Рассказы спившегося администратора. Рассказ 8-й
«Шайбу! Шайбу» и «Матч-реванш»»
"Сегодня, дорогой друг Альберт,расскажу тебе об уникальном человеке, а ты, может в своей газетке напишешь. С этим талантливым человеком, творцом, созидателем, я был лично знаком, чем очень горжусь".
Я внимательно приготовился слушать и по давней журналистской привычке достал блокнот и ручку, но бывший администратор футбольной команды Владлен Леонидович Филиппский, показал жестом руки, мол, убери, потом запишешь.
"Работы этого человека знают и любят не только взрослые, но в первую очередь, - дети. Этот человек не тренер, не легендарный спортсмен, не юморист и не блогер.
Этот человек - детский мультипликатор. Зовут его - Борис Петрович Дежкин, это он, - курский самородок, который создал такие мультипликационные шедевры как: «Чиполлино», «Шайбу! Шайбу», «Матч-реванш», «Метеор на ринге», «Футбольные звезды» и многие другие.
Борис Петрович родился в Курске 19 августа 1914 года, в семье железнодорожных рабочих. Рос подвижным и активным ребенком. С братом Сергеем, они придумывали разнообразные подвижные игры, но также братьям очень нравилась гимнастика, а особенно, акробатика.
В начале 1930 годов, отца переводят на работу в Москву, Борис поступает учеником на завод, в свободное время рисует для заводской стенгазеты. Однажды, нарисовав в стенгазете сатирические шаржи о заводской жизни, директор завода вызвал молодого рабочего к себе в кабинет. Борис до смерти перепугался, думая, что его уволят.
Директор встретил его пристальным оценивающим взглядом, затем улыбнувшись, сказал, что изучил рисунки Бориса, при этом добавил, что тебе парень, обязательно, надо учиться на художника, у тебя очень хорошие способности. И напоследок подвёл убедительный итог: «Хороших рабочих – много, а вот хороших художников – нет!».
При содействии руководителя завода, Бориса направили учиться на впервые открывшиеся в СССР курсы художников–мультипликаторов. Его наставником был очень талантливый специалист по графике А.А. Радаров, сразу выделивший Дёжкина на фоне других учеников.
После окончания учебы, молодого специалиста пригласили работать на только что образованную студию «Союзмультфильм».
Георгий Бородин в статье посвященной Борису Дёжкину пишет: «Режиссеры «Союзмультфильма» быстро осознали исключительность дёжкинских способностей и поняли, что они требуют специфического материала. Уже в предвоенные годы стало ясно, что и этого мало: дёжкинская пластика настолько своеобразна, что требует обособленности, отдельного «пространства» внутри фильма. Поэтому Дёжкину, как правило, поручались целые эпизоды, причем – автономные, выделяющиеся в структуре картины наподобие интермедий и дивертисментов. По характеру это были концертно – пластические номера либо динамические трюковые эпизоды «цирковой» окраски (погони, поединки и прочее). Именно эти направления позже станут основными в режиссерской деятельности Дёжкина, определив её жанровую специфику (спортивный фильм, фильм-концерт). Кроме того, уже тогда проявилось тяготение Дёжкина к гротеску и сатире, которая стала третьим жанровым направлением его режиссуры».
Борис Петрович для своей профессии много почерпнул от мультипликации Уолта Диснея, переосмыслил её и выработал свой неповторимый по движению и динамике стиль, например движения хоккеистов, футболистов, специфическая походка его мультипликационных героев.
Георгий Бородин продолжает: «Отталкивающиеся от диснеевских образцов дёжкинское мастерство не могло не оказаться под ударом в период «борьбы с диснеевщиной», одной из жертв которой он едва не стал. К счастью, запрета на профессию удалось избежать, но возможности для самовыражения в этот период были крайне ограничены».
Талант Бориса Петровича раскрылся очень ярко, это видно, когда смотришь его мультипликационные фильмы и видишь, что автору очень хорошо удалось раскрыть и передать динамику движений спортсменов и передвижение игроков на поле футбольном или хоккейной площадке, лыжне или ринге, видимо сказалось, серьезное увлечение акробатикой в юношеские годы, плюс природная наблюдательность и юмор.
Но вернемся к повествованию Георгия Бородина: «В предвоенные годы Дёжкин становится постоянным мультипликатором группы В.Г. Сутеева, и вскоре ему уже доверяются функции ассистента режиссера. В этом качестве он участвует в фильме «И мы на Олимпиаду» (1940), также снятом в сжатые сроки – за два месяца, а в «Мухе – Цокотухе» (1941) числится в титрах уже как «ассистент - художник».
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, когда все группы «Союзмультфильма» свернули свои плановые работы и занялись съёмкой актуальных антифашистских политшаржей и киноплакатов, Сутеев и Дёжкин, как сообщала пресса, уже сняли короткометражный ролик «Бей фашистскую гадину!», где гитлеровцы изображались крадущимися к границам СССР в образе обезьян с висящими руками».
Кстати, в годы войны мультипликатор потерял левый глаз, в который попал осколок стекла, после того, как вражеский снаряд разорвался рядом с окном квартиры Бориса Петровича, и он ценой потерянного глаза спас жизнь жены, накрыв её своим телом, которая в этот момент находилась у окна.
