Дуализм представлений о природе совести человека

Существует принципиальное противоречие между современным научным, с одной стороны, и   религиозно-эзотерическим,    с   другой    стороны,    пониманиями    психо-­функциональной природы (естества и сути) феномена «человеческой совести». Научная психология полагает, что феномен «совести» - это система приобретенных в процессе жизнедеятельности условно­-рефлекторных этических установок, закрепившихся в подсознании человека в процессе его этического воспитания и самовоспитания.

 Согласно же религиозно-эзотерическим представлениям «совесть» - это более  высшей эволюционной ступени врожденное высшее сознание (самосознание) человека: высшее или божественное «Я» человека («Дух Святой», или «Искра Божья» в человеке). Эзотерическое знание полагает, что обычно подавленный и слабо проявленный в человеке голос его совести являет собой проявленную малую («надводную») часть врожденных, но еще слабо проявленных, еще «дремлющих» в недрах совести человека феноменально совершенных и могучих психо-функциональных пластов, высших многогранных потенций его психики, и видит своей главной задачей - пробуждение и проявление в человеке этих «дремлющих» в нем врожденных высших «божественных» потенций, в результате чего в человеке из недр его совести пробуждается «Истинный Божественный Человек, несущий в себе образ и подобие Божьи» (ибо «человек изначально (т.е. врожденно) несет в себе образ и подобие Божьи»).

 По сути, все известные Мировые религиозные учения представляют собой психо-технические (психо-треннинговые) системы, способствующие культивации человеком в себе врожденных, но обычно слабо активированных и «дремлющих» в недрах его совести уровней более совершенного «Истинно Человеческого Божественного Святого» сознания (самосознания).

Так имеют ли место быть в человеке врожденные, но пока что слабо активированные и «дремлющие» в нем обширные и многогранные психо­функциональные пласты более высшего, более совершенного сознания, несоизмеримо превосходящего обычно проявленное и доминантное в нем умственно-рассудочное сознание? Современная научная психология однозначно опровергает эти предположения, считая их «религиозными фантазиями», далекими от истины.

В 1987 году автор данных строк впервые столкнулся в себе с поразительными психическими явлениями, сопровождавшимися переходом сознания на несравнимо более высшие по своему совершенству психо­-функциональные уровни, что и поставило его перед очевидным фактом многоуровневой градации (многоступенчатой организации) сознания человека. Это теперь уже легко формулировать свои представления о «многоуровневости состояний сознания» человека, тогда же, во второй половине 80-х годов, реакцией на эти неожиданные внутрипсихические «перипетии» были шок от недоумения и полная уверенность, что сходишь с ума.

Начало этих непонятных мне тогда переходов в измененные состояния сознания совпало по времени с началом очень болезненных мучительных ощущений жжения в   области центра груди (чуть выше солнечного сплетения). Переходы в измененное состояние сознания и болезненные ощущения жжения в области центра груди в то время я никак не связывал, полагая источником болезненных ощущений то межреберную невралгию, то болезнь сердца, так как временами это мучительное жжение из центра  груди перемещалось непосредственно в область сердца. Однако, последовательные медицинские обследования в трех разных клиниках (включая одну московскую) не выявили никаких отклонений в моем физическом (т.е. биологическом) здоровье.

Источник мучительных ощущений жжения в области  груди так и остался неопределенным вплоть до 1997 года, когда, неожиданно, это жжение из центра  груди стало вдруг распространяться по всему биологическому телу, что и стало причиной одновременной комплексной дисфункции всех органов и систем моего биологического тела. И опять-таки, распространение таинственного мучительного жжения по всему биологическому телу и,  как следствие, его катастрофическая комплексная дисфункция совпали по времени с началом очень мощных, таких же катастрофических функциональных изменений, функциональных перестроек в моей психике. И опять-таки я никак не взаимосвязал эти одновременные катастрофические болезненные расстройства психики и биологического тела, я все еще воспринимал и рассматривал их по отдельности.

Естественно, официальная медицина была бессильна помочь мне. Многочисленные лекарства, назначенные мне врачами, никак не справлялись с одновременной дисфункцией всех биологических органов, включавшей и полное расстройство, и прекращение процессов пищеварения. В течение недели от меня остались кожа да кости, от жжения во всем теле мой кожный покров стал темно-свинцового цвета, т.е. мое тело и всю мою кожу, каждую мою клеточку как бы прожгло (или обожгло) жаром неведомого внутреннего огня, неведомым внутренним пламенем.

