11. 3 Этапы формирования задатков
До трёх лет у матери и ребёнка единое поле.
В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на её базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать своё поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определённым социальным нормам.
С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощённая в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая специальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.
С наименьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжение уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретённости этой способности, а также о возможности её развития у разных людей.
И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.
Не отдельные способности непосредственно определяют успешно выполнения какой-либо деятельности, а лишь удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуковысотного слуха – развитием тембрального слуха.
Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идёт о взаимозависимых способностях, совместное определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называется одарённостью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности».
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 319).
Свидетельство о публикации №225040100343