Комета
"Let’s have a black celebration
Black celebration
Tonight
To celebrate the fact
That we’ve seen the back"
Событие, которое повторится через 500 лет. Комета Нишимуро сегодня в максимальном приближении к Земле и в лучшей точке для наблюдения - сегодня или никогда!
Надо найти место с низким световым загрязнением. Поначалу поехал к восточной части крепостной стены, стоящей на крепостном валу и выходящей внешней стороной на широкий пустырь, с которого днем открывает отличный вид на восточные окраины Смоленска. У меня еще есть запас времени и созвездие Льва еще только начинает подниматься. Оставляю машину на обочине, даю глазам привыкнуть к ночной тьме и иду в темноте по тропинке вдоль крепостной стены.
Странное совпадение: комета Нишимуро последний раз у Земли была в небе во время строительства Смоленской крепостной стены, в 1586 году. Необычное ощущение идти ночью в темноте вдоль стены возрастом в полтысячи лет. В этой части стена высокая, метров под 20-25! А учитывая, что идешь во рву то кажется, что ты идешь по глубокому ущелью. Угловая Заалтарная башня с высокой стеной на фоне ночного неба, разрезает пространство на две половины. Одна непроглядно черная кирпичная, угадывающаяся лишь на контрасте со второй - чистым звездным небом упирающимся нижней частью в огни микрорайона Новосельцы и железнодорожной сортировочной станции. Увы, засветка! Мой план рушится. Дохожу до башни Аврамиевские ворота, стоящей не пригорке. Ночная панорама звездного неба, небольшого перелеска у подножия и далеких звуков ночного города погружает в оцепенение. Лунный серп только приподнялся над горизонтом, чуть выше уже сияет Венера, правее пояс Ориона, прямо над линией стены яркий Юпитер, а слева ручкой в горизонт упирается ковш Большой медведицы. Красота ночного неба не позволяет оторвать взгляд, но время как и наша планета не стоят на месте, а мне надо еще найти альтернативную точку наблюдения без интенсивной засветки на востоке.
Вспоминаю карту светового загрязнения и меняю план. Возвращаюсь к машине и еду на запад за кольцевую дорогу. По дороге встречаются одиночные машины таксистов и молодняк на самокатах - вот им то чего не спится? Останавливаюсь сразу за деревней Щеченки в надежде, что засветка от уличного освещения не будет мешать, но близость кустов и перелесков закрывает линию горизонта, которая для меня весьма важна. Двигаюсь дальше от города по дороге на Русилово. Забыл включить дальний свет и некоторое время еду на ближнем, отчего возникает ощущение того, что едешь в тоннеле. В магнитоле поет мужской хор «Выхожу один я на дорогу» и окружающая темнота с пятном освещенного асфальта возникающего из темноты нависающего на дорогой леса дезориентирует, кажется что ты едешь просто в черноте необъятного пространства, края которого теряются за пятном света, высвеченного фарами машины. Мрак безлунной ночи, монотонность дороги, неторопливость песни дополняют друг друга на секунды окутывают меня, как мороком и создается впечатление, что ты едешь в совершенно не знакомом месте (хотя ездил здесь сотни раз!), дорога будет бесконечна, пока не наступит рассвет. Чур! Переключаюсь на дальний и освобождаюсь от наваждения.
Проехал Слободу, Селезневщину. Выезжаю в поля на низких холмах. Лес остается позади и передо мной открывается звездное небо во всей своей красе! Серп угасающей Луны на горизонте с уже разогревающейся багрово красной полосой на Востоке плавно переходящей в фиолетовую черноту ночи. Но та, которую я жду, еще за горизонтом расчесывает свой длинный зеленый хвост. Поворачиваю от шоссе направо, в поля, к Басино. Миную небольшие низины уже заполненные ватными хлопьями рассветного тумана. Лобовое стекло моментально покрывается испариной ночной росы. Выезжаю на пригорок, останавливаюсь, глушу двигатель, выхожу осмотреться. Ватная тишина!
Быстро нахожу все свои ориентиры на небе. Над головой незасвеченные остатки млечного пути вытекающие из волны Кассиопеи, а в это время полоса на Востоке становится все светлее, уже отчетливо видны силуэту холмов вдалеке, вершины которых, покрытые еловыми перелесками, парят в тумане как спины сказочных рыб с торчащими плавниками.
Совсем рядом, низко над дорогой бесшумно пролетела сова и резко обогнув меня скрылась в зарослях кустарника за моей спиной. Туман проглотил лесок у у подножия холма и протянул свои ватные руки в поле. Становится зябко. Но Лев еще не весь вышел из-за горизонта и я возвращаюсь в салон машины, выпить чаю - как знал, что термос пригодится!
И вот настает момент рандеву: Skyfinder подсказывает, Лев над перигеем и комета должна быть над горизонтом, который затянут непонятно откуда взявшимися далекими перистыми облаками. А между тем рассвет уже заливает восточную часть неба: полоса, некогда рубиново-красного цвета, стала светло-розовой, захватила линию горизонта, отчетливо высветив холмы, затянутые белым покрывалом и полоску облаков на горизонте, которая упорно скрывает от меня цель утреннего бдения. Обшариваю биноклем линию рассвета, но нет - не видно ни звездочки и оптика не спасает. Моя зеленоглазая утренняя красавица, так и не осталась скрыта облачно вуалью. Время потеряно! Венера начала гаснуть в свете зарождающегося рассвета, а значит сегодня я уже точно ничего не увижу. И осознание этого вдруг моментально, как ведро воды, вылитое в пылающий огонь, гасит мой энтузиазм. Еще раз, уже без надежды оглядываю в бинокль линию горизонта на востоке и вновь упираюсь в растущую полоску облаков. Не судьба! Завожу двигатель и разворачиваюсь к темноте уходящей ночи. ЯндексМузыка, будто чувствуя мое разочарование затягивает мужское акапелло «Не вейтеся чайки над морем» (https://music.yandex.ru/album/9256881/track/60096533 ).
«Патрон-я-ны у нас на исхо-ое-де,
снаря-ая-ды уж вышли давно!
Ни от куда нам нету подде-э-е-эржки,
погибнуть нам здесь сужденооо…»
Тепло машиной печки и переливы мужских голосов в монотонном пении нагоняют сонливость и зевоту: не засыпать! Открываю окно и впускаю в салон утренний холод - так точно не заснешь.
Через 15 минут тихо, чтоб не потревожить спящих глубоким утренним сном домашних, проскальзываю домой и зарываюсь по теплое одеяло…
…а когда комета с зеленым хвостом, как девица с длинной полураспущенной косой, заглянула в незашторенное окно, проснувшееся Солнце ревниво резануло по ней ножницами ярких лучей утреннего света, зеленая коса красавицы упала на землю и рассыпалась по уже желтеющим перелескам и скошенным полям еще затянутым белой пеной утреннего тумана, оставшегося после отхлынувшего океана ночи.
Свидетельство о публикации №225040101909