понимание этих ДВУХ типов внимания ?
Оно нужно для того, чтобы понять саму суть “ДЕЛАНИЯ” и “НЕ ДЕЛАНИЯ”, как совершенно разных типов восприятия окружающей нас действительности.
Данный вопрос, несмотря на кажущуюся простоту, в действительности весьма не прост и даже крайне сложен, поскольку объясняет то, как мы сами “ДЕЛАЕМ” окружающий нас мир при помощи силы рационального эго ума и мышления, как ума высшего хищника во плоти.
Так вот всё без исключения, что схватывается ПЕРВЫМ ВНИМАНИЕМ и оказывается в поле действия РАЦИОНАЛЬНОГО эго ума и мышления и есть “делание”, за которым всегда стоит рациональный ум и первое внимание. Это и есть принцип работы ЭГО МАТРИЦЫ рационального ума с помощью которой люди создают окружающую их реальность.
Принцип “делания” является тотальным и всеохватывающим, как и сама ЭГО МАТРИЦА, и у человека, обладающего рациональным умом и мышлением, просто нет никакой возможности “НЕ ДЕЛАТЬ” окружающую его рациональную реальность и самого себя в этой реальности, поскольку так работает сам ум через эго матрицу, которая его направляет.
В отличие от рационального “делания” повседневного мира и повседневной реальности “НЕ ДЕЛАНИЕ” является прямо противоположным действием, которое намеренно как бы отключает рациональное мышление с первым вниманием, а пробует воспринимать окружающую реальность НЕ ЭГО МАТРИЦЕЙ, а чем-то другим, относящимся к иному типу восприятия и ВТОРОМУ ВНИМАНИЮ.
Можно сказать, что “НЕ ДЕЛАНИЕ” – это намеренный подход К ОТКЛЮЧЕНИЮ МАТРИЦЫ рационального восприятия реальности с активизацией иного – энергетического типа и восприятия и осознания мира не с точки зрения материи и объектов, а с точки зрения энергии и энергетических структур, как более тонких.
Таким образом, “НЕ ДЕЛАНИЕ” можно условно считать способом ослабления эго рефлексии рационального мышления для перехода от обычного эго восприятия к СОЗЕРЦАНИЮ или прямому восприятию энергии без рациональной интерпретации.
Почему так важно научиться понимать смысл “делания” и “не делания” ?
Это важно в первую очередь потому, что “делание”, которым занято более 99% рационально мыслящего человечества, создаётся не только рациональный рассудок, разум, ум и интеллект, но и окружающий нас сугубо рациональный мир, создаваемый фактически НЕ Богом (Логосом), а эго матрицей человека и всего человечества.
В этом знании и состоит трагедия всего человечества, которое наивно думает, что мир людей управляется и создаётся только Богом (Логосом), а он в действительности создаётся ЭГО МАТРИЦЕЙ каждого человека и всего человечества посредством рационального “делания”, а не духовного.
В отличие от рационального “делания” духовное “НЕ ДЕЛАНИЕ” создаёт, как иной тип ума и мышления, который можно назвать духовным умом и сознанием, так и совершенно иную когнитивную реальность, которую можно назвать реальностью духовной или энергийной.
Говоря другими словами, “НЕ ДЕЛАНИЕ” можно назвать тем когнитивным приёмом, который позволяет не только ослабить рациональную эго рефлексию, но фактически и ВЫЙТИ на время из под жёсткого управления МАТРИЦЫ рационального эгоизма и эго ума к более свободному восприятию мира энергии и энергетических структур.
Фактически осознание принципов “делания” и “не делания” принципиально важно потому, что открывает перед человеком ДВОЯКУЮ перспективу развития и укрепления: или рационального рассудка, разума и интеллекта мира ПЕРВОГО ВНИМАНИЯ или духовного ума и сознания мира ВТОРОГО ВНИМАНИЯ.
И этот выбор и есть главный выбор человека двигаться или вслед за внешним миром, подчиняясь своему “деланию”, или начинать движение в свой внутренний мир души и духовного сердца, подчиняясь своему “не деланию”.
Опасность “делания” для человека состоит в том, что любая привычка, как стереотип, становится “деланием”, которое и связывает человека до самой смерти с миром материи, тогда как “не делание” как освобождает человека от оков мира и матрицы рационального эго ума и мышления.
Важность “не делания” для человека связана с тем, что именно “не делание” позволяет человеку прийти к Богу (Логосу), осознав, что кроме рационального мира материи существует ещё и духовный мир энергии, который и не позволяет человеку видеть его постоянное рациональное “делание” согласно эго матрицы.
