Джим Эллифф. Пробуждение и невозрожденные в церкви

ПРОБУЖДЕНИЕ И НЕВОЗРОЖДЕННЫЕ В ЦЕРКВИ
Джим Эллифф

Когда Джорджа Уайтфилда, выдающегося англичанина-евангелиста времён Первого Великого пробуждения, спросили, почему он так часто проповедовал: «Вы должны родиться заново», он ответил: «Потому что вы должны родиться заново!»
Возрождение, или новое рождение, было главной темой Великого пробуждения 1740-х годов в Америке. Джозеф Трейси в “Великом пробуждении” (1842) сказал: "Это учение о "новом рождении" как очевидном изменении, как правило, не было распространено ни в одном сообществе, когда началось пробуждение; ведущие сторонники пробуждения настаивали на нем как на фундаментально важном; оно сильно повлияло на тех, кого затронуло пробуждение; оно естественным образом привело к таким вопросам, которые пробуждение подняло и заставило их обсуждать; его извращения естественным образом переросли в такие ошибки, которые продвигало пробуждение, или были связаны с ними; оно было приспособлено для того, чтобы вызвать такое противодействие и в таких кругах, которые "пробуждение". спровоцировало; и его карикатуры дали бы такие картины возрождения, какие рисовали угнетатели. Очевидно, это был правильный ключ, потому что он подходил ко всем элементам сложного замка.1
Эта доктрина неоднократно лежала в основе пробуждений. Более объективная доктрина оправдания также сыграла важную роль в возрождении. Например, Эдвардс проповедовал в Нортхэемптоне о оправдании одной верой, когда Бог пришёл в эту местность. В наши дни необходимо правильное понимание обеих доктрин. Я сосредоточусь на первой и на дилемме, которая возникла (и стремительно растёт) из-за необращённых членов церкви среди нас. Я хочу подчеркнуть, что проповедь возрождения в стиле и понимании прежних проповедников возрождения - это именно то, что нужно делать немедленно, чтобы «пробудить» номинальную церковь, опьяненную глупостью развлечения наших невозрожденных душ на пути в ад.
.«Под возрождением мы подразумеваем дарование жизни мёртвым душам посредством суверенной работы Святого Духа. Беркхоф говорит, что это «тот Божий акт, посредством которого в человека внедряется принцип новой жизни, а господствующее расположение души становится святым... и обеспечивается первое святое проявление этого нового расположения».2.
Это учение всегда проповедовалось с определённой жёсткостью. Была высказана разумная мысль о том, что если кто-то утверждает, что он возрождён, то этот человек должен и будет демонстрировать плоды своей жизни таким образом, чтобы подтвердить своё спасение. Джон Райл писал, что  проповедники-ривайвелисты того времени верили в неразрывную связь между истинной верой и святостью. «Они ни на секунду не допускали, что членство в церкви или религиозная деятельность могут быть хоть каким-то доказательством того, что человек является христианином, если он ведёт безбожную жизнь».3 Поэтому преобладающим методом обращения в веру стало более серьёзное отношение к обращению, чем мы практикуем сегодня, когда человек, исповедующий веру во Христа, исследует свою жизнь на предмет признаков истинного спасения.
Этот метод, основанный на пуританской теологии лучших времён, приводил к большим обличниям и множеству обращений в веру, когда проповедовался с помазанием Духа во времена возрождения. Там, где он не приводил к обличениям, он вызывал гнев. Уайтфилд, против которого было написано более 240 трактатов различных типов4, говорил, что когда вы слушаете проповедника Гилберта Теннента (и его братьев) из Средних колоний, вы либо обращаетесь в веру, либо приходите в ярость. Согласно цитате Принса, приведённой Гиллисом в «Исторических сборниках свидетельств о возрождении», Теннент, как говорят, проповедовал следующим образом: «Таковы были обличения, которые мистер Теннент пробудил в сотнях людей в этом  городе». Служение Теннента было проницательным; и так было в случае с теми многими десятками прихожан из нескольких других общин, а также из моей, которые приходили ко мне и другим за наставлениями. И действительно, по их словам, я понял, что не столько страх, сколько проницательность его служения была главным средством их убеждения. Дело было не только и не столько в том, что он раскрыл ужасы закона и Божьего гнева или адских мук (это они вполне могли сносить, пока надеялись, что это принадлежит не им, или они могли легко избежать этого), сколько в том, что он раскрыл их многочисленные тщетные и тайные убежища, подделки и подобия благодати, обманчивые и гибельные надежды, их полное бессилие и надвигающаяся опасность гибели; из-за чего они обнаружили, что все их надежды и прибежища в виде лжи подвели их, и они оказались на грани вечной погибели, неспособные помочь себе и в безвыходном положении. Эта тщательная проповедь была подходящим и основным средством их обличения.5. Сотни людей приходили к пасторам в те дни после того, как Гилберт Теннент учил во время своего первого проповеднического тура, - больше, чем большинство пасторов когда-либо видели за всю свою служительскую деятельность.