 Далее, я стал мучительно умирать, жизнь во мне стала ускоренно угасать. Вскоре у меня начались предсмертные судороги и конвульсии, но все же еще сохранялась ясность рассудка и я осознавал, что умираю и более всего было мучительно жаль, что я ничего таки не успел сделать в жизни. И в эти предсмертные минуты меня как вспышка молнии озарило, вдруг, осознание того, что начало этих непонятных процессов во мне в 1987 г. и их резкое катастрофическое усугубление в 1997 г., имели одну поразительную общность: и в 1987 г., и в 1997 г. это начинало происходить в Страстную неделю перед Пасхой, а дальше - еще больше: тут же всплыло в памяти, что шел 33-ий год моей жизни, т.е. получалось, что я умирал на 33-ем году моей жизни в Страстную неделю, в субботу перед Пасхой. И осознание всего этого впервые в жизни склонило воинствующего атеиста во мне к признанию некоего мистического фактора в происходящем со мной: я решил, что видимо все происходящее со мной - это кара Божья за присущий мне, к тому времени, воинствующий атеизм, и я, уже теряя сознание, понимая что умираю, впервые за 33 года моей жизни горячо взмолился Богу и попросил прощения за все, что я делал не так. Вскоре жизненные силы ушли совсем, и я потерял сознание...

Через некоторое время я пришел в себя и ощутил, что боли  совсем прекратились и я чувствовал себя превосходно, и от этого пребывал с состоянии блаженной неги и эйфории. В какой-то момент взор мой упал вниз, на мою кровать, и я увидел там какого-то лежащего мужчину, что ввергло меня в состояние глубочайшего возмущения от того, что кто-то чужой без спроса и моего разрешения вот так вот запросто лег в мою кровать. Я кинулся на обидчика, чтобы разбудить его и дать ему хорошую взбучку, однако приблизившись к нему я попросту оторопел - в кровати лежал я сам, совершенно бледный и явно напоминающий безжизненный труп. "А кто же тогда я?", - тут же мелькнула у меня мысль и я стал пристально рассматривать себя, и увидел, что внешне, по конфигурации, мое тело выглядело обычным человеческим телом: ноги, руки, туловище, голова и т.д., однако оно состояло не из обычной плоти - кожи, мяса и костей, а из некоей дымчато-серой характерно вибрирующей материи, точь в точь, как в классическом описании тел призраков.

 Далее я обратил внимание на ощущение жжения в разных частях моего тела и я стал рассматривать на себе эти места и обнаружил в тех местах моего тела горящие огнем энергетические центры - чакры, хорошо описываемые в эзотерических трактатах. К тому времени я уже имел представления о семи основных чакрах, расположенных по линии позвоночника и действительно рассмотрел их на себе, что называется - воочию. Кроме того я рассмотрел на себе такие же чакры в предплечьях, в середине ладоней и стоп, и т.д. Удивило меня то, что все мои чакры были пробиты - их энергия лучевидными потоками просто уходила в пространство, тогда как здоровые чакры, как мне было известно, должны были вращаться колесообразно и питать энергией мои тело и дух. Через некоторое время меня, вдруг, потянуло куда-то вниз и тут  мое сознание опять отключилось.
   
Очнулся я на следующий день, рано утром в день Пасхи - в день Светлого Христово Воскресения (опять мистическое совпадение), и на следующий день, в понедельник, терпя чудовищные боли, чудом встав на ноги (вернее на костяшки, которые от них остались), покачиваясь и едва не падая, я поразительно чудесным образом (в буквальном смысле «водимый за руку Провидением») оказался у человека, вернее у Человека, в котором с первой же нашей встречи я признал моего Духовного Наставника, моего Духовного Учителя. С его помощью мое здоровье пошло на поправку, и он же помог мне понять, что мучившее меня столько лет болезненное жжение в биологическом теле и психо-функциональные переходы в измененное состояние сознания, теснейшим образом взаимосвязаны, что это вовсе не «кара Божья» за мой атеизм, как я посчитал в момент моего умирания, а естественные процессы, начинающие происходить в каждом человеке, достигнувшем определенного уровня, определенного этапа в своем духовном (т.е. психическом) эволюционировании.

Все, как оказалось, предельно просто: переходы в измененное состояние сознания происходили во мне вследствие пробуждения и активации, дремавших в психо-функциональных глубинах моей совести (до достижения мною 21-летнего возраста) тех самых, упоминаемых в теософских трактатах психо­функциональных пластов и потенций более высшего, несоизмеримо более совершенного «Истинно Человеческого Божественного» сознания. Как оказалось, данные высшие уровни и потенции человеческой психики несут в себе более высокочастотные и, к тому же, более высокопотенциальные (точнее: ультра-­высокочастотные, ультра-высокопотенциальные) психические энергии, обеспечивающие функциональную реализацию в человеке данных высших уровней сознания.

