В любой эпохе мудрым плохо
В ЛЮБОЙ ЭПОХЕ МУДРЫМ ПЛОХО
Заметки на полях биологической и социальной антропологии
В любой эпохе мудрым плохо, ещё хуже приходится пророкам, с их мнением никто не считается, все их предостережения никем из царей не учитываются, — так утверждал премудрый царь Иерусалимский Екклесиаст в X веке до н.э. Мудрости и глупости посвящена 9 и 10 главы его Книги. «Мудрость лучше силы, мудрость лучше воинских орудий», — считает славный царь Соломон, и мы сегодня с удивлением смотрим на Трампа Всемогущего, который решил без войны и насилия, только мирным путем, присоединить к США Гренландию, Канаду и почти всю Арктику.
«Сердце мудрого — на правую, а сердце глупого — на левую. По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда не достаёт здравого смысла. Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же. Труд глупого утомляет его, потому что он не знает даже дороги в город. Один глупец погубит много доброго и хорошего, а мудрец умеет многое исправить; однако же мудрость бедняка пренебрегается глупыми (вельможами)», — утверждает мудрый Соломон-(Кохелет) (9 Еккл. 10,11-18), и мы тотчас вспоминаем немыслимо вредные и затратные глупости наших правителей — волюнтариста Хрущева, престарелого и инфантильного орденоносца Брежнева, сверхтщеславного демагога Горбачёва и вечно пьяного властительного дуролома Ельцина и, конечно же, — его преемника Путина Великого, решившего за четверть века «любой ценой» сделать РФ мировой сверхдержавой , надёжным и могучим оплотом всего человечества.
Мудрым там плохо и невыразимо тошно, где торжествует и царит неистребимая глупость во всех без исключения сословиях, так считал голландский мыслитель и педагог, «князь гуманистов» Эразм Роттердамский (1466-1536), автор замечательного труда «Похвала глупости» (лат. «Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus», 1509 год). Героиня этой книги Мория (греч. moria — глупость) — открывает читателю свои тайны, перечисляет заслуги, восхваляет саму себя и насмехается над многими «мудрецами». С точки зрения людей церковных, православных христиан, мудрость — этот дар Божий, а властительная глупость — это Божье попущение, всем простым людям-гражданам в наказание за их грехи.
Глупость во все времена была причиной многих бед человечества. Особенно чреваты большими социальными катастрофами и потрясениями глупые поступки и дела земных владык и правителей. В мировой истории из нескольких сотен правителей всех стран и народов лишь от силы наберётся не более двух десятков заботливых и мудрых правителей – 6 диктаторов, которые были добрее самых демократичных президентов и 12 добрых королей, из сотни тех, которых называли «Великими».
Глупость иногда бывает одержима абсурдными идеями и манией величия, опасными и разрушительными для всего социума. В эпохи Просвещения и Индустриализации эта болезнь считалась характерной для людей, одержимых абсурдными идеями, разрушительными для государства.
Глупость прошлого весьма осложняет внутреннюю и внешнюю политику, проводимую сегодня правителями разных стран, тавро глупости предшественников и прошлых своих глупостей весьма сложно свести с чела мудрого и дальновидного политика.
О глупости властителей во все времена всегда было не принято говорить вслух, обсуждать прилюдно и даже думать—допустима и разрешена только одна похвала и возвеличивание того, кто на деле не заслуживает уважения вообще. Эразм Роттердамский был первым, кто не побоялся нарушить это негласное древнее и пещерное табу — открыто написать о глупости владык и правителей своего непростого и весьма жестокого времени.
Глупость утверждает, что нет в мире лучшего общественного устройства кроме, как «единоначалия» и монархизма. И только одна мудрость понимает, что нет и не может быть идеального социума там, где правит бал торжествующая глупость, что демократия Афин держалась на тотальном рабстве, что тоталитаризм Спарты был основан на л;гком крепостном праве, а «реальный коммунизм» на мощном и могучем репрессивном полицейском аппарате и органах госбезопасности.
Основная суть глупости неизменчива, ибо глупость —альфа всех богов и суеверий древности. Мудрость в научной и научно-популярной информации видит для себя источник Радости Познания и Теории Всего, а глупость — только один из видов легкого праздномыслия на досуге, на уровне «низких истин» суеверий, лженауки и эзотерики.
