Вечеря любви

 Я был один из третьестепенных деятелей на Тайной вечери. В дни распятия и воскресения Христова я был в Иерусалиме и удостоился видеть воскресшего Господа Иисуса Христа. Я уже давно знал от преблагословенной Марии, что рождество Христово было в Вифлееме, плюс собственные впечатления почти уверили меня, что Иисус Христос есть воплотившийся Сын Божий. По роду занятий я был виноградарь, в поте лица обрабатывающий свой наследственный сад, а теперь - благовестник.
 
Начиная с понедельника, я видел Иисуса в храме, внимал Его последним возглашениям и готов был слушать Его на коленях, зная, что предо мной Сын Божий. В тот четвёртый день сердце во мне вообще жило своей отдельной жизнью. Его охватывала то радость, то душа моя горько томилась от непонятного предчувствия.

В четверток по уговору с приготовившим вечерю господином я пришёл к нему в дом как надёжный человек.
   Я занимался своими обязанностями, а Христос и братия беседовали за трапезой. Мне пришлось по делу войти в горницу, и я оказался к Иисусу Христу совсем близко.
   Христос сразу обратился ко мне, так что мне было видно каждую чёрточку Его лица, и я словно смотрел на свет, а в сердце у меня тогда стало радостно. 
   Такое же настроение было и между возлежащими. Я опустился перед Иисусом Христом на колени, ибо сознание отчётливо говорило мне: Бог был Человек. Господь говорил мне сокровенные слова, я внимал и отвечал, и время для меня как-бы превратилось в вечность.
   О! что это был за взгляд Человека, ни разу не двинувшегося мыслью ни к какому греху. Ясный духовный луч из Его души проник в мою душу как абсолютная чистота.

У него была не та любовь мира сего - любовь берущая, к которой я привык, а любовь дающая, и дарующая не то, что мне хотелось, чтобы мне дали, и что было тленно и нажито человечеством в нашем греховном пути, а дарующая только отфильтрованную жизнь от Творца-Отца, жизнь-истину, жизнь-огонь... Именно этого и ждала тайно моя простая душа. 

"Только никогда не отступай от Меня, - сказал мне Господь необыкновенно мягко и с присущей Ему всегда Божественной силой. - Подвизайся! Не ослабевай и смотри только вперёд, ведя корабль через волнующееся море, тогда ты сможешь достичь благой цели. Непрестанно молись и никогда не унывай, трезвись, и ты никогда не погибнешь, не бойся".

Один из апостолов дружески указал мне на место около себя, и я возлёг, сильно радуясь возможности минут двадцать побыть со Христом.
   Надо сказать, что внешность Иисуса Христа была выдающейся. Он имел в Себе природу иной сверх-живой жизни, как будто непредставимое Божественное существование было представлено человеком, и это так. Но Он предавал Себя каждому с таким вниманием, что природное Его величие не замечалось. Только особым сознанием угадывалось в Нём присутствие вечной жизни и ещё нечто неясное, как я позже понял - ненасилие.  Он бережно и без превозношения относился к образу Своему в людях, так как Сам был образ Бога Отца. 
   И все сердца влеклись к Нему. Без сомнения, любовь участников собрания была вызвана Его любовью. Мужественный облик Христа излучал предельную самоотдачу в дружбе. Его любовь вызывала не нежность, а готовность к деятельности. Мне было известно, что Иисус Христос не раз с горечью говорил о предстоящем Ему распятии и убиении иудеями - и невозможно было не верить Его словам, - но было абсолютно непредставимо, что смерть сможет покорить Сего - повелевавшего стихиями и упраздняющего смерть в других - безгрешного Праведника.  Мы и не сомневались, что Он всегда пребудет с нами, как-бы предощущали Его Царствие, и оттого грусть не препятствовала нам чувствовать себя, как в Раю. 
   Христос, как я догадался, в Свою очередь поддерживал в апостолах веру в Его бессмертие и хотел как можно сильнее утвердить её в их сердцах.

