Хардкор Зары Есенаман

       
"Подросток-2" для казахстанских тинэйджеров

     Привлекательная блондинка, ведущая телешоу «ЛидерXXI века» Зауреш Есенаманова – личность, хорошо известная в нашей южной столице. «Золотая» девочка, лауреат международных конкурсов, с детства писавшая в разные литературно-художественные издания и уже тогда мелькавшая на телеэкранах, ныне – выпускница аспирантуры Алматинской консерватории по классу скрипки, прошедшая стажировку в Парижской консерватории, Зара Есенаман (таков ее литературный псевдоним) органично сочетает исполнительскую деятельность с журналистикой. В 2004 году Зара была удостоена гран-при международного фестиваля «Шабыт» в номинации «Литература», а в 2007 – получила приз конкурса «Багдар». Обе премии достались Заре за ее первую изданную книгу «Хардкор 2000». Название подкупающее, поэтому представители андеграунда – от совсем «зеленых» тинейджеров до тридцатилетних «стариков» от рока – предполагают обнаружить в книге что-то типа опусов Артемия Троицкого с его немеркнущим «Роком в Союзе».
     Ан нет! Книжка скорее «околомузыкальная», чем действительно посвященная стилю хардкор. Название книги, адресованной молодежи, сама писательница объясняет жесткой подачей материала. Хотя ничего особо жесткого в этой сколь претенциозно-мистической, столь и хитровато-конъюнктурной книжице вы не обнаружите. Что и в самом деле «жестко», так это совершенно «сумасшедшая» пунктуация. То ли корректор «перестарался», то ли такова скрытая идея – нарочно ставить запятые совсем не там, где нужно?
      Аннотация к «Хардкору» выдержана в формате «Шабыта» и серьезно возвещает о том, что это книга об алматинских подростках с их проблемами, в том числе – о наркотической зависимости. Один из героев книги, рассказанной от имени психически сдвинувшегося паренька Санжара, по словам Зары, «стал жертвой собственного интеллекта». Увлекшись теорией растаманства и фигурой Боба Марли, умный, талантливый и всеми любимый мальчик превращается в безумного потребителя героина и трагически погибает, не достигнув и завершения школы. Книгу не зря сравнивают то с «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, то с насквозь музыкальными мистическими романами Харуки Мураками. Автор вкладывает собственные переживания в уста подростка, наделяет своими литературными пристрастиями мальчишек, что не всегда выглядит естественно. Много ли вы видели ценителей Рэмбо, Бодлера или Шекспира, так и сыплющих развернутыми цитатами, среди десятиклассников? Рафинированные, изысканно-утонченные вкусы, любовь к поэзии французских символистов, некоторые эротические подробности с головой выдают в Санжаре личностные черты самой Зары. Неслучайно в интервью, приведенном в конце книги, писательница объясняет «экстремальное» решение обложки «Хардкора» словами: «Это – полное обнажение чувств, мыслей. Мое обнажение.»
     При всех явных несовершенствах книги, нельзя не отдать должное ее автору. Это действительно некий месседж – послание, адресованное нынешней молодежи, которая не любит нравоучений. Можно критиковать стилистическую небрежность, глупые ляпы вроде «советская партия», подсчитать неимоверное количество орфографических и пунктуационных ошибок. Но книга Зары Есенаман ценна уже хотя бы тем, что литература такого рода в Казахстане практически не издается. И уж тем более – не удостаивается высоких наград. Приятно и то, что на второй страничке посвящений и благодарностей наряду с Муратом Ауэзовым и многими богемными алматинцами фигурирует имя нашей землячки, пианистки Яны Гонаго, экс-сокурсницы Зары по столичной Академии музыки. «Это была девчонка не от мира сего, очень классная, талантливая! – с восторгом рассказывает Яна. – Далеко не все ее любили и понимали. Жила в каком-то своем мирке, пристрастила меня к чтению Рэмбо и Бодлера. Мы были очень дружны, пока она не переехала в Алматы и не вышла замуж».
      …«Хардкор» стремительно завоевывает сердца молодых: тринадцатилетние неформалы, запоем прочитавшие творение Зары Есенаман,  с плохо скрываемой гордостью «по секрету» сообщили, что «книг – всего три на город». Разочарую: уже – четыре…

Опубликовано в газете "Степной маяк", март, 2008.


Рецензии