Проповедь возрождения - это не мирная проповедь, хотя она должна произноситься со смирением и состраданием к слушателям. Содержание проповеди возрождения часто разделяет людей или, как сказал Христос, «приносит меч». Из-за того, что мы не хотим страстно проповедовать правду о невозрождённом состоянии стольких членов наших церквей, мы без усилий отказываемся от убеждения в возрождении. Тем не менее, в наши дни наиболее распространена проповедь, которая хорошо воспринимается неверующими и полностью отличается от проповеди Христа.
«Мир любит своих», - сказал Христос. Если вы один из тех пресных и бесцветных проповедников, которые просто рассказывают истории или развлекают, или тех, кто проводит назидательные беседы, когда те, к кому вы обращаетесь, находятся ближе всего к аду, то вы, возможно, относитесь к тем, о ком Павел предупреждал, говоря о проповедниках, которые «щекочут слух». Возрождение и, если уж на то пошло, оправдание только верой - это доктрины, которые вызывают реакцию.

Неправильное ударение в проповедях о возрождении

В своём отчаянном стремлении объяснить разницу между активными верующими и остальными людьми, состоящими в списках наших церквей, мы сформировали представление о возрождении, которого не было у наших предков. Мы сместили акцент в возрождении на укрепление духовности «плотского христианина» вместо того, чтобы бросать вызов таким людям, указывая на их потерянное состояние. Мы склонны рассматривать возрождение как расширенную «конференцию по углублению жизни», которая приводит людей в церкви к счастливому и полезному состоянию; но наши предшественники говорили, что возрождение - это, в первую очередь, восстановление и последующее господство Евангелия во всей его преобразующей силе. Для них проповедь возрождения была не столько вопросом о том, как христиане могут быть победителями в своей жизни, сколько вопросом: «Как вы можете так жить и называть себя христианами?». Именно возрождение делало людей цельными и существенно меняло их характер, а не какой-то дополнительный опыт. Это правда, что в проповедях часто встречается терминология, связанная с Духом и понятием помазания, но это сильно отличается от что лежит в основе описанной мной концепции освящения. Теология углублённой жизни, даже с её важными духовными аспектами, никогда не была источником возрождения в широком историческом смысле.6
Теология углублённой жизни (или полуперфекционизм - Христос, живущий во мне идеально, когда я верю в определённые истины или соблюдаю обязательства) невольно работает против возрождения всякий раз, когда допускает более или менее продолжительную «плотскую жизнь» среди верующих. Вера в то, что можно быть христианином и жить вне этой «более глубокой жизни» как «плотский христианин», ослепила большую часть официальной церкви. Проповеди о возрождении прежних дней, проповеди, которые понимали революционные последствия возрождения, не делали этого. Состояние церкви в прежние времена требовало таких прямолинейных проповедей, которые приносит правильное понимание возрождения, и поэтому Роуленд, Уайтфилд, Эдвардс, Неттлтон и другие говорили «по времени». Состояние церкви сегодня требует таких проповедей.

Кто такие невозрождённые члены церкви?

Мы должны начать с описания одной категории необращённых членов церкви, которые заявляют, что знают Христа, но просто не приходят на собрания или приходят лишь изредка. Если вы считаете, что я слишком резко высказываюсь по этому поводу и что посещение церкви не является признаком христианина, о котором говорится в Писании, подумайте, о чём говорит отсутствие на собраниях. Это говорит нам о том, что мнимый верующий не любит братьев, не нуждается в проповедовании Слова, не наслаждается совместным поклонением Богу и не признаёт никакого подчинения установленному Богом руководству. В целом, тот, кто не приходит, говорит,
что окружение верующих не является для него предпочтительным, и он больше доволен миром.
В одной из конфессий, Южной баптистской конвенции, эта проблема превзошла всякое воображение. Из почти 16 млн. прихожан только 30% посещают церковь в то или иное воскресное утро.7 Это моя собственная конфессия, и боль от осознания этой истины побудила меня приложить все усилия, чтобы сказать всё, что можно сказать, чтобы изменить эту ситуацию. Хорошо известно, что только треть тех, кто приходит в воскресенье утром (или 10% процентов от общего числа прихожан), достаточно любят Бога и Божью семью, чтобы вернуться на любое другое церковное собрание. Они полностью избавляются от чувства долга, зевая в течение часа воскресным утром. Следует помнить, что церкви, расположенные дальше по дороге, где во многих случаях вообще не проповедуют Евангелие, тоже могут собирать людей воскресным утром.
Мне неловко признаваться в этом тем из вас, кто не принадлежит к SBC, но, возможно, вам будет полезно узнать о нашей дилемме, потому что я выступаю во многих ваших церквях и знаю, что у вас тоже есть похожая проблема. В наших ведущих церквях может быть 2000 прихожан, от 6000 до 7000 членов или примерно столько же. И эти прихожане - люди, которых евангелизировали и привели в церковь. А как насчёт тех, кто якобы обратился в веру, но мы не смогли привести их в наши церкви? Церкви должны учитывать, что на соотношение влияют необращённые дети и гости, которые тоже посещают церковь, что ещё больше усугубляет неравенство.