Таким образом, “не делание” – это путь ума к духовной свободе и выходу из жёсткой матрицы рационального эгоизма, в которую и пойман ум благодаря именно “деланию” рациональной реальности по чётким рациональным алгоритмам рациональной логики, которой нет в “не делании”.
Вот почему именно этот выбор между “деланием” и “не деланием” фактически и есть основа для кардинального изменения ума и мышления человека, как способ обращения ума от внешнего мира в сторону духовного сердца для расширения сознания по духовной вертикали Логоса.
Можно ли для лучшего понимания привести примеры “делания” и “не делания” ?
Несомненно. Для начала нужно понять, что “делание” (рационального мира) касается всех аспектов восприятия и органов чувств, которые как бы и собирают в мозгу и сознании однобокую (одностороннюю) картину рационального мира материи, которая кажется единственно реальной.
При этом “не делание” – это то, что как бы РАСШАТЫВАЕТ устойчивость этой односторонней картины материального мира, ослабляя привычную эго рефлексию и показывая мир другим – более глубоким и как незаметно перетекающим из материи в энергию и из объектов к энергетическим структурам.
Таким образом, “не делание” – это один из способов расширения повседневного эго восприятия для перехода от обычного восприятия к расширенному восприятию и созерцанию. Именно по этой причине “не делание” – это важнейший элемент духовных практик во многих духовных системах.
К примеру обычное смотрение на мир объектов является “деланием”, а восприятие одних только теней от объектов можно считать “не деланием”. Аналогично слушание любых звуков можно считать “деланием”, а слышание только пауз и тишины является “не деланием”.
То же самое касается не только восприятия и органов чувств, а и работы ума, чувства и воли человека. К примеру обычное думание и рациональное мышление является “деланием”, а внутреннее безмолвие и тишина ума является “не деланием” (мышления).
Наличие каких-то чувств и эмоций и стремление к ним является “деланием”, а отказ от эмоций и беспристрастное наблюдение за ними является “не деланием” (чувственности), аналогично и наличие каких-то рациональных желаний и потребностей также является их “деланием”, а их отсутствие или отказ от них является “не деланием” (воли) и т.д.
Т.е. фактически любое нарушение и отказ от привычного и устоявшегося стереотипа рационального поведения является той или иной формой “не делания” и это не что иное, как практический способ выйти за рамки устоявшегося ШАБЛОНА поведения и от внешней формы любого действия постараться перейти к его сути и содержанию.
Любопытно, что многие дети, чьё внимание ещё не полностью уловлено МАТРИЦЕЙ рационального эгоизма, очень любят сами того не зная, заниматься “НЕ ДЕЛАНИЕМ” многих вещей, как своего рода интуитивной альтернативой того “делания” рацио, которое им навязывают взрослые. И это не что иное, как показатель того, что сознание и восприятие детей ещё не обусловлены на 100% матрицей рационализма, как у взрослых.
Внимательный читатель наверняка уже обратил внимание на то, что разговор о первом и втором внимании, как и разговор о “делании” и “не делании”, пока никак не касается духовного сердца, а точнее двух сердец – “левого” и “правого”.
Это, отнюдь, не спроста, поскольку для понимания концепции “левого” сердца и “правого” просто необходимо прежде иметь представление о “делании” и “не делании”, поскольку “делание и есть то, что вытекает из “левого” сердца, а “не делание” – это то, что вытекает из “правого” сердца.
Можно сказать, что концепция исихазма о двух сердцах – “левом” и “правом” является аналогом древней концепции двух “колец силы”, которыми и создаётся мир.
Эта концепция уходит своими корнями в глубину духовной истории человечества и касается самой главной тайны осознания о том, как и какими силами создаётся сама “ТКАНЬ” и тонкая “МАТЕРИЯ” человеческой души.
Современная нейробиология и нейропсихология потратили колоссальные силы и средства для ответа на этот вопрос, а ответ на него давно известен и его более 3000 лет тому назад дали древние люди и он дошёл до нас в виде древнегреческих мифов Гомера и Гесиода о Мойрах (Фатумах), как богинях судьбы, которые подобно старым пряхам “ткут” нить человеческой жизни и судьбы.
Этих мойр ТРИ:
Клото (греч. ;;;;;, «Пряха») – прядёт нить смысла жизни,
Лахесис (греч. ;;;;;;;, «Судьба»), – определяет линию судьбы,
Атропа (греч. ;;;;;;;, «Неотвратимая»), – вершит суд и обрезает нить жизни.
