Женский голос в искусстве
Могла ли Биче, словно Дант, творить?
Или Лаура жар любви восславить?
В этих стихотворных строках Анны Ахматовой - шутливая нота, но в то же время и серьёзная проблема женского голоса в творчестве.
Женщины, начиная с очень глубокой древности, в искусстве предполагались в двух основных качествах: быть, подобно Беатриче Данте. молчаливым объектом поклонения или, как Лаура Петрарки – источником вдохновения. И хотя женщины-художницы были и в эпоху Ренессанса, - традиционное представление о роли женщины в искусстве – быть вдохновительницей, музой, но не творцом.
«Почему не было великих женщин-художниц?»
- когда под таким заголовком в 1971 году Линда Нохлин опубликовала эссе - арт-феминизм в искусстве уже существовал. Он появляется в Америке и западной Европе в конце 60-х-начале 70-х годов. Это не стиль, а движение феминизма второй волны, которое ставило задачу осветить широкий спектр проблем, где ключевой являлись права женщин, занятых в сфере искусства. Гендерные проблемы, соотносимые с творчеством, и рассматривает Линда Нохлин в своём знаменитом эссе.
Думаю, феминистское искусство можно рассматривать с двух точек зрения: как искусство, созданное женщинами и вошедшее в историю (или оставшееся в тени в силу определённых гендерных стереотипов) и как искусство представителей арт-феминизма с определённым посылом на гендерное равенство в творческой сфере. Женщинам долгое время было запрещено получать системное академическое образование, продавать свои работы (позже они получили доступ к арт-рынку, но до сих пор произведения, созданные женщинами, оцениваются ниже работ, созданных мужчинами.
Работы «женские» и «мужские»
Существует и предвзятость в отношении стилистики женских работ. Есть мнение, что отличительная черта женских произведений – мягкие линии, пастельные тона, а превалирующая тема - цветы. Но превосходные акварели с букетами цветов и бабочками писал и Фёдор Толстой. Правда, в мужском исполнении это считается интересным подходом, а в женском – природным происхождением. Однако британская художница Элизабет Томпсон писали смелыми, энергичными, широкими мазками. Она изображала батальные сцены с множеством фигур и динамичной композицией. Её большое многофигурное полотно «Шотландия навеки!», вдохновило советского режиссёра Сергея Бондарчука. При съемках фильма «Ватерлоо» в эпизоде атаки шотландских серых оператор использует сложные ракурсы всадников и лошадей, соответствующие их расположению на картине художницы. Впрочем, в Королевскую академию художеств Элизабет Томпсон принята не была – не хватило двух голосов.
Искусство pin-up
В 40-е годы в Америке стало популярным искусство pin-up (pin-up в переводе с английского –«прикреплённый» Полиграфическая продукция стала дешевле, и календари, плакаты, журналы с супер-героями и гламурными девушками на обложках могли позволить себе и студент, прикрепив изображение в комнате общежития, и юный матрос, приклеив плакат – в каюте.
Появились художники, предвосхитившие фотошоп. Они умело ретушировали формы своих натурщиц с помощью кисти и красок, доводя до идеального совершенства. Молодые женщины, часто в пикантных позах и полураздетые, рекламировали различные товары. Так, продажи кока-колы резко возросли после того, как на этикетке появилась красивая девушка, рекламирующая напиток.
Работы Барбары Крюгер – как противостояние pin-up.
Работы этой художницы становятся очень популярными. В частности, коллаж с текстом «Твое тело — это поле битвы» является мощным заявлением о праве женщин контролировать свои тела и свою сексуальность. Барбара бросает вызов идее о том, что тела женщин являются объектами для мужского взгляда, и эксплуатируются в рекламе, становясь по сути частью маркетинга.
Текст «Твое тело — это поле битвы» можно интерпретировать как метафору многих способов, с помощью которых общество пытается влиять на женщин, контролировать и ограничивать их права.
Трапеза от Джуди Чикаго
В 1979 году появляется инсталляция американской художницы Джуди Чикаго «Званый ужин". Она представляет огромный, накрытый белой скатертью треугольный стол, на котором расположено 39 столовых приборов. На мистическую трапезу приглашаются те, кто извечно занимался приготовлением пищи. Столовый прибор состоит из тарелки, салфетки, украшенной своеобразной символикой жизненного пути каждой героини, ложки, ножа, вилки и чаши, подобной той, из который вкушал Христос на тайной вечере, и которая стала символом-Граалем для сбора жертвенной крови женщин, оставивших след в истории. Пол внутри треугольной столешницы устлан белыми керамическими плитками, на каждой из которых - – женское имя. Всего – 999 имён.
В перформансе – только леди
Перформанс проявлял себя ещё в 20-е годы. В дадаизме и футуризме. Чего только стоят скандальные выходки членов берлинской группы «Да-да». Но в 60-е ключевую роль в этих представлениях играют женщины.
В 1964 году авангардная художница Йоко Оно (через два года она встретит Леннона и станет его женой) представляет перформанс, вызывающий множество ассоциаций и эмоций. Художественный акт «Отрежь кусок» предполагал интерактивное участие в нём зрителя. В галерее – сама художница, одетая в красивое платье. Рядом – ножницы. Любой желающий может отрезать любой кусок ткани. Эта идея - об уязвимости, личных границах и вседозволенности: дай человеку полную свободу действий, и откроются все его тайные и низкие пороки.
Феминистское искусство Луизы Буржуа
Пожалуй, одна из самых известных художниц-феминисток нашего времени - американская художница французского происхождения, Луиза Буржуа.
Её причисляли к сюрреалистам, сравнивали с Сальвадором Дали. Но художница не принимала никаких сравнений, а Дали называла «бегуном на длинной дистанции». Она бросала вызов маскулинности и сексизму в искусстве.
Её серия «Женщины-дома» - об ограничении личностной свободы женщин, тисках, которые сжимают эту свободу в четырёх стенах. Мраморная скульптура небольшого особняка – это дом, в котором она выросла. Он окружён клеткой. Сверху – гильотина. В общем, гнетущий ужас. Но в отличие от Френсиса Бекона – кровавой мясорубки здесь нет. С другой стороны, в этой клетке вряд ли запоёт канарейка.
В заключение
Феминистская эстетика представляет ценный материал для анализа как эстетических проблем, так и художественных практик.
Теоретическая основа арт-феминизма базируется на отрицании превосходства маскулинной эстетики и противостоит нивелированию эстетики женственности.
Безусловно, это идейная борьба.
Хотя, думаю, главное не в борьбе, а в одержимости своей идеей. Если Артемизия Джентилески знала, что живопись - её Божий дар, - она преодолела неимоверные трудности, но членом Академии живописного искусства стала. Хотя, как женщине ей не было дозволено покупать в лавке краски и холст – это делал её муж.
В конце лекции мне был задан вопрос, является ли известная скульптура «Рабочий и колхозница» В. Мухиной – феминистским произведением. Как работа, созданная женщиной – безусловно. Но арт-феминистского призыва в ней нет. И вообще при всех точках соприкосновения, в концепции феминистских направлений западной и восточной Европы – есть отличия.
Об этих отличиях, а также о кибер-феминизме нашего времени – в продолжении.
Свидетельство о публикации №225040101587