Так вот, причина мучившего меня столько лет жжения в области груди в том и заключалась, что вследствие пробуждения и интенсивной активизации во мне данных высших психических уровней, в мое биологическое тело через уже хорошо известные науке психо-энергетические центры - чакры (в первую очередь через так называемую, сердечную Анахата чакру, расположенную, как раз таки в области центра груди) начинали поступать более высокочастотные, более высокопотенциальные психические энергии, и биологическое тело, прежде приспособленное к более низкочастотным, более низкопотенциальным энергиям начинало испытывать чувство жжения при соприкосновении с данными высшими энергиями.

Эти «обжигавшие» мое биологическое тело высшие психические энергии и представляли собой хорошо известные в эзотерике, так называемые «Огненные Агни - энергии, дремлющие в сокровенных глубинах человеческого духа». Практическое исследование в себе этих процессов в течение вот уже многих лет, их осмысление с помощью эзотерических познаний в данной области с сохранением и соблюдением жестких норм трезвого научного объективизма, постепенно открыло моему взору удивительные пласты и сферы человеческого естества, которые, как оказалось, еще совсем не описаны и не исследованы современным научным человековедением. В то же время, описание этих сфер и уровней человеческого естества в теософских трактатах неимоверно трудно усвояемо и трудно постижимо человеку с современным европейским складом мышления. В дальнейшем мною и была предпринята попытка посвятить мою жизнь исследованию и описанию этих удивительных эволюционных процессов в человеке с помощью методики синтеза современных научных и вневременных эзотерических познаний.

Так что же из себя, в психо-функциональном плане, представляет совесть человека? Какова ее истинная психо-функциональная природа? Т.е.: а) систему, каких конкретных психо-функциональных потенций несет в себе совесть; б) являются ли психо-функциональные структуры совести приобретенными в процессе жизнедеятельности человека, т.е. сформировавшимися в процессе его этического воспитания и самовоспитания, или же, все-таки, они имеют врожденную природу происхождения?

Следует отметить, что, как ни парадоксально, сколь-нибудь серьезных научно-психиатрических исследований психо-функциональной природы человеческой совести не проводилось и не проводится по сей день. Странным образом, иначе не скажешь, в научной психиатрии возобладало и стало господствующим мнение, что совесть – являет собой систему приобретенных, в процессе жизнедеятельности, условно-рефлекторных этических установок, закрепившихся в подсознании человека в процессе его этического воспитания и самовоспитания, т.е. совесть – не врожденная, а формирующаяся в процессе жизнедеятельности психо-функциональная структура.

 Однако осмелимся спросить: а где же те серьезные, скрупулезные и исчерпывающие практические (клинические) научно-психиатрические исследования, на основании которых, и сделан, сей, ныне общепризнанный в науке, вывод? Неужто серьезной науке было достаточно малообоснованных (вернее: практически необоснованных!) поверхностно-гипотетических  (именно поверхностных и гипотетических, так как не имеют под собой приемлемой доказательной базы) выводов, по данному вопросу, психоаналитика (хоть и выдающегося) г-на Зигмунда Фрейда, чтобы уличить во лжи Иисуса Христа, Будду, Моисея, Мохаммеда и множество других Святых и Посвященных, несомненно достойных и не менее выдающихся представителей Человеческого рода, учивших, что голос совести человека – это голос его высшего Истинно Человеческого Святого сознания, голос его высшего Божественного «Я», голос Духа Святого, изначально (т.е. врожденно) вложенного Творцом в сердце человека. Вспомните: «Бог – в сердце каждого человека, и глас совести – Его глас». Или «Бог при сотворении человека вложил (вдохнул) в его сердце частицу Самого Себя, частицу Духа Святого – Искру Божью, и, потому, человек изначально (т.е. врожденно) несет в себе Образ и Подобие Божьи». Так неужто один Фрейд прав, а все Пророки, Святые и посвященные, вместе взятые, неправы?