Я не понимаю, почему мы не впадаем в отчаяние из-за такого сценария. Если перед нами когда-либо и стояла проблема возрождения, то это она и есть. Мы не будем удовлетворены, пока в наши церкви не придёт больше людей, чем записано в списках, - стандарт, которому следовали и продолжают следовать наши предки и многие церкви в других частях света. Насколько иначе всё выглядело, когда я недавно выступал в церкви в Уэльсе, где присутствовало почти 800 членов церкви. В Штатах мы ожидаем, что число членов церкви составит от двух до трёх тысяч!
Одна из тревожных сторон этой проблемы заключается в том, что многие из тех, кто в наши дни проповедует о возрождении и наиболее откровенен в своих высказываниях, несут наибольшую ответственность за это несоответствие между количеством обращённых и количеством зарегистрированных. Если возрождение наступит, я сильно подозреваю, что многим людям, которых считают лучшими церковными лидерами, но которые, тем не менее, приводят в церковь наибольшее количество необращённых верующих, придётся раскаяться в своей беспечности или вопиющем пренебрежении к душам. Должны ли эти люди быть нашими образцами для подражания? Почему мы должны делать героями тех, кто лучше всего умеет приводить в церковь обманутых «обращённых»? Однако мне кажется, что многие из тех, кто призывает к возрождению, не замечают этой проблемы и считают такое неравенство нормальным. Они научились работать с этими ужасными процентами, чтобы добиться роста. Они привыкли обманывать 400 человек, чтобы получить ещё 150 в церкви. Я не говорю, что здесь есть злой умысел или намеренное манипулирование. Часто намерения самые благие. Я говорю, что проблема не воспринимается должным образом. В следующем месяце они проведут ещё одну кампанию по привлечению людей, 70 % процентов (или более) из которых, если даже бегло взглянуть на Священное Писание, будут демонстрировать все признаки того, что они не обращены.
Здесь следует отметить, что Иисус сказал, что наемники названы так потому, что «они не заботятся об овцах». Когда пасторы и лидеры имеют в своей церкви огромное количество людей, которые не посещают церковь и чьих имён они даже не знают, они больше заинтересованы в успехе (измеряемом цифрами), чем в овцах. Это менталитет наемников, который убивает нас.
Кто такие необращённые члены церкви? Это не только те, кто не приходит, но и те, кто не знает Христа, хотя познание Христа - это сердце вечной жизни (Иоан. 17:3; Евр. 8:11 и т. д.). Это те, кто не приносит плодов святости или постоянно приносит худые плоды (Мтф. 7:21–23; Евр. 12:14; 1 Кор. 6:9–11 и т. д.). Это те, кто не раскаивается (Деян. 17:30; Иоан. 2:23–25 и т. д.), и те, у кого нет непоколебимой веры (Лк. 8:13; 1 Пет. 1:3–9 и т. д.). Я уже писал об этих вопросах и не буду углубляться в них сейчас.8 Однако я хочу отметить следующее: наши церкви полны людей, у которых нет основных признаков обращения, но которые искренне верят, что у них все в порядке с Богом!

Какая разница?

«Ну и что, что церковные списки заполнены обманутыми людьми? По крайней мере, некоторые из них спасаются. Стоит попытаться обратить тех немногих, кто уверовал». Если это ваше убеждение, пожалуйста, скажите мне, когда церковь получила указание вводить людей в заблуждение. Церковь обязана нести Свет. Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на массовую слепоту предполагаемых новообращённых, которых мы обращаем. Я понимаю, что даже при наших лучших стараниях некоторые люди будут обмануты. У Павла был свой Димас. Однако есть ли какое-то разумное объяснение нашей проблеме?
Необращённый член церкви вполне может быть самым большим препятствием для евангелизации в наши дни. Он утверждает, что знает Христа, но своими поступками отрицает Его (см. Титу 1:16). Представьте себе общину, в которой тысячи членов церкви, утверждающих, что они верующие, потому что кто-то из авторитетных лиц сказал им, что они не должны сомневаться в своём обращении, если они «помолились». Добавьте к этим людям, утверждающим, что они верующие, тех, кто посещает христианские церкви, где Евангелие не проповедуется. Неспасённый человек наблюдает за действиями этих мнимых христиан и видит, что они такие же, как он. Разницы нет. В каком-то смысле я не могу представить, почему кто-то стал бы христианином в наше время. Для стороннего наблюдателя христианин - это просто тот, кто время от времени ходит в церковь и верит, что в Библии что-то есть, и т. д. Те люди, которых мы знаем как настоящих христиан, кажутся им самыми радикальными и даже фанатичными в своей преданности Христу. Они помещают их на край реальности.