Для глупости всех веков и всех народов, вождей и правителей характерны такие черты, как бахвальство, самовосхваление и его оправдание героизмом предков, тщеславие, самолюбие, самомнение, самодовольство, ложь и лесть, алчность, зависть. За последние 500 лет, со времён Эразма Роттердамского (1466-1536) и Томаса Мора(1478-1532) эти пагубные свойства глупости ничуть не изменились, а даже, наоборот, приобрели новое звучание и даже нотки убедительного оправдания. За пять веков исчезло несколько великих империй и морских держав, исчезло много рек и озер, изменились очертания берегов морей, города оказались на дне моря, а корабли Португальской империи плывшие в Индию, очутились в песках пустыни Намибии, как например португальский корабль «Добрый Иисус» (Бом-Жезус), перевозивший ценности и затонувший в марте 1533 года в эпоху правления Мануэла I Счастливого (1469-1521), а глупость человеческая какой была, такою и осталась — особенно в международной политике и государственном управлении. Мудрость сегодня, как и прежде, в цивилизованном социуме неприемлема, а глупость — неизменная душа всякого общения между людьми во всех сферах их деятельности, в часы досуга и безделья.
Властительная глупость кичлива, тщеславна и беззастенчиво хвастлива. В эпоху глобализма мания величия глупых властителей смертельно опасна для человечества — в борьбе за безграничные ресурсы планеты и космоса, за мировое лидерство и тотальное господство на планете, глупость нынешних политиков согласна даже на… на последнюю ядерную войну. Только самонадеянная глупость считает себя всегда правой и непобедимой, самой честной и справедливой, и только глубокий ум и мудрость в борьбе со злом, всегда учитывает фактор поражения, проявляя предусмотрительность и осторожность.
В реальности умный страдает стократ больше, чем глупый, более болезненней переносит страдания и утраты. Умный рискует своим благополучием и жизнью стократ больше глупого и невежественного. Умный устает (и стареет) от жизни быстрее, чем глупый и бездумный индивид. Умный, как правило, несёт на себе мучительное бремя осознанности и фактора понимания. (Александр Зиновьев), глупый ни за что не отвечает ни при жизни, и тем более, после смерти.
Осознанность — это способность умного человека фиксироваться на своём внутреннем состоянии в момент происходящего здесь и сейчас, ощущать своё полное присутствие в текущем моменте, без предвзятых оценок, умение замечать свои мысли, эмоции и физические ощущения, находить внутреннее согласие и/или не согласие с неприветливым и неприхотливым миром.
Чем выше интеллект, тем глубже анализ реальности. Умные люди замечают больше несовершенств в мире, лучше понимают последствия событий, осознают сложность жизни, поскольку их аналитический ум постоянно ищет глубинные (причинные) смыслы. Они реже довольствуются простыми объяснениями и не могут просто «поверить» в утешительные концепции. Это делает их более склонными к тревожности и экзистенциальным переживаниям. Их мозг постоянно работает, анализируя возможные сценарии развития событий, что приводит к переутомлению. Они переживают не только за себя, но и за окружающих, что усугубляет их психоэмоциональную нагрузку(Дэниел Неттл, 2006).
Высокий интеллект часто сопровождается повышенной эмоциональной восприимчивостью, «гиперчувствительностью». Умный индивид всегда сомневается в первую очередь в самом себе, а потом в других, глупый человек всегда уверен, что он никогда не ошибается, всегда прав и соответственно непогрешим. Умный доверяет только прожитому и накопленному опыту, глупый верит в чудо и везение, он самонадеян и суеверен.
Умный никогда не скажет, что он умнее всех, что он знаток во всем, чем заняты и занимаются каждодневно и ежегодно все слои общества. Только глупый может утверждать во всеуслышание: «все умрут, а я останусь» или «я окажусь в раю, а мои враги будут все гореть в аду». Мудрый понимает и вслед за мудрецами прошлого признаёт, что в загробной жизни для умершего человека ничего нет, даже невесомой пыли и той нет. «В могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Любовь и ненависть и ревность умерших уже исчезли, и нет во веки им больше участия ни в чём, что делается под солнцем» (9 Еккл. 5,6-10)
Только несусветная глупость мечтает о своём бессмертии и вечной жизни в ином мире после жизни. Только властительная продолжает жить и действовать здесь и сейчас, сегодня, не имея уточнённого выверенного плана и конечной чёткой и ясной цели. Только непомерная и глупая гордыня продолжает грезить о глобальном мировой лидерстве над всеми странами и народами. (Анатолий Апостолов. Путин Великий и Трамп Всемогущий. —Проза. Ру) Только самонадеянная глупость пытается между делом и досугом совместить несовместимое — выдать «замуж» демократию за «справедливый» авторитарный централизм, создать «экуменический капитализм с коммунистическим лицом», не желая изменить в лучшую сторону ( и хотя бы отчасти) такие, не совсем приглядные человеческие свойства, как жадность-зависть—ревность—жестокость—насилие и садизм.
