Невысказанная мольба и громогласный ответ

      В театре экзистенциальной драмы, разыгравшейся на безымянном острове посреди бескрайнего океана, главным актером и единственным зрителем (помимо Всевышнего) был Робинзон Крузо. Его дни были сплетены из выживания, труда и молитвы. О, он много о чем просил Господа в своих долгих беседах с небом: о силах, о разумении, об урожае, о защите от дикарей и зверей. Его молитвы были каталогом нужд человека, выброшенного из мира цивилизации. Но одного пункта в этом каталоге неизменно не хватало, как зияющей пустоты в самом сердце его бытия – он никогда, ни единым словом, не просил об освобождении.
      И вот однажды, когда солнце клонилось к закату, окрашивая небо в цвета смирения и надежды, небеса разверзлись не дождем, но гласом. Громоподобный, он сотряс и воздух, и душу отшельника: «РОБИНЗОН! ПОЧЕМУ ТЫ НЕ ПРОСИШЬ О ТОМ, ЧЕГО ТАК СИЛЬНО ЖЕЛАЕШЬ?!»
       Вопрос был прямым, как удар грома. Он обнажал самую суть многолетнего молчания Робинзона по этому поводу. Но ответ был исполнен странного, почти упрямого смирения:
       «Господи, я никогда не попрошу Тебя об этом».
Почему? Был ли это страх отказа? Или гордыня, не позволяющая признать свою слабость и полную зависимость? Или, быть может, тончайшая форма веры – вера в то, что если спасение угодно Богу, оно придет и без прямой просьбы, а если не угодно, то мольба будет тщетна и даже дерзка? Робинзон не объяснил. Он просто констатировал свою позицию перед лицом Вечности.
       И Провидение ответило с обескураживающей оперативностью и явной иронией. На следующий же день на горизонте показался парус. Корабль! Спасение, о котором он молчал, явилось незамедлительно. Когда остров, свидетель его многолетних трудов и невысказанной тоски, уже скрывался за кормой, тот же громоподобный глас прокатился над волнами, заставив команду в ужасе переглядываться: «НЕ ПРОСИТЕ, И ДАНО БУДЕТ ВАМ!»
       Парадокс! Божественный комментарий, переворачивающий саму суть молитвенной просьбы. Люди на корабле испуганно шептались: «Чей это голос? Что это значит?» Робинзон догадывался. Он был главным героем этой теологической драмы, и он понимал, что урок еще не окончен. Его молчание было красноречивее любых слов.
И действительно, урок продолжился. Три дня плавания – и шторм. Не просто непогода, а ярость стихии, библейский гнев океана. Корабль, казавшийся таким надежным ковчегом спасения, был щепкой в руках судьбы и затонул. И снова – о, ирония судьбы или перст Божий! – спасся один Робинзон, выброшенный волнами обратно... на свой необитаемый остров. Круг замкнулся. Спасение, дарованное без просьбы, оказалось иллюзорным, временным, лишь прелюдией к возвращению в исходную точку.
И снова раздался глас с неба, подобный грому, но теперь в нем слышались иные нотки – не просто вопрос, а подведение итога предыдущего акта и начало нового: «НА СЕЙ РАЗ ТЫ ПОПРОСИШЬ О ТОМ, ЧЕГО ТАК СИЛЬНО ЖЕЛАЕШЬ?!»
       Опыт – лучший учитель, даже если его уроки оплачены кораблекрушениями и возвращением в одиночество. Робинзон прошел через горнило ложного спасения. Он понял разницу между даром нежданным и даром выстраданным, возможно, даже вымоленным. И теперь его смирение было иным – не упрямым молчанием, а признанием своей нужды и упованием на милость.
       «Да, Господи!» - ответил он, и в этом простом «да» было больше веры и понимания, чем во всех его предыдущих многолетних молитвах и молчании.
       И снова – незамедлительный ответ. На следующий день приплыл корабль. И на этот раз спасение было настоящим. Робинзон благополучно добрался до Англии. Божественный голос больше не комментировал происходящее. Урок был усвоен.
       Какова же мораль этой притчи? Быть может, в том, что иногда молчание – это не смирение, а скрытая гордыня или неверие. Быть может, в том, что истинная молитва – это не просто перечисление нужд, но диалог, в котором важны и слова, и молчание, и готовность принять ответ, каким бы он ни был. А может, Господь просто обладает великолепным чувством юмора и любит преподавать уроки теологии с помощью кораблекрушений и громогласных парадоксов. В любом случае, Робинзон усвоил: иногда, чтобы получить желаемое, нужно не только желать, но и осмелиться попросить. И быть готовым к тому, что путь к ответу может быть весьма извилистым.


Рецензии