Эти обманутые евангелисты заражены псевдохристианством, и после их «опыта» их вдвойне трудно привести ко Христу. Что, если бы сценарий был другим? Что, если бы «христиане» были истинными христианами, пусть и в небольшом количестве? Какую силу могла бы иметь их жизнь на фоне взглядов и образа жизни мира! Они подобны тем, «кто возмутил мир» (Деян. 17:6).
А как насчёт влияния необращённых на принятие здравых решений в церкви? Существуют разные точки зрения на принятие решений в поместной церкви, однако ни одна из них не исключает, по крайней мере, одобрения со стороны общины. Сотрудничество невозможно без участия в той или иной степени. Почему церкви так часто принимают такие глупые решения? Я утверждаю, что это происходит потому, что в процессе принятия решений участвует так много необращённых членов церкви.
Несомненно, необращённые члены церкви деморализуют войска. Мы собираемся сражаться с предателями в рядах. Нам приходится тащить за собой мёртвых. Это утомляет верующих и особенно пасторов. Выполнять работу церкви, в которой так много таких
необращённых членов церкви действительно усложняют жизнь. Что бы вы предпочли - первую армию Гедеона или последнюю (Судей 7)?

Что стало причиной этой дилеммы?

Я прошу вас обратить внимание на восемь факторов, которые привели к этому растущему потоку обмана в наши дни:
1) Мы исказили и сократили представление о законе/Евангелии.
Типичная евангелизационная брошюра включает в себя одну страницу о Божьей любви к грешнику (интересно, что мотив Божьей любви никогда не использовался в евангелизации в Деяниях апостолов); одну страницу о грехе; одну страницу о последствиях греха; одну страницу о кресте; и одну страницу, на которой слушателю говорится, что он должен принять Иисуса в своё сердце (опять же, эта фраза никогда не использовалась в Библии). Затем, конечно, используется молитва, которой нет в Писании, чтобы закрепить сделку. Не будет сказано ни слова о покаянии, первом и последнем слове Нового Завета. Вместо этого грешнику просто говорят: «Признай, что ты грешник». Часто отсутствует представление о подчинении власти Христа. И нет понимания оправдания одной лишь верой. Отсутствует обличение, потому что требования закона не сформулированы. Поскольку почти каждый хотел бы попасть на небеса и иметь такого друга, как Иисус, который помог бы ему справиться со всеми проблемами, решение «помолиться» часто приходит само собой. В результате мы можем заставить кого-то «сказать», что он «пригласил Иисуса в своё сердце», но никаких изменений, нового творения, благодати и, следовательно, создния христианина не происходит.
2) Мы неправильно применяем доктрину уверенности.
Привычка заверять человека, который утверждает, что соединился со Христом, - это присвоение себе задачи, которая принадлежит только Святому Духу. Наша задача - дать основание, на котором человек может обрести уверенность в том, что он истинно верующий, а не давать заверения напрямую. Между этими двумя мыслями огромная разница. Многие дают такие заверения: «Вы пригласили Христа в своё сердце. Где сейчас Христос? Верно. Бог не может лгать, и Он сказал, что войдёт, если вы попросите. Вы попросили, и поэтому Христос в вас. Никогда в этом не сомневайтесь. Все сомнения исходят от дьявола». Таким образом, грешника учат больше доверять своей молитве, чем Христу! Мы часто идём дальше, требуя, чтобы были произнесены именно правильные слова. («Должно быть, я не христианин, потому что не молился о том, чтобы пригласить Иисуса в своё сердце!»).
Пожалуйста, прекратите употреблять этот ужасный шаблон. Он заманивает людей в ловушку обмана. Вопрос уверенности заключается не в том, произносил ли человек правильные слова или был искренен, когда молился, а в том, дал ли ему Бог жизнь! Является ли он новым творением? И есть ли плод, соответствующий этой жизни? Когда Иоанн писал: “Все это Я написал вам, верующим... чтобы вы знали, что имеете жизнь вечную” (1 Иоан.5:13), мы должны спросить: “О чем речь?” Ответ - в испытаниях, описанных во всём послании. Их уверенность должна была основываться на свидетельствах об изменённой жизни. Это, в сочетании с опорой на объективную работу Христа, описанную в Писании, даёт всю необходимую верующим уверенность.
3) Нам не хватало осторожности в вопросах обращения детей.
Дети, которые в очень юном возрасте заявляли, что они христиане, потому что молились правильной молитвой, часто становятся подростками, у которых нет никаких реальных признаков жизни. Я осмелюсь сказать, что большинство из них заканчивают именно так. Подумайте обо всех решениях, которые были приняты в библейской школе на каникулах, в церковном лагере, на евангелизационных церковных службах и т. д. Где эти люди сейчас? Некоторые из них - настоящие верующие, и они продолжают жить. Большинство из них не найти ни в одной церкви. Многие из них - бунтующие подростки, которых заставляют ходить в церковь, но в которых на самом деле нет жизни, которые ведут себя так же, как все остальные, за исключением того, что продолжают ходить в церковь. Они откидываются на спинку стула и насмехаются над проповедью Слова глазами, если не языком. Являются ли они истинно верующими? Когда они поступят в колледж, они вообще откажутся от Бога, потому что на самом деле не любят Его. Вы можете попытаться развлечь их в ответ, и для кого-то это сработает, но это ложное перемирие, которое они заключают с Богом, и оно не продлится до самой смерти.