Любопытно то, что аналоги мойр есть и в других древних традициях. В скандинавской традиции Мойры именуются Норнами, в римской – Парками, а в славянской – Макошь и несмотря на то, что их функции несколько отличаются, суть же остаётся неизменной – создание тонкой “МАТЕРИИ ДУШИ” или, говоря современным научным языком – создание когнитома и гиперсети разума и сознания.
Таким образом ТРИ Мойры, Норны, Парки и т.д. – это мифологические аналоги ТРЁХ сил человеческой души (ума, чувства, воли), поскольку:
Ум создаёт (буквально ткёт) нить и сеть сознания посредством образования связей (синаптических).
Чувство корректирует (буквально выравнивает) эту нить и сеть сознания через совесть.
Воля принимает решения (буквально обрезает) эту нить и сеть сознания через решимость и действие.
В итоге мы имеем идеальный механизм работы сознания и его расширения как в сторону внешнего мира, так и во внутрь в сторону Логоса (Бога) и вот тут- то и вступает в действие концепция ДВУХ СЕРДЕЦ – “левого” и “правого”, поскольку за уже известное нам “делание” отвечает исключительно “левое” сердце, а за “не делание” отвечает сердце “правое”.
В чём же особенность этих двух сердец и почему они действуют так по-разному ?
Особенность этих двух сердец в том, что это две разные части некогда единого целого, которые разделились после ПОВРЕЖДЕНИЯ человека самостью и эгоизмом (при грехопадении), поскольку именно “левое” сердце и оказалось источником того “жучка”, который именуется ЭГО и который порождает эгоизм и порочное рациональное мышление и ум.
При этом “правое” сердце оказалось неповреждённым и повёрнутым к Логосу (Богу) во всей изначальное его чистоте и целомудрии. Именно поэтому известная цитата Христа: “ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления” (Мф. !5; 19) относится исключительно к “левому” сердцу, которое и ответственно за связь с внешним миром, тогда как “правое” ответственно за связь с Логосом.
Структурно показать оба этих сердца в модели человеческой души весьма проблематично. Можно сказать, что место сопряжения двух пирамид (человеческой и Божественной) и есть условное место “духовного сердца” в котором та часть пересечения, которая обращена к внешнему миру и человеку и есть “левое” сердце.
Та же часть пересечения, которая обращена вовнутрь к Логосу есть “правое” сердце. На модели Логоса “левое” сердце соответствует 14 и 15 слоям осознания, а “правое” 16 и 17 слоям.
Таким образом, оба сердца – это ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ, которые ответственны за формирование (“делание”) разных реальностей и миров – внешнего и внутреннего. “Левое” сердце ответственно за повседневный мир и рациональный интеллект, а “правое” сердце ответственно за духовный мир и духовное сознание.
И рациональный интеллект и духовное сознание – это два совершенных вида ума, которые развиваются подобно плодоносным деревьям, проходя несколько стадий роста: рассудок – разум – ум. Но при всём их совершенстве – это принципиально разные и даже НЕСОВМЕСТИМЫЕ типы ума и сознания.
Рациональный ум и интеллект прочно привязан исключительно к первому вниманию и миру материальных форм, а духовный ум и духовное сознание связано с Логосом и вторым вниманием мира энергии.
Но самое главное их отличие состоит в том, что рациональный интеллект – это ОДНОРАЗОВЫЙ вид ума и мышления, который при всём его совершенстве умирает вместе с телом и нервной системой человека и нет никакого способа его сохранения.
В то же время духовное сознание – это практически БЕЗСМЕРТНЫЙ (вечный) вид ума, который не привязан к телу и нервной системе, а потому не умирает со смертью тела, а продолжает своё развитие и существование уже в Логосе и мире энергии второго внимания, как безсмертное тело энергии.
Вот почему самый ГЛАВНЫЙ ВЫБОР от вкушения плода с Древа познания – это выбор или вечной СМЕРТИ с рациональным эго интеллектом или вечной ЖИЗНИ с духовным сознанием. И трагедия человечества и мира состоит в том, что более 99% людей делают свой выбор в пользу “ДЕЛАНИЯ” рационального эго интеллекта и лишь менее 1% делают свой выбор в сторону “НЕ ДЕЛАНИЯ” и развития духовного ума и сознания.
Можно ли понять как работает этот механизм ?
Отчасти можно. Познавательная сила УМА в лице мойры Клото, берёт изначальную энергию для нити сознания (жизни) непосредственно из Логоса, когда эта энергия ещё “текучая”, т.е. безформенная и не связанная никакими формами и шаблонами.