К сожалению, академической наукой (психологией, психофизиологией, психиатрией и т.д.) и поныне не исследуется внутренняя психо-функциональная организация совести, соответственно, не имеется в науке и научно обоснованной достоверной объективной психо-функциональной модели совести, как системы, несущей в себе определенную сумму вполне конкретных разноплановых психо-функциональных потенций, и, естественно, неисследована и неопределенна психо-функциональная суть каждой из заключенных в естестве совести конкретных функциональных потенций. А ведь совесть, как психо-функциональная система, включает в себя обширные и многогранные пласты человеческой психики. Например, присущие совести: особенное мироощущение; характерный альтруизм мотиваций + этические принципы; характерный, необычайно утонченный эстетизм чувств; особенная интеллектуальность (поразительная интуитивная мудрость); сила воли к самореализации и т.д. И, таким образом, когда в человеке активизируются и начинают доминировать данные обширные и многогранные психо-функциональные пласты, психо-функциональные потенции совести, человеку становится присуще особенное, так называемое «совестливое» состояние сознания. Т.е. совесть – это, ни много – ни мало, особенное, отличное от обычного, состояние сознания человека, или определенный, отличный от обычного, уровень сознательности человека. В чем же конкретно состоят различия между обычно доминантным в человеке состоянием сознания и необычным «совестливым» состоянием его сознания?


Более серьезное, чем в науке, внимание исследованию выше означенной проблематики, т.е. проблематики естества человеческой совести, уделяется в философии, художественной литературе, музыке, изобразительном искусстве и т.д.
В научной философии, однако, проблематика естества человеческой совести исследуется довольно-таки поверхностно и предельно ограниченно, на уровне морально-этических категорий, которые, главным образом, направлены на определение и обоснование роли и места совести человека в формировании этики его повседневного бытия, а более углубленного системного исследования психо-функционального естества совести научная философия, увы, пока что «успешно» избегает.

 В осуществлении такого системного исследования психо-функционального естества человеческой совести больших успехов удалось достичь средствами и методами литературно-художественного описания и отражения человеком субъективных мироощущений и переживаний, испытываемых им в состоянии доминанты в нем психо-функциональных уровней, психо-функциональных потенций совести. Т.е. человек, находясь в состоянии доминирования в нем психо-функциональных уровней совести, начинает испытывать особенные мироощущения, переживания, чувства и т.д., присущие психо-функциональной природе, психо-функциональной сущности совести.

Происходящие с ним при этом субъективные психо-функциональные метаморфозы и исследуют в своих литературных произведениях многие великие и гениальные писатели и поэты, например: Достоевский, Толстой, Чехов, Шекспир, Данте и т.д. Т.е ими, методом литературно-художественного описания субъективных переживаний героев их произведений, исследуется и раскрывается заложенный в совести психо-функциональный ресурс человека. И им удается, в существенной мере, проникнуть в столь таинственное малоисследованное психо-функциональное «пространство» человеческой совести и литературно-художественными средствами описать и выразить ее психо-функциональные «потаённые просторы, глубины и выси».

 Однако и удивительно объективное литературно-художественное описание и выражение субъективных мироощущений и переживаний человеческой совести в их гениальных произведениях не разрешает наиактуальнейшей загадки природы совести и не дает однозначного ответа на вопрос: являются ли психо-функциональные структуры совести врожденной или приобретенной составляющей человеческой сущности?

Несколько иного рода художественными средствами исследуют и выражают те же особенные субъективные переживания в человеке гении от музыки: Моцарт, Бетховен, Бах, и т.д.  Особенную палитру чувств, пробуждающуюся из недр человеческой совести, их утонченно-возвышенные этику и эстетику, заключенные в них воистину божественные Искренность, Чистоту, Теплоту, Красоту, Добродетельность и т.д., великие композиторы описывают, исследуют и передают языком музыки, языком чарующих музыкальных шедевров.

Многие великие художники избрали для исследования и отражения тех же процессов в человеке язык красок и бликов цвета. Многим гениальным художникам, таким как: Да’ Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и т.д.,- удивительным, непостижимым образом удалось изобразить и передать в своих живописных полотнах всю полноту потенциала человеческой совести. В завораживающих полотнах мастерски передается особенная атмосфера, особенное ощущение бытия, свойственное и присущее мироощущению совести, что отражается и в особенной, характерной для мироощущения совести, этико-эстетической направленности ставимых и решаемых живописной картиной задач, и в характерной постановке сюжета, в характерном выстраивании и характерном преподнесении композиционного плана, в особенной характерной расстановке акцентов; атмосфера мироощущения совести читается и в особенной утонченно-радужной игре красок, и в изысканно грациозной пластике персонажей, и в характерной утонченной этической и эстетической возвышенности изображенных на их лицах чувств, и в особенной, приподнимающей человека над земным суетным бытием, совершенной и умиротворенной мудрости, изливающейся из очей персонажей, и черпаемой ими, несомненно, в сокровенных кладезях совести.
            