Г. Бородин продолжает: «В 1946 году Дёжкин впервые обращается к жанру спортивного фильма. По сценарию Алексея Сазонова снимает картину «Тихая поляна». Эта работа раскрыла богатые возможности, которые таил спортивный материал для рисованной динамики и гротеска. Он открыл череду «футбольных» фильмов Дёжкина, да и вообще спортивную тему в его творчестве.
После работы над картинами: «Слон и муравей» (1948), и «Лев и заяц» (1949), мультипликатор вновь обращается к спортивной теме, на этот раз с политическим оттенком. Вместе с Филипповым, они начинают работу над фильмом «Матч на острове» по сценарию Льва Кассиля, где пародируются нашумевшие международные футбольные матчи 1945 – 1947 годов с участием советских и зарубежных команд (прежде всего – поединки спортсменов СССР и Великобритании). Советские футболисты представали в образах медведей, зарубежные – крокодилов, все прочие персонажи (судьи, фоторепортеры, болельщики) тоже изображались в басенном ключе. Некоторые типажи и их жесты содержали элементы шаржа на конкретных футболистов (в частности, вратаря А.П. Хомича). В сюжете присутствовал и ажиотаж, сопутствующий появлению медведей, и неверие публики и западных спортивных комментаторов в их победу, и грубость зарубежных игроков. Этот крупный фильм (метраж в ходе работы вырос до двух частей) должен был быть закончен к осени 1949 года, однако, пал жертвой запрета на отображение международной политической тематики в мультипликации, законсервирован и снят с производства.
Следующая работа была вновь посвящена спорту, но на сей раз – велосипедному. Она уже не носила никакой политической окраски, поэтому прошла на экраны без поправок и проблем. Фильм «Кто первый?» (1950) по сценарию Климентия Минца стал одним из самых ярких и захватывающих лент режиссерского тандема Дёжкина и Филиппова.
В 1955 году Б.П. Дёжкин вместе с М.С. Пащенко начинают работу над мульфильмом в основу которого, был снова положен футбольный материал – «Необыкновенный матч», так называется этот шедевр, в котором деревянные футболисты соревновались с командой мягких игрушек.
Г. Бородин в статье тонко подмечает: «Огромный успех фильма «Необыкновенный матч» (как внутрисоюзный, так и международный) объясняется еще и тем, что в этом фильме впервые в послевоенной советской мультипликации было снято табу на отрицательное обаяние. Команда деревянных футболистов открыла галерею «порицаемых» персонажей Дёжкина, получивших широчайшую популярность в СССР. «Необыкновенный матч», являясь по своему основному адресу детской лентой, включает и элементы сатиры (настолько, насколько такое смешение жанров было возможно в 1950-е годы), что привлекало к нему дополнительный интерес взрослой аудитории. Немаловажную роль сыграл и небывалый для советской мультипликации того времени темп действия. Кроме того, именно от этого фильма можно вести отсчет процессу формирования собственных дёжкинских принципов конструкции и облика персонажей».
Некоторое время спустя, после работы над другими картинами Борис Петрович возвращается к спортивной тематике, - хоккейной. «Шайбу! Шайбу!» - вот истинно хоккейное название! Материал будущего шедевра был построен на противостоянии двух непримиримых соперников: хоккеистов команды «Метеор» и игроков команды «Вымпел». Именно хоккейная тематика сделала фильмы Дёжкина бессмертными и навсегда вписала его имя в историю мировой мультипликации и спортивного искусства!
Сюжет фильма «Шайбу! Шайбу!» строится на том, что чемпионы своего региона – «Метеор», проиграли соревнование команде местной спортивной школы «Вымпел», которая благодаря сплочённости и доверию молодому начинающему игроку одержала красивую убедительную победу.
В этом фильме автор затрагивает темы зазнайства, высокомерия и самоуверенности в спорте.
В 1968 году фильмом «Матч–реванш», Дёжкин продолжил хоккейную тему, которая стала очень популярной, ведь 60-е годы – это расцвет и безраздельное господство советского хоккея на международной арене.
В семидесятых годах Борис Петрович снимает интересные фильмы, которые были высоко отмечены специалистами, такие как: «Метеор на ринге» (1970) и «Футбольные звёзды» (1974).
В конце 1979 года – начале 1980 года, Дёжкин работает над фильмом «Первый автограф», который посвящён Олимпиаде-80, героем фильма выступает талисман Олимпийских игр - медвежонок Миша.
В 1981 году, мультипликатор продолжает хоккейную тему в фильме «Приходи на каток». Где в последний раз на экране зрители увидели хоккеистов «Метеора». В фильме много сцен с фигурным катанием, кстати, прообразом фигуристок выступила вторая жена мультипликатора Ольга.
Стоит отметить, что Борис Петрович занимался не только спортивной мультипликацией, во второй половине 80-х, он снимает короткометражные фильмы для киножурнала «Фитиль», в которых высмеивается пьянство, халатность, нарушение производственной дисциплины и другие негативные явления.
Во второй половине 80-х годов Борис Петрович, разрабатывает три сценария, которые посвящены проблемам экологии и охране окружающей среды, воплощены в жизнь они были частично.
В начале 90-х годов, которые ознаменовались распадом Советского Союза и полным крахом производства кино и мультипликационных фильмов.
В 1992 году в связи с затянувшейся болезнью Борис Петрович Дёжкин скончался, но остались его ученики, соратники и богатое наследие, созданное мастером спортивной мультипликации
Да, были люди в наше время..."
Владлен Леонидович докурил и крепко на прощание пожал мне руку.
2024
Свидетельство о публикации №225040201025