Чем выше интеллект, тем сложнее удовлетворить собственные запросы. Умные люди ставят перед собой высокие цели, но при этом больше осознают несовершенство реальности. Они замечают мельчайшие ошибки, критикуют себя и мир, что делает их менее удовлетворёнными реальностью. Умным очень трудно оставаться всё время очарованными и человечными. Повесть-сказ о русских праведниках «Очарованный странник» Николая Лескова и жертвенный «народный заступник» Гриша Добросколонов Николая Некрасова, обречённый на «чахотку и Сибирь — не для «новых русских» и нынешних их потомков-потребителей из племени Зет и поколения «ни-ни». Чем выше интеллект, тем сложнее удовлетворить собственные запросы. Умные люди ставят перед собой высокие цели, но при этом больше осознают несовершенство реальности и несовершенство человека вообще. Они замечают мельчайшие ошибки, критикуют себя и мир, что делает их менее удовлетворёнными.
Феномен «паралича анализа» часто встречается у интеллектуалов: чем больше вариантов и нюансов они видят, тем сложнее им принять решение. В результате они — либо долго откладывают выбор, либо долго переживают, что могли поступить лучше. Это порождает постоянное недовольство собой и своей жизнью. Таким нет места в современной международной и внутренней политике.
Высокий интеллект стремится соблюдать высокие стандарты, следовать чётким и высоким требованиям в различных областях частной и общественной жизни, в производственной, образовательной культурной деятельности. Глупость потому и оказывается на вершине социальной пирамиды, что она не медлит с выбором, всегда служить кому-угодно, она всегда поспешает в нужное время и в нужное место, она всегдв довольна собой и окружающей её действительностью: «Если мне хорошо, то и всем хорошо!» Такого типа носители самодовольной глупости встречаются сплошь и рядом в Новой и Новейшей истории — где-то идёт война, погибают и становятся калеками военные и мирные люди, страдают от постоянного недоедания и пухнут от голода дети, а где-то на элитных курортах и в столицах люди стоят в очереди за круассанами утренней выпечки с ветчиной и сыром, сидят в ресторанах с красивыми дамами, вполне довольны своей жизнью и хотят, чтобы она такой была всегда. У мудрости патриотизм идёт от души и природного альтруизма, а у глупости от пещерного зооморализма — выжить при любых обстоятельствах под флагом патриотизма, для чего в ход идёт всё, что было наработано по технологии манипуляции массовым сознанием за все прошлые века — спекуляции на природном альтруизме, на любви к родным и близким, на отчизнолюбии, на «крови и почве», на религиозной вере и верованиях, на национальном духе и вековых традициях.
Глупость в основном сосредоточена на самой себе, на сугубо материальной, биологической и физической природе, а мудрость — на всех живущих рядом и повсюду, она — человекосущностна в своей абсолютной сущности, а посему мудрым во всех эпохах всегда трудно и плохо. Даже беглый выборочный просмотр «Биографического словаря» Брокгауза и Ефрона в 12 томах (репринтное издание, М.1992) позволяет убедиться в этом — почти у всех великих мудрецов-пророков и учителей нравственности была весьма беспокойная и трудная жизнь и почти у всех трагический конец. Эту истину в сжатой поэтической форме выразил Пьер-Жана де Беранже(1780-1857) в стихотворении «Безумцы»:
…Чуть из ряда выходят умы:
«Смерть безумцам!» — мы яростно воем
Поднимаем бессмысленный рёв,
Мы преследуем их, убиваем —
Им статуи потом воздвигаем.
Человечества славу прозрев
Глупость всегда из денег делала религию, ставила богатство превыше всех жизненных ценностей, а успешный бизнес утверждала главным смыслом жизни угодных Богу, избранных людей. Глупость торжествует, мудрость страждет — ничего не изменилось за 7 тысяч лет. Деньги в этом мире правят всем — кому ты нужен в этой жизни без денег?! — глумливо вопрошает торжествующая глупость и продолжает упорно проводить свою монетарную политику. Но есть вещи в этой жизни, которые дороже всех денег, драгоценностей и злата мира — далеко не всё можно купить за деньги, даже обладатель 10 триллионов долларов при всём своём старании не может смертью победить смерть, и стать бессмертным Богом, утверждает мудрость, проводя свои экскурсии среди развалин Геркуланума и Помпеи.