Далее ЧУВСТВЕННАЯ сила души в лице мойры Лахесис этой чистой (нетварной) энергии Логоса придаёт нужную и правильную форму, выравнивая нить жизни по Логосу большому и малому.
Это ВЫРАВНИВАНИЕ энергии происходит очень быстро, поскольку “текучая” нетварная энергия Логоса подобна “цементу” или “раствору”, который моментально твердеет и схватывается через некоторое время, обретая постоянную форму. За дальнейшую судьбу связанной нетварной энергии отвечает уже вожделевательная сила ВОЛИ в лице мойры Атропы, которая и распоряжается судьбой.
Таким образом работает “ЛЕВОЕ СЕРДЦЕ” человека, которое нетварную энергию Логоса посредством “ДЕЛАНИЯ” превращает в энергию трёх сил души – ума, чувства, воли, которые и формируют рациональный мир первого внимания из которого не видно Логоса и мира второго внимания.
В отличие от “левого” сердца, “ПРАВОЕ СЕРДЦЕ” есть та часть духовного сердца из которого открывается вход в Логос (Царство Божье) и в исихазме достижение “правого” сердца – это значительная веха на пути подвижника, который фактически достигает состояния “безстрастия”, как выхода из “ветхой” человеческой формы.
Собственно сам процесс перехода восприятия, ума и мышления от “левого” сердца к “правому” и именуется у святых отцов ДУХОВНЫМ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВОМ, как переходом от рационального эго ума к высшему духовному сознанию.
Так любопытно работает “внутреннее строительство” гиперсети любого ума и сознания, как внутреннего ДОМА ДУШИ, и человек фактически одной и той же духовной (нетварной) энергией Логоса может создавать, как РАЦИОНАЛЬНЫЙ АД, руководствуясь “левым” сердцем и эго умом, или ДУХОВНЫЙ РАЙ, руководствуясь “правым” сердцем и духовным сознанием.
Совесть – это тонкая МЕМБРАНА, разделяющая две части сердца “левую” и “правую”, как две половинки мозга в одно целое. Вот почему совести в равной мере ведом и мир материи и мир энергии и через чистую совесть можно с “левой” части сердца перейти на “правую” к Логосу.
Секрет умного делания в том и состоит, чтобы перестать делать одноразовый рациональный интеллект и начать делать безсмертное духовное сознание “нового” человека. Но для этого делания нужно выполнить ряд условий, а именно – так организовать “строительный процесс”, чтобы не было задержек в строительстве и “раствор” энергии благодати не успевал СХВАТЫВАТЬСЯ и КАМЕНЕТЬ из – за несвоевременной подачи материала.
К слову известный у святых отцов порок “ОКАМЕНЕННОГО НЕЧУВСТВИЯ”, которым страдает большинство православного священства – это и есть полная остановка “кладки” духовного ума на одном лишь душевном уровне религиозной морали в состоянии нравственно-религиозного разума.
Дальнейший рост духовного сознания по духовной вертикали Логоса у большинства верующих и священства невозможен именно из-за “ОКАМЕНЕННОГО” слоя застывшей энергии, который (слой) нужно буквально сбивать “отбойным молотком” Иисусовой молитвы и исихии, чтобы продолжить “домостроительство” в направлении “правого” сердца.
Таким образом в недрах православного исихазма имеется вся полнота священного знания о духовном домостроительстве. Нет только желания и воли практически пользоваться этим священным знанием и от “делания” ДУШЕВНОГО УМА и нравственно-религиозного разума переходить к “не деланию” ДУХОВНОГО СОЗНАНИЯ.
Ведь по существу абсолютное большинство православного духовенства и верующих под видом исповедания веры во Христа занимается обычным “деланием” нравственно-религиозного разума, который есть тот же рациональный ум “левого” сердца, только уравновешенный религиозной моралью, а цель спасения во Христе – это достижение духовного сознания “правого” сердца.
Но в современной массовой религии и церкви давно уже нет никакого духовного домостроительства выше 9-го слоя религиозной морали. Собственно именно поэтому только исихазм и является сегодня тем единственным направлением подвизания, где ещё осталось священное знание о духовном сердце, состоящем из двух частей “левой” и “правой”.
В данной связи афонские практики Иисусовой молитвы, священнобезмолвия, непрестанного богомыслия, созерцания, ночного бдения и др. и есть те самые духовные инструменты, которые и направлены на достижение “правого” сердца, чем занимаются сегодня только иноки, схимники и исихасты.
(По материалам книги “Психология Логоса”, К.В. Яцкевич, Минск, 2024 г)
Свидетельство о публикации №225040101402