Он как-бы говорил: "Слушайте Мои слова и смотрите на Мои дела. Не ищите во Мне мирской весёлости, а находите во Мне истину и радость от исполнения не своей воли, послушания не своим желаниям, но добровольного и целебного подчинения Отцу Моему и Отцу вашему, всё благое на свете создающего и держащего, любя, в Своей руке". Иисус Христос в эту ночь много раз напоминал, чтобы обо всём, что ни собирались делать, просили Его содействия.
 
Через годы в своих странствиях я понял особенность любви Иисуса Христа, - её суть была в исцелении больных и обращении их к образу Божию в их душе.
   На вечери я видел, как Иисус Христос умыл ноги Своему творению, и руки Господа касались ступней Его немощных учеников.
   Впоследствии, думая о Воплощении Сына Божия, я понял, что оно было возможно только в том случае, если замысел Бога о человеке превосходил все мои представления об этом. Господи, к какому величию человек призван от начала! Никогда бы Отец не отдал Сына Своего на муки, если бы не возлюбил мир только из-за Своего великого замысла о нём. И в Самом Себе Христос первый показал такого Человека. Ученики будут следующими. Молчанием закончу сию свою догадку.

   И ещё много Владыка мира говорил апостолам о Своей любви к каждому из них. При этом все чувствовали присутствие в его любви нечто большего, - это была миссия воплотившегося Бога.
Многое-многое необыкновенное апостолам обещал Христос из того, что они потом будут совершать в новой своей жизни, и ставил условия для исполнения их возвышенных устремлений. 
               
Мы были погружены в живительную атмосферу любви, наполнившей душу, и оказывается, душа была способна жить в этом чуде, как-будто она была существо, способное жить в огне, как мы живём в воздухе, и с каждым вдохом питалась душа любовью, и ничего другого ей для жизни не было надо, дающая любовь была воздух и жизнь.

В его любви была не привязанность, а пламя, не тепло, а жар, не паление, а просвещение истиной, не управление личностью, а раскрытие силы и крепости в ней.

"Да, любовь бывает только отдающей, а берущей любви не бывает, снова отметил я про себя, потому что увидел, что у меня нет любви, и с сожалением подумал: я могу делиться с другими только своим эгоизмом!" И тогда повторил Господь: "Пребудьте в Моей любви, как Я пребываю в любви Моего Отца, только тогда будет и у вас подобная любовь, ибо вы существуете в Нас, а Мы даём вам всё, что имеем Сами; пребудьте в любви Нашей, которая есть Вечная жизнь. Смотри на Меня и помни, что Я на земле только исцелял, и Я есть вовеки такой, и умру, и воскресну, и увидишь Меня снова, и твоя радость будет совершенна, только исполняй с Моей помощью заповеди Мои, и проси Меня обо всём, и будешь делать то же, что делаю Я".
   И я подумал: "Блажен кто идёт на зов Господа! Он обретает сердце, полное любви".
   В эту святую ночь Господь приобщил возлюбивших Его учеников непостижимо действующему Божественному естеству иного мира.

...О, наша вера, что Господь никогда не покинет нас! Она оправдалась в третий день!


 


Рецензии
Евангелие не  описывает внешность Иисуса Христа. В Библии только описывается одежда  Христа. Хитон Иисуса (или нижняя одежда) был не шитым, а тканым. Преданию говорит что этот Хитон является рукоделием Пресвятой Богородицы. Древняя Христианская церковь не имела изображения наружного облика Иисуса Христа. Возможно это произошло потому, что первые христиане боялись обвинения в идолопоклонничестве, которые могли исходить со стороны язычников и иудеев. Поэтому в древней церкви применялись символические изображения Иисуса Христа.Господа представляли в виде чаши, двери, якоря, корабля, голубя, виноградной лозы, пастыря и овцы. Но чаще всего Его изображали в виде креста или рыбы.