Глупые и спесивые на грани мании величия политики, как правило, всегда находят общий язык во время своих «исторических сделок» на фоне полного отсутствия эмпатии, и всегда вступают в очередной конфликт при очередном переделе мира на острого дефицита человечности. Самодовольная властительная Глупость разрушительна, она порой по своей темной энергетике оказывается сильнее ста гиперактивных реформаторов и великих мудрецов-созидателей. Так, например, 35 лет назад три непомерно тщеславных и недалёкого ума партийных функционера тайно собрались в Беловежской пуще, выпили ("сообразили на троих") и одним росчерком пера аннулировали свою великую и могучую советскую империю. История — это не только хроника замечательных достижений, примечательных событий и великих подвигов, в основном, это летописей глупости, косного тщеславия и больной гордыни. История — это про мелочи, которые меняют всё. То, что кажется сначала незаметным, потом всплывает как главный поворот исторического процесса, ставший большой бедой и социальной катастрофой. Так что копайте глубже — так интереснее, только так можно найти истину и, по возможности, исправить имена, уточнить даты и смыслы ,символы и знаки.
Государственный ум и мудрость — антипод государственной глупости. Государственный ум действует только в национальных интересах и только на пользу своей стране. Тщеславная и эгоцентричная властительная глупость, ради минутной славы готова пожертвовать интересами своего народа и независимостью своей родины. Глупость категорически не приемлет мудрость и всячески стремится доказать, что умным праведником быть невыгодно и чревато неприятностями. Властительная глупость, с её державным самодурством, волюнтаризмом и тоталитаризмом всегда жила в свое удовольствие, и с тем же удовольствием себе во благо мучила свой народ и разрушала страну. Блаженствовать за счет богатств своей страны и её страдающего народа, а потом разрушать страну-кормилицу по своей непомерной глупости и мании величия — в этом есть какое-то психическое отклонение, если не более серьёзное и опасное явление — полная деградация и окончательное вырождение властительных политических глупцов.
Известный русский критик Виссарион Белинский говорил, что в крепостнической России «всё благородное страждет, одни скоты блаженствуют».
В любой эпохе мудрым плохо,
В любой эпохе Страх и плач,
В любой эпохе есть Голгофа,
Свой тяжкий Крест и свой палач.
В любой эпохе много вер,
Безумств и разных заблуждений,
Есть свой Азеф, свой Агасфер
И обязательно — убитый гений.
Как связь эпох воздвигнут мост
Над бездной… к новому Распятью,
Где в плоть вбивают ржавы гвоздь
И призывают к соучастью.
02.04.2025, День 20-ти преподобных Отцов, в обители святого Саввы убиенных.
Свидетельство о публикации №225040201205
Сегодня нелётная погода, дождит, на дачу не ехать, можно и уделить время интернету. Благо вы выдали на гора новую свою работу.
Прочел, призадумался. Интересная тема и крутая философия.
Конечно, как всегда, у вас интересно, актуально и философски на сей раз головокружительно.
Вот дошёл до ваших строк: «Властительная глупость кичлива, тщеславна и беззастенчиво хвастлива. В эпоху глобализма мания величия глупых властителей смертельно опасна для человечества — в борьбе за безграничные ресурсы планеты и космоса, за мировое лидерство и тотальное господство на планете, глупость нынешних политиков согласна даже на… на последнюю ядерную войну. Только самонадеянная глупость считает себя всегда правой и непобедимой, самой честной и справедливой, и только глубокий ум и мудрость в борьбе со злом, всегда учитывает фактор поражения, проявляя предусмотрительность и осторожность» и начал пытаться хоть как то среагировать на ваш текст.
И начну к вам, как к умудрённому жизнью человеку, ни разу не совершавшему «глупостей», а выдававшему на гора одни «мудрости»...))) с вопросов: «Где же та граница, а может, красная линия, которая стоит между глупостью и мудростью?»
Да по мне, здесь как в том тысячелетнем и бесконечном для человечества споре, что первично: курица или яйцо, а может, петух?
А теперь, совсем прямой вопрос: Как вы считаете, снятие/ликвидация границ между странами и государствами и создание единого мирового правительства это «мудрость» или «глупость» ?
Я считаю, что это мудрость. И земля и ресурсы планеты от полюса до полюса и все это распределяется честно и справедливо на всех жителей планеты равномерно.
Но главное! Отсутствие границ это единственный путь и конец всем глобальным войнам, как и спасения от третьей мировой термоядерной войны.