Хотя мы все верим, что дети могут и должны прийти ко Христу, было бы полезно прислушаться к мудрости наших предков по этому вопросу. Многие из них верили в потенциал любого ребёнка, чтобы он познал Христа, но откладывали решение о том, действительно ли ребёнок был обращён, до тех пор, пока он не повзрослеет, даже до подросткового возраста. Почему? Потому что детей легко увлечь и, следовательно, легко обмануть. Они бы отложили публичное исповедание веры ребёнком до тех пор, пока он не показал бы, что выбирает Христа, а не своих сверстников, - факт, который лучше всего проявляется в подростковом возрасте. Им бы сказали, что понять, является ли ребёнок истинно верующим во Христа, часто бывает трудно до тех пор, пока он не столкнётся со взрослыми проблемами. Ребёнку бы сказали продолжать искать Бога в покаянии и вере и искать доказательства изменившейся жизни. Вы не можете «отменить спасение» ребёнка, но вы можете помочь ему не быть обманутым.
Приведённая выше схема может вам не понравиться. Однако так много детей, исповедующих веру, отпадают от неё, что, по крайней мере, стоит задуматься, прежде чем ещё больше детей попадут в ловушку, думая, что они обращены, хотя это не так.9 Интересно отметить, что в Деяниях Апостолов, в период активной евангелизации, нет упоминаний о явных обращениях детей. Тимофей, с другой стороны, регулярно слышал Евангелие с младенчества (2 Тим. 3:14), но, по-видимому, не «исповедал доброго исповедания» (крещения) до тех пор, пока не стал взрослым (1 Тим. 6:12).10
4) Мы продвигали неверную точку зрения на освящение.
Об этом уже упоминалось выше, однако необходимо добавить несколько дополнительных мыслей. Если рассматривать освящение так, как это делают полуперфекционисты, то это позволяет сохранять плотское состояние у исповедующих христианство. Представление о том, что можно быть христианином и постоянно жить в неповиновении Богу как «плотский христианин», играет важную роль в удержании нечестивых в наших церквях. В Евр. 12:14 говорится: «Стремитесь к... освящению, без которого никто не увидит Господа». Святость, или освящение,  это постепенный («Стремитесь к освящению») и необходимый («без которого никто не увидит Господа») процесс.
Павел использует слово «плотский» в 1 Кор. 3:1–3, чтобы сказать, что эти люди ведут себя «как простые люди» или что они ведут себя так же, как необращённые, в отношении пристрастия к проповедникам. В остальном он хвалит их (1:4–9). Обычно он делит человека только на два состояния (см. Рим. 8; Гал. 5:19–25; Еф. 4:8 и т. д.). Мы ошибочно считаем «плотскую христианскую жизнь» чем-то вроде постоянного состояния. Доктрина подразумевает, что можно жить как мирской человек и всё равно попасть в рай. Это учение строго запрещено в Священном Писании (см. 1 Кор. 6:9–11; Гал. 6:7–8; Еф. 5:5–6; 1 Ин. 3:4–9 и т. д.).
Существует множество форм этой двухуровневой концепции освящения: от универсалистской квакерской концепции Ханны Уайтолл Смит «Секрет счастливой жизни христианина» до харизматической концепции крещения Духом и буклета «Крестовый поход за наполненную Духом жизнь Христа». Эта концепция освящения имеет свои положительные стороны, поскольку она учит вере в Духа и поощряет благочестивый образ мыслей. Однако это не согласуется с прогрессивным взглядом на освящение (см. Евр. 12:14; Еф. 5:1–2; Рим. 12:1–2; Фил. 2:12–13; Рим. 8:13 и т. д.), который встречается в Священном Писании. Самая большая опасность этого подхода - обман. Согласно этой доктрине, если «плотский христианин» заблуждается, он всегда будет выбирать оставаться таким, какой он есть: обманутым, невозрождённым человеком, который считает себя истинно верующим, но при этом ведёт недостойную христианина жизнь.
5) Мы неверно истолковали доктрину безопасности.
Назвав нашу доктрину «Спасение однажды, спасение навсегда», мы ввели в заблуждение множество проклятых душ. Эта фраза абсолютно верна, но для обычного человека она звучит так: «Однажды спасшись, вы можете жить как угодно нечестиво и всё равно попасть в рай». Это не так. Нам было бы лучше вернуться к более точному выражению наших предков: «Сохранение и постоянство святых». Тогда мы могли бы сказать: «Однажды спасшись, всегда спасаетесь». Наше сохранение Богом напрямую связано с живой верой, которую Он вкладывает в нас. Вера, которую мы получаем, - это не человеческая вера в правильный объект, а совершенно новый вид веры как дар Божий (Еф. 2:8–9). Эта вера как дар Божий выдерживает жизненные испытания (1 Пет. 1:3–9). Поэтому верно будет сказать, что Евангелие - это то, «чем вы спасены, если пребудете в слове Моем, которое вы слышали от начала, чтобы вам быть совершенными» (1 Кор. 15:2). «Вера», которая не постоянна, - это вера, которая не спасает. Это просто тщетная или бессмысленная, бесполезная вера. Она никогда не была настоящей. Но наши церкви учат, что человек может на самом деле не упорствовать и всё равно попасть в рай, потому что он был искренен, когда «молился».«Доброе учение изменило бы эти представления, которые привели многих в ад.