Христос происходил из рода царя Давида. А представителей этой фамилии всегда отличали изящество , благородство, светлые волосы и глаза, белая прозрачная кожа, тонкие черты лица и мягкий абрис губ. Если бы не удлиненный нос с горбинкой, то потомков Давида можно было бы принять за европейцев. Что же касается роста, то согласно Библии все цари Израильские были высоки - "от плеч на голову выше" среднего человека.
Иисус Христос был безгрешен. Его жизнь была настолько чиста, что он мог спокойно спросить у своих врагов: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). И они не нашлись,даже среди врагов и недоброжелателейни у кого - что ответить, хотя если бы в его характере была хоть какая-нибудь порочная черта, они бы обязательно её упомянули.

Мы читаем об искушениях Иисуса, но никогда не видим, чтобы он исповедовался в каком-либо грехе. Он никогда не просил прощения, хотя своим последователям велел делать это.

Это отсутствие чувства вины за проступки тем более поражает, что никогда еще, ни в какие времена ни у одного мистика, или святого, за всю историю мы не встречаем ничего подобного — наоборот, все они терзаются от чувства совершенного греха, от собственного несовершенства.

Чем больше человек приближается к Богу,к Свету неприступному - тем яснее видит свои пятна, тем  тяжелее ему становится от собственного несовершенства, испорченности и недостатков. Чем ближе человек к источнику света, тем больше он понимает, насколько ему необходимо смыть с себя грязь. Когда сравниваешь себя с порочными - кажешься лучшим в своих глазах.Совсем по- другому обстоит дело если сравниваешь себя со святыми. Видишь что ещё и шагу не сделал к исправлению.

Апостолы Иоанн, Павел и Пётр — люди, с детства привыкшие верить в то, что все люди грешны, — в один голос заявляют о безгрешности Христа: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22).

Пилат, которого нельзя назвать другом Иисуса, сказал: «Какое же зло сделал Он?» Он подразумевал, что Христос невиновен. А римский сотник, бывший свидетелем смерти Христа, сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).

Обратимся к преданию о Его Нерукотворном Образе. Согласно этому преданию Нерукотворный Образ получил Эдесский Авгарь от Самого Спасителя. Сказание о Нерукотворном Образе подробно изложено Иоаном Дамаскиным в его слове об иконах и в его труде под названием “Точное изложение веры”.

 Вот описание одного из очевидцев, видевшего этот Нерукотворный Образ в Генуе, когда он был перенесен из Константинополя в XIV веке. “Образ этот имеет чудесный и величественный вид; на нем отражается Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед Ним. С середины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы, борода черная, но небольшая, брови также черные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой и правильный, усы едва покрывают верхнюю губу, так что губы прекрасно очертанные, виднеются беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет Его, особенно на челе на носу между глазами и на щеках; но с другой стороны легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники признавались что нет никакой возможности нашими красками передать цвет Святого Образа сколько-нибудь сходно с оригиналом”

Перенесение Нерукотворного Образа из Едеса в Константинополь празднуется Святой церковью 16 августа. Помимо Нерукотворного Образа, посланного Господом к Авгарю, существует и другой древний образ известный под именем Нерукотворного Образа Вероники. Предание об этом Нерукотворном Образе говорит о том, что когда Спасителя вели на Голгофу и с лица Его лился кровавый пот то одна из женщин, сопровождавшая Его, проникнутая состраданием, сняла со своей головы платок и дала его Господу, чтобы Он отер Свое лицо от кровавого пота. Как выражение благодарности Господь отпечатал на этом платке черты лица Своего изнуренного страданиями и вернул этой женщине ее платок. Это и есть второй Нерукотворный Образ Спасителя, запечатлевший Его в терновом венце. Предание об этом Нерукотворном Образе является очень древним.

В "Послании к Византийскому императору Феофилу", "Сказании монаха Епифания" и "Письме проконсула Иудеи Публия Лентула императору Тиберию и Римскому сенату". Авторы этих документов, описывая Христа, опирались на впечатления очевидцев, а проконсул Лентул был современником Иисуса. Вот что говорится в донесении проконсула: "Этот человек высок ростом. Важен и имеет наружность полную достоинства, так что внушает взирающему на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздваивающаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие... Речь его обдуманная, верная и сдержанная... это прекраснейший из земнородных".
   