Но ведь православная религия категорически против и говорит, что это «глупость» и путь к закату человечества.
Да как быть?
Однажды западные журналисты спросили у первого главы правительства КНР Чжоу Эньлая (1898–1976): «Что вы думаете о Великой французской революции?»
Великий китайский политик, занимавший пост премьера Госсовета КНР с 1949 по 1976 год, ответил им: «Об этом еще слишком рано судить».
Я это к тому, что только с позиции времени хорошо судить, что было мудростью, а что глупостью.
Анатолий, читаю и думаю дальше над нашими глупостями и мудростью, а Вам за статью спасибо и ЗЕЛЁНАЯ!
С уважением,
Николай Скороход 03.04.2025 13:23 Заявить о нарушении
Вы спрашиваете меня, где пролегает граница между глупостью и мудростью? Частично на него ответил Эразм Роттердамский в своём трактате «Похвала глупости» в главах, посвящённых глупости мудрецов и благополучии, ( и преимуществе) глупцов, власть которых основана на лжи и как ржа разъела остатки человечности в душах «рабовладельцев». Увы, грань отделяющая глупость от мудрости весьма размыта, ибо носит чаще всего психоэмоциональный характер,, возникающий в результате сильных стрессов и приступов черной меланхолии -именно тогда мудрец совершает глупости, а глупец проявляет мудрость и творит добро. Что же касается идеи создания Всемирной империи справедливости и счастья, то это один из утопических затей вождей мировой революции - Ленина и Троцкого. Весьма проблематично и сосуществование народов мира без границ под эгидой мирового государства и подтверждением этому является печальный опыт Евросоюза, где всего лишь за 30 лет возникло множество противоречий между странами-донорами и странами-«иждивенцами и нахлебниками», где до сих пор не возникло справедливого распределения материальных благ между народами и социальными слоями. Обустройство мира без границ и объявление всех природных ресурсов планеты общим достоянием людей её населяющих, не может быть гарантией долгого мирного сотрудничества народов без войн и революций -всему виной такие свойства человека, как жадность-зависть-ревность, мания величия и непомерная гордыня. Справедливое и честное распределение земли и ресурсов планеты от полюса до полюса для всех землян, практически невозможно, ибо правят миром банковские и финансовые магнаты Финансового Интернационала, на тайной службе у которых находятся такие бизнес-приказчики, как Трамп и такие "устроители справедливого миропорядка», как Путин. Если противостояние России с Большим Западом завершится миром и мирным сотрудничеством, то в лучшем социальном плане будут введены продуктовые специальные распределители для особо важных и ценных персон, для правящей элиты и её силовых структур, какие были на нашей памяти в СССР.
В свою очередь, приношу Вам глубокую благодарность за эссе «Власть страха или справедливости», «Трампизм или путинизм?» и особенно за серию рассказов-былей «Рыбалка на Маныче на Ивана Купала», о тех местах моего послевоенного голодного детства, где нашу семью спасали от голода выловленные сазаны из рек Маныч, Сала и Дона.
С глубоким почтением и уважением, неизменно Ваш, А.Г. Апостолов
Анатолий Апостолов 04.04.2025 09:26 Заявить о нарушении
Так, что тут явно надо начинать с самого человека, а точнее с его проектировщиков.
А возможно и тут и другое, важность среды в которой воспитывается и живёт человек, тут есть и пример Маугли. Но это всего лишь сказка. А человеком с большой буквы можно стать лишь в человеческой высокоорганизованной высокодуховной среде с хорошими собственными генами.
И всё же, если говорить всё время о войне, а не о мире, то явно, что люди начинают свыкаться с такой реальностью.
Я уже неоднократно писал, что надо обязательно, даже под эгидой ООН, вернуть в мир первомайские демонстрации по всему миру с лозунгами «МИР, МАЙ, ТРУД»!!!
Вот такие наши несладкие земные пироги.
Анатолий, большое вам спасибо, и очень приятно от вас слышать такую ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ моих работ «Власть страха или справедливости», «Трампизм или путинизм?».
Отдельно вам спасибо и за оценку серии рассказов — былей «Рыбалка на Маныче на Ивана Купала». Это первые мои писательские пробы как пенсионера, убивающего своё время на прозе.
Но там в рассказах о рыбалке и есть моё личное открытие и в то время реальный опыт познания от увлечения в те годы эзотерикой. Слава богу, сам не практиковал, а лишь массово читал литературу. После Манычских событий весь интерес отпал.
С уважением,
Николай Скороход 04.04.2025 16:15 Заявить о нарушении