6) Мы пожинаем плоды опасностей вызова к алтарю..
Проповедник Чарльз Финни (1792–1875) считал, что новое рождение и возрождение - это не чудеса, а состояния, достигаемые с помощью правильного использования воли. Он знал, что для достижения возрождения и, в более широком смысле, обновления, воля должна быть приведена в действие. Поэтому он разработал «новые меры», одной из которых была «тревожная скамья». Во многих отношениях эта  скамья является прародительницей целого современного движения. До этого было несколько возможных вариантов использования публичного призыва к алтарю, но Финни популяризировал эту идею в начале 1800-х годов.
Я не собираюсь раскрывать все недостатки такой системы, но лишь хочу сказать, что при евангелизационном использовании она имеет тенденцию приводить к множеству ложных обращений. В прежние времена такие люди, как Уайтфилд, Сперджен, Роулендс и другие, не видели в ней пользы. Они считали, что развитие убеждённости имеет большую ценность. Это не значит, что они не проповедовали Евангелие; конечно же, проповедовали. Они приглашали людей прийти к Спасителю. Но им не нужно было ничего для этого. Они также считали, что, когда Бог приносит истинную уверенность, невозможно удержать человека от Христа. Эта точка зрения должным образом подчёркивает силу Духа и Слова. Само послание становится приглашением, и не нужно идти к входу в здание. Мы приглашаем людей прийти к Христу, а не к «алтарю». Перед святилищем - не единственное место в здании церкви, где Христос может встретить кающегося ищущего. (На самом деле в христианской церкви нет алтаря в ветхозаветном понимании этого слова.)
Это правда, что Сперджен, Неттлтон и другие при необходимости проводили «собрания для обсуждения» как средство наставления тех, с кем работал Христос. Сегодня, когда мы упоминаем этот термин, мы думаем о собрании, на котором в другой комнате происходят те же самые события, что и в передней части молитвенного дома. Другими словами, для нас это место, где можно открыть Библию и/или евангелизационный буклет и «привести их ко Христу». Но для этих людей это было время, когда можно было дать пастырский совет, укрепить веру грешника и направить его к правильному представлению о Христе, помолиться за кающегося человека и т. д. Это было не собрание, на котором людей просили повторить молитву и заверить их в том, что теперь они христиане. Такое обращение было бы чуждо этим людям. Человек мог много раз приходить на собрание, чтобы получить помощь. Хотя пасторы указывали людям на Христа, они не давали каких-то поверхностных формул, чтобы облегчить их страдания. Спасать должен был Христос. Записи показывают, что многие были обращены таким образом. И ложных обращений было значительно меньше.11
Публичный евангелизационный призыв к алтарю не имеет прецедентов в Священном Писании. Хотя многие устранили некоторые из его опасностей с помощью мудрых советов, в современном евангелизме необходимо более полно рассмотреть этот вопрос. Очевидный успех у алтаря, полного людей, не приводит к изменению многих жизней. Мы не должны умирать за практику, которая не подкреплена Словом и, как очевидно, приводит к гибели многих.
7) Мы отказались соблюдать церковную дисциплину.
Иисус сказал, что мы не должны ходить по церкви и вырывать сорняки, то есть необращённых членов церкви, прежде времени (Мф. 13:24–30, 36–43). Те, кого мы считаем сорняками, могут быть истинно верующими, потому что наши суждения часто бывают неточными. Однако это не мешает проповедовать и учить по этому вопросу (что делали все авторы Нового Завета), а также не мешает забытой практике, которую Он строго требует, - церковной дисциплине.
Церковная дисциплина - это одно из средств, с помощью которых Бог помогает нам возвращать истинно верующих к живому христианству и избавляться от тех, кто не принадлежит к числу спасённых. Давид совершил ужасный грех прелюбодеяния и убийства. После, возможно, девяти месяцев мучений (см. Пс. 32, 52 и т. д.) Давид смотрит на конец длинного пророческого пальца Нафана. Что он делает? Он раскаивается. И почему? Потому что в глубине души он понял, что произошло..