Новые сведения об облике Христа дает научный анализ знаменитой Туринской плащаницы. Туринская плащаница представляет собой сохранившееся до наших дней льняное полотно, в которое был завернут Спаситель после снятия с креста. На этом полотне чудесным образом (способом не известным науке) отпечатался облик Иисуса Христа. Вот отрывок из научного протокола о Его внешности: “Волосы в беспорядке, небольшая борода и усы... Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко стоят друг к другу... Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный; очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева”

В католической церкви этот документ известен под названием “Послание Лептула”. Вот как в нем описывается Христос: “Человек этот среднего роста, с хорошей фигурой и чудесным благородным лицом. Его вид одновременно навивает и любовь и страх. Волосы цвета спелого ореха падают ровно до ушей и далее до самых плечей кучерявятся кольцами, немного светлыми и блестящими; посреди головы они расчесаны на пробор, как это заведено у назореев; лоб ясный и чистый; лицо без морщин и пятен, дышит силой и спокойствием, линии носа и рта безукоризненные, борода густая, того самого цвета, что и волосы, не очень длинная, разделена по середине. Взгляд прямой, пронзительный, глаза сине-зеленые, выразительные, оживленные. В гневе Он страшный, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью иногда плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи Его изящны. В беседе Он серьезный, скромный, сдержанный и к нему по праву можно отнести слова пророка; “Вот наипрекраснейший внешностью из всех сынов человеческих.

Окончательную точку в спорах о соответствии изображения на Туринской плащанице подлинному лику Спасителя поставило исследование, проведенное в 2005 году главным научным сотрудником Государственного Эрмитажа доктором исторических наук Борисом Сапуновым.

Сапунов составил на их основании вербальный портрет Иисуса Христа.

     И вот что получилось.

Рост - около 180 сантиметров. Для своего времени Иисус был очень высоким человеком. Но при этом обладал узкими плечами, держался не совсем прямо, слегка склоняя голову. Кроме того, все три источника говорят о сходстве Иисуса с его матерью. Лицо у него было слегка сужающееся книзу, гладкое, без морщин, с легким румянцем. Нос тонкий, большой, прямой. Брови почти прямые, сдвинутые, черные. Волосы - цвета созревшего лесного ореха, не очень густые, длинные и гладкие до ушей, далее кудрявые, рассыпающиеся по плечам. Борода цвета пшеницы, густая, раздвоенная. Глаза глубоко посаженные, светлые, блестящие, быстро менявшие выражение. Пальцы рук длинные, тонкие.

С этим описанием на руках Сапунов отправился к эксперту-криминалисту Виктору Павлову, сотруднику Санкт-Петербургской криминалистической лаборатории МВД. Эксперту не были известны обстоятельства и суть исследований ученого. Ознакомившись с "материалами дела", он составил фоторобот. И человек на этом "портрете" оказался очень похож на лик Спасителя на Туринской плащанице...

Конец истории? Вряд ли. Иисус играет такую огромную роль в жизни людей, что споры о том, как он выглядел, еще долго не стихнут. Наверное, до тех самых пор, пока человечество не осознает: "счастливы те, кто поверил, не видев Меня"...

Вот так на основании преданий о Нерукотворном Образе Спасителя и навеянный вдохновенными страницами Евангелия возник одухотворенный образ Иисуса Христа - Мудрого Учителя, Царя и Первосвященника в одном лице, указавшего народам мира путь к Спасению. Именно этот светлый и величественный образ Иисуса Христа, озаренный светом Его Великого Учения проходит через века, вдохновляя художников, скульпторов, поэтов и музыкантов на создание шедевров и сияет как солнце, оставаясь чистым и незапятнанным, невзирая на жалкие усилия врагов христианства.

Валентина Абаева.

http://proza.ru/2013/07/24/1839


Валентина Абаева   08.07.2025 15:23     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Валентина!
Глубоко тронут и утешен.

Борис Силуанов   08.07.2025 08:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.