Таким образом, внутренний мир совести, раскрываемый и отражаемый в литературных, музыкальных и живописных шедеврах величайших гениев от Прекрасного, предстает носителем и средоточием необычайно совершенных, многогранных, многоплановых высших потенций человеческого духа, предстает неким своеобразным психо-функциональным «порталом», ступив на который, сознание и мироощущение человека испытывают необычайно мощный функциональный расцвет и взлет на невообразимо грандиозные духовные вершины и высоты, вследствие чего, сознание человека как-бы «возносится» над сиюминутной бренной суетностью бытия и начинает ощущать завораживающее «дыхание» Вечности, начинает открывать и постигать, до того сокрытую от него, извечную тайную суть Бытия.

Т.е. , следовательно, совесть, в интерпретации Великих, это средоточие наилучших, наисовершенных, наивысших потенций человеческого духа, т.е. Титаны и Гении Рода Человеческого, волею провидения достигшие в себе поразительных духовных высей, однозначно указывают на заложенный в естестве совести безграничный и беспредельный перспективный потенциал духовного роста, духовного эволюционирования человека. Очаровывающие и завораживающие нас художественные шедевры, созданные самоотверженным титаническим трудом этих гениальных Мастеров, и являют собой попытку донести до нас эту сокровенную истину, попытку помочь всем нам открыть эту сакральную истину уже непосредственно в самих себе.

Однако, усилия Титанов Духа оказались тщетными: их перечеркнула и опровергла современная наука, по представлениям которой совесть – это всего лишь некая сумма этических условно-рефлекторных установок, привнесенных в психику человека уже в процессе его жизни, т.е. закрепившихся в его подсознании в процессе его этического воспитания и самовоспитания. Т.е. современное научное знание представляет совесть как некую систему, некий набор этических комплексов - дедушкиных и бабушкиных этических предрассудков, навязанных человеку искусственно, уже в процессе его воспитания. Соответственно, совесть не имеет никакого отношения к врожденно данному психо-функциональному естеству человека. И следует ли удивляться тому, что вследствие такого понимания сути совести, современные хорошо образованные и здравомыслящие люди стали больше доверять своему здравому рассудку, нежели интуитивным пробуждениям совести, вследствие чего, в современном человеке и атрофируется психо-функциональный ресурс его совести. Полнейшее игнорирование (вроде бы, вполне научно обоснованное) ресурса совести и опора исключительно на здравый логический рассудок – вот поистине трагическая, полная фатальных деградационных последствий, психо-функциональная ошибка человека, напрочь блокирующая все возможные пути его дальнейшего поступательного духовного роста.

Ибо, вопреки возобладавшим ныне невежественным представлениям - светлая, совестливая   сторона  психической натуры  человека,  отнюдь  не  является  приобретаемой  уже  в  процессе   жизни   человека   условно-рефлекторной  составляющей  его  духовного  естества,  которая, якобы, формируется  и  закрепляется  в  его  подсознании в процессе этического воспитания, а является  проявлением врожденно заданных в человеке сокровенных  высших  сверхсознательных  (сверхнормальных,  паранормальных) потенций  его духа, заключающих и несущих в себе  обширные  и  многогранные  пласты  несравнимо  более  возвышенных  и  совершенных  сакральных высших духовных потенций: высших душевно-сущностных; удивительно утонченных и возвышенных эмоционально-эстетических; высших ментальных (супраментальных); ультра-утонченных сенсорных; ультра-высокочастотных («огненных»)  психо-,  и  био-энергетических, и т.д..

Следовательно, игнорируя и подавляя в себе интуитивные (а в действительности – сверхсознательные, сверхразумные) побуждения своей совести, человек, тем самым, в невежестве своем подавляет и атрофирует в себе врожденно заданные, сокровенные высшие потенции своего духа. Вследствие чего, он, по собственному недоразумению, обрекает себя на унизительное прозябание в сравнительно низменном духовном ареале подсознательно регламентируемого полуживотного бытия (врожденные животные инстинкты + подчиненное их реализации умственно-рассудочное сознание). А ведь человек  врожденно несет в себе воистину Божественные духовные потенции – Божественное Зерно Духа, или Искру Божью, и ему не запрещено, а предначертано стать и быть Богом! Вспомнит ли он об этом?

 
 



            


Рецензии