Когда Христос говорил о церковной дисциплине (Мф. 18:15–17), Он описал порядок действий в случае личной обиды. Сначала, сказал Он, пойди один, чтобы восстановить обидчика, а затем возьми с собой кого-нибудь. Но если эти меры не помогут, обратись в церковь. Если церковь не сможет восстановить отдельного члена церкви, то считай его язычником и мытарем. Какое сильное заявление против собрата по церкви! Как можно предположить, что этот человек, который, как и вы, молился «молитвой грешника», крестился и участвовал в церковных собраниях, на самом деле не возрождён? Ответ заключается в том, что каждый настоящий верующий, как и Давид, в глубине души раскаивается. Если он не раскается под суровым осуждением своей церкви, очевидно, что он вовсе не христианин. Подлинные верующие не такие. В конце концов, они всегда раскаиваются.
Реформаторы считали соблюдение церковной дисциплины третьим признаком церкви, наряду с правильным совершением таинств и проповедованием Слова. Какое право имеет церковь называть себя церковью, если в ней нет ответственности? В прежние времена непосещение церкви считалось дисциплинарным нарушением. Члены церкви не имели права скрывать свою жизнь, дары и общение с другими верующими. Они были куплены кровью Христа и не имели права распоряжаться своим расписанием, которое должно было находиться под властью одного лишь Христа. Церкви, которые хотят повиноваться Богу в этом вопросе, внесут в свои уставы, если потребуется, точное определение процедуры, которую церковь будет применять в случае, если члены церкви не посещают собрания, приходят лишь изредка или грешат другими способами, и которая будет разъяснена всем новым членам. Это серьёзное дело, но если церковь Божья не желает повиноваться своему Главе, то что можно сказать?
8) Мы ошибочно списывали отсутствие удержания клиентов на некачественное последующее обслуживание, хотя нам следовало копнуть глубже. Из-за такого перекладывания вины с одной стороны на другую мы не спешим решать нашу проблему. Когда происходит масштабный крусейд, обычно сообщают о большом количестве новообращённых; однако, когда возвращаешься на место этого евангелизационного рвения, не замечаешь особых изменений в людях.
Недавно я разговаривал с миссионерами, которые должны были регулярно навещать новообращённых, откликнувшихся на приглашения после показа евангелизационного фильма, который часто показывают по всему миру. Из сотен новообращённых, о которых в разных местах заявляли как о таковых, они смогли найти только двоих, у которых были хоть какие-то признаки христианской жизни. За всеми предполагаемыми новообращёнными велось наблюдение, как и должно было быть. Сообщения о большом количестве обращённых продолжали поступать, но сердца миссионеров были разбиты, а их доверие к организации, которая сообщала такие цифры, подорвано. Должны ли вы бороться за то, чтобы войти в жизнь новообращённых вопреки их воле, чтобы общаться с ними как с христианами и помогать им расти как новым верующим? После того, как один пастор поговорил с десятью якобы обращёнными сразу после проповеди известного евангелиста, он сказал мне: «Они не только не хотели с нами разговаривать, они убегали от нас!» Описывает ли это характер новых христиан?
Я признаю, что ситуация выглядит более чем отчаянной. Похоже, что у нас есть возможность продолжать собирать огромные статистические данные, в то время как церковь внутренне разрушается. Мы можем какое-то время поддерживать видимость. Мы можем дать людям почувствовать, что наши церкви - это лучшее, что есть на свете. Но для этого мы должны мешать им присматриваться внимательнее. К чему всё это приведёт?
Я имел честь выступать во многих лучших церквях страны. Некоторые из них довольно большие и полностью реализуют планы по последующему взаимодействию. Я пока не заметил существенной разницы в их эффективности в удержании «обращённых». Некоторые церкви могут удерживать их дольше, но в конечном счёте они уходят. Почему? Из-за отсутствия последующего взаимодействия? Обычно нет. Дальнейшие действия важны, однако истинные верующие всегда будут любить Слово, стремиться к общению и следовать за духовными лидерами, потому что они искренне изменились. Это Бог дал им жизнь, и они справятся с этим не благодаря кому-то другому, а благодаря жизни, которая в них. Это сказано не для того, чтобы уменьшить необходимость в дальнейших действиях, а для того, чтобы мы не перекладывали вину за свои поступки на других.

Есть ли надежда?

Я признаю, что ситуация выглядит более чем отчаянной. Похоже, что у нас есть возможность продолжать собирать огромные статистические данные, в то время как церковь внутренне разлагается. Мы можем какое-то время поддерживать видимость. Мы можем дать людям почувствовать, что наши церкви - это лучшее, что есть. Но для этого мы должны не позволять им присматриваться внимательнее. К чему всё это приведёт?
Необходима великая реформа. Наши доктрины должны быть рассмотрены заново. Мы даже не знаем, как проповедовать Евангелие. Евангелие - это не «Иисус умер за наши грехи» с новым набором трогательных иллюстраций. Это Послание к Римлянам, Послание к Галатам и Послание к Ефесянам. Это притчи и учения Иисуса. Это возрождение, оправдание, примирение, умилостивление и искупление (термины, которые большинство членов нашей церкви и даже наши лидеры не могут должным образом объяснить). Это одна лишь благодать через одну лишь веру. Это истина, проникающая в сердца людей через страстные проповеди, учения и священные беседы, с помазанием Святым Духом. И нам нужно возрождение - подлинное посещение Божье. Более того, нам нужно реформационное возрождение - пришествие Христа, чтобы изменить наше учение, наше богослужение, нашу евангелизацию. То, что нас воодушевляет и расширяет то, что у нас уже есть, может только усугубить наши проблемы. Нам нужно то, что меняет наше мышление в самой глубине души.
Я уже давно утверждаю, что никакое возрождение не будет иметь никакого эффекта, если оно не будет решать самую насущную проблему нашего времени в евангелизме - колоссальное несоответствие между теорией и практикой, вызванное нашей ошибочной доктриной и методологией. На первый взгляд мы выглядим неплохо, но внутри мы  поверхностны. Трудно выступать против очевидного успеха. Но если произойдут перемены, то должны появиться люди, обладающие добродетелью и смелостью, чтобы реформировать церкви. В былые времена, когда церковь пришла в такое состояние, Бог возвысил таких людей. Это были проницательные люди, которые могли призвать церковь исполнять свой дисциплинарный долг, восстановить её доктринальную жизнеспособность, вернуть возвышенность Евангелия и разжечь любовь к Богу такому, какой Он есть, - суверенному и могущественному.
Не молиться за церковь Божью - значит грешить против этой церкви и признавать, что надежды на возрождение нет. Бог приходил в те моменты, когда надежда была на исходе. Возможно, мы недостаточно отчаявшиеся. Мы прагматичны и, возможно, нам придётся подождать более глубокого отчаяния. Если вы один из тех, кто глубоко скорбит о церкви и стремится вернуть ей былую красоту, то я надеюсь, что эта статья дала вам представление о том, в чём мы нуждаемся. Возможно, вы могли бы помочь спасти тех, кто обманут, даже если Бог отсрочит всеобщее возрождение. На самом деле недостаточно просто молиться; мы должны действовать, исходя из этого молитвенного, доверчивого расположения, чтобы исполнять волю Божью прямо сейчас.

1 Joseph Tracey, The Great Awakening (Edinburgh: Banner of Truth, reprint 1976), ix.
2 Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1939, 1988), 469.
3 J. C. Ryle, Christian Leaders of the 18th Century (Edinburgh: Banner of Truth, reprint 1978), 28.
4 Bob Roberts, International Awakening Ministries, from an unpublished paper.
5 John Gillies, Historical Collections of Accounts of Revival, as quoted from Prince (Edinburgh: Banner of Truth, reprint 1981), xii.
6  Бенджамин Уорфилд в своей превосходной книге «Исследования в области перфекционизма» (Baker Book House) рассматривает тему обсервантизма Чарльза Финни в Оберлине и то, как это привело к кесвикским и другим более глубоким взглядам на жизнь. Необходимо более тщательно изучить взаимосвязь между взглядами на освящение и возрождением. Возрождение в Эсбери и канадское возрождение в нашем веке обновили и укрепили взгляды кесвикцев, но не оказали такого длительного влияния, как более масштабные и ранние возрождения. Эти взгляды преобладают и в наши дни отчасти благодаря импульсу, который они получили благодаря этим возрождениям. По мнению автора, независимо от того, сколько добра было сделано с помощью этих богословских взглядов, церковь утратила способность различать заблудших и спасённых из-за такого взгляда на освящение. Автор также считает, что если бы преобладал старый взгляд на освящение, многие из тех, кто пережил что-то вроде Кесвика, осознали бы, что они были обращены во время своей последней встречи с Христом. Поскольку они не могли выразить это в своих свидетельствах, по большей части влияние на окружающих, нуждающихся в подлинном спасении, было ослаблено.
7 Эти статистические данные предоставлены Североамериканским миссионерским советом Южной баптистской конвенции и собираются ежегодно в одно из типичных воскресений в большом количестве церквей.
8. По этой теме могут быть полезны публикации «Утраченная вера» и «Нераскаявшийся кающийся». Их можно заказать в Christian Communicators Worldwide, 5001 N. Oak Trafficway, Канзас-Сити, Миссури 64118.
9 Книгу «Обращение в детстве» (Childhood Concersion) можно заказать в христианской организации Christian Communicators Worldwide по указанному выше адресу. Кроме того, интервью автора из семи частей, взятое ведущим «Семейной жизни сегодня» Деннисом Рейни, можно приобрести по телефону 1–800-FLTODAY.
10 Тимофею было «благое исповедание перед многими свидетелями» (1 Тим. 6:12). Скорее всего, это отсылка к его крещению, которое, по-видимому, произошло позже, поскольку Павел, как подразумевается, тоже был крещён. Это нельзя утверждать наверняка, но это общепринятое мнение.
11 В книге «Богом посланное возрождение» (God Sent Revival)  Джона Торнбери (Дарлингтон, Англия: Evangelical Press) есть глава, посвящённая использованию Неттлтоном комнаты для допросов. Во втором томе автобиографии Сперджена «Сперджен, полный урожай» (Эдинбург: Banner of Truth Trust) также есть глава, посвященная практике Сперджена в этом отношении.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии