В любой эпохе мудрым плохо

               
                В ЛЮБОЙ ЭПОХЕ МУДРЫМ ПЛОХО
        Заметки на полях биологической и социальной антропологии
   
      В любой эпохе мудрым плохо, ещё хуже приходится пророкам,  с их мнением никто не считается, все их предостережения  никем  из царей не учитываются, — так утверждал  премудрый царь Иерусалимский  Екклесиаст в X веке до н.э. Мудрости и глупости посвящена 9 и  10 главы его Книги. «Мудрость лучше силы, мудрость лучше воинских  орудий», —   считает  славный царь Соломон, и мы сегодня с удивлением смотрим  на Трампа Всемогущего, который  решил без войны и насилия, только мирным путем, присоединить к США  Гренландию, Канаду и почти всю Арктику.
     «Сердце мудрого — на правую, а сердце глупого — на левую.  По какой бы дороге  ни шел глупый, у него  всегда не достаёт  здравого смысла. Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого  губят его же.  Труд глупого утомляет его, потому что он не знает  даже дороги в город. Один глупец   погубит  много доброго и хорошего, а мудрец умеет многое исправить; однако же  мудрость бедняка пренебрегается глупыми  (вельможами)», — утверждает  мудрый  Соломон-(Кохелет) (9 Еккл. 10,11-18), и мы тотчас вспоминаем немыслимо вредные   и затратные  глупости  наших правителей — волюнтариста Хрущева,  престарелого и инфантильного орденоносца Брежнева, сверхтщеславного  демагога Горбачёва и вечно пьяного властительного дуролома Ельцина  и,  конечно же, — его преемника Путина Великого, решившего за четверть века «любой ценой» сделать РФ мировой сверхдержавой , надёжным и могучим  оплотом всего человечества.
      Мудрым там плохо и невыразимо тошно, где торжествует  и царит  неистребимая глупость во всех без исключения сословиях,   так считал  голландский мыслитель и педагог, «князь гуманистов» Эразм Роттердамский (1466-1536), автор  замечательного труда «Похвала глупости» (лат. «Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus», 1509 год). Героиня этой книги Мория (греч. moria — глупость) — открывает читателю свои тайны, перечисляет заслуги, восхваляет саму себя и насмехается над многими «мудрецами».   С точки зрения  людей церковных, православных  христиан,  мудрость — этот дар Божий, а властительная  глупость  — это  Божье попущение, всем   простым людям-гражданам    в наказание за их грехи.
        Глупость во все времена была причиной многих бед человечества. Особенно чреваты большими социальными катастрофами и потрясениями  глупые поступки  и дела  земных владык и правителей. В мировой истории из нескольких сотен правителей всех стран и народов лишь от силы наберётся не более двух десятков заботливых и мудрых правителей – 6 диктаторов, которые были добрее самых демократичных президентов и 12 добрых королей, из сотни тех, которых называли «Великими».
       Глупость  иногда бывает одержима  абсурдными идеями и манией величия, опасными и разрушительными для всего социума. В эпохи Просвещения  и Индустриализации  эта болезнь считалась характерной для людей, одержимых абсурдными идеями, разрушительными для государства.
       Глупость прошлого весьма осложняет внутреннюю и внешнюю  политику, проводимую  сегодня правителями разных стран, тавро глупости  предшественников и прошлых своих глупостей весьма сложно свести с чела мудрого и дальновидного политика.   

       О глупости властителей во все времена всегда было  не принято  говорить вслух, обсуждать  прилюдно и даже думать—допустима и разрешена только одна похвала и возвеличивание того, кто на деле  не заслуживает уважения вообще. Эразм Роттердамский был первым, кто не побоялся нарушить это негласное древнее и пещерное  табу —  открыто написать о глупости владык и правителей  своего непростого и  весьма жестокого времени. 
       Глупость утверждает, что  нет в мире  лучшего общественного устройства кроме, как  «единоначалия» и монархизма.  И только одна  мудрость понимает, что нет и не может быть идеального социума там, где  правит бал торжествующая глупость, что демократия Афин держалась на тотальном рабстве, что  тоталитаризм Спарты был основан  на л;гком крепостном праве, а «реальный коммунизм» на мощном и могучем репрессивном полицейском  аппарате и органах госбезопасности.   
       Основная суть глупости неизменчива, ибо глупость —альфа всех богов и суеверий древности.  Мудрость в научной и научно-популярной информации видит для себя  источник Радости Познания и Теории Всего, а  глупость —  только один из видов легкого  праздномыслия на досуге,   на уровне   «низких истин» суеверий,  лженауки и эзотерики.
       Для  глупости всех веков и всех народов, вождей и правителей  характерны такие  черты,  как бахвальство,  самовосхваление и его оправдание героизмом предков, тщеславие, самолюбие, самомнение, самодовольство, ложь и лесть, алчность, зависть.  За последние 500 лет, со времён Эразма Роттердамского (1466-1536) и Томаса Мора(1478-1532) эти пагубные свойства  глупости    ничуть не изменились, а даже, наоборот, приобрели новое звучание  и даже  нотки убедительного оправдания.  За пять веков  исчезло несколько великих империй и морских держав, исчезло много рек и озер, изменились очертания берегов морей, города оказались на дне моря, а корабли Португальской империи  плывшие в Индию, очутились в песках пустыни Намибии, как например португальский корабль «Добрый Иисус» (Бом-Жезус), перевозивший ценности и затонувший  в марте 1533 года в эпоху правления Мануэла I Счастливого (1469-1521), а глупость человеческая какой была, такою и осталась — особенно в международной политике и государственном управлении. Мудрость сегодня,  как и прежде, в цивилизованном социуме неприемлема,  а глупость — неизменная душа всякого общения между людьми  во всех сферах их деятельности, в часы досуга и безделья.
     Властительная глупость кичлива, тщеславна и беззастенчиво  хвастлива. В эпоху глобализма мания величия глупых властителей смертельно опасна для человечества — в борьбе за безграничные ресурсы планеты и космоса, за мировое лидерство и тотальное господство на планете,  глупость нынешних политиков согласна  даже на… на последнюю  ядерную войну. Только самонадеянная глупость считает себя всегда  правой и непобедимой, самой честной и справедливой, и только глубокий ум и мудрость в борьбе со злом, всегда учитывает фактор поражения, проявляя  предусмотрительность и осторожность.
        В реальности умный страдает стократ больше, чем глупый, более болезненней переносит страдания и утраты. Умный рискует своим благополучием и жизнью стократ больше глупого и невежественного. Умный устает (и стареет) от жизни быстрее, чем глупый и бездумный индивид. Умный, как правило, несёт на себе мучительное бремя осознанности и фактора  понимания. (Александр Зиновьев), глупый ни за что не отвечает ни при жизни, и тем более,   после смерти.
          Осознанность — это способность  умного человека  фиксироваться на своём внутреннем состоянии в момент происходящего  здесь и сейчас,   ощущать своё полное   присутствие в текущем моменте, без предвзятых оценок, умение замечать свои мысли, эмоции и физические ощущения, находить внутреннее согласие и/или не согласие  с неприветливым  и неприхотливым миром.
        Чем выше интеллект, тем глубже анализ реальности. Умные люди замечают больше несовершенств в мире, лучше понимают последствия событий, осознают сложность жизни,  поскольку их аналитический ум постоянно ищет глубинные (причинные) смыслы.  Они реже довольствуются простыми объяснениями и не могут просто «поверить» в утешительные концепции. Это делает их более склонными к тревожности и экзистенциальным переживаниям. Их мозг постоянно работает, анализируя возможные сценарии развития событий, что приводит к переутомлению. Они переживают не только за себя, но и за окружающих, что усугубляет их психоэмоциональную нагрузку(Дэниел Неттл, 2006).
       Высокий интеллект часто сопровождается повышенной эмоциональной восприимчивостью, «гиперчувствительностью». Умный индивид всегда сомневается в первую очередь в самом себе, а потом в других, глупый человек всегда уверен, что он никогда не ошибается, всегда прав и  соответственно непогрешим. Умный доверяет только прожитому и накопленному опыту, глупый верит в чудо и везение, он самонадеян и суеверен.
        Умный никогда не скажет, что он умнее всех, что он знаток во всем, чем заняты и занимаются   каждодневно и ежегодно все  слои общества. Только глупый может утверждать во всеуслышание: «все умрут, а я останусь» или  «я окажусь в раю, а мои враги будут все  гореть в аду». Мудрый понимает    и вслед за мудрецами прошлого признаёт, что  в загробной жизни для умершего человека ничего нет, даже невесомой пыли и той  нет.  «В могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Любовь и ненависть  и ревность умерших уже исчезли, и нет во веки им  больше участия ни в чём, что делается под солнцем» (9 Еккл. 5,6-10)
        Только несусветная глупость мечтает  о  своём  бессмертии и вечной жизни в ином мире  после  жизни.  Только властительная  продолжает   жить и действовать здесь и сейчас, сегодня, не имея  уточнённого выверенного плана  и конечной чёткой и ясной цели. Только непомерная и глупая гордыня продолжает грезить о глобальном мировой лидерстве    над  всеми  странами и народами. (Анатолий  Апостолов. Путин Великий и Трамп Всемогущий. —Проза. Ру)  Только самонадеянная  глупость пытается между делом и досугом совместить несовместимое —  выдать «замуж» демократию за  «справедливый» авторитарный централизм,  создать  «экуменический   капитализм  с коммунистическим лицом», не желая  изменить в лучшую сторону  ( и хотя бы отчасти)  такие,  не совсем приглядные   человеческие свойства, как жадность-зависть—ревность—жестокость—насилие и садизм.
       Чем выше интеллект, тем сложнее удовлетворить собственные запросы. Умные люди ставят перед собой высокие цели, но при этом больше осознают несовершенство реальности. Они замечают мельчайшие ошибки, критикуют себя и мир, что делает их менее удовлетворёнными реальностью. Умным очень трудно оставаться всё время очарованными и человечными. Повесть-сказ  о русских праведниках «Очарованный странник» Николая  Лескова и  жертвенный «народный  заступник» Гриша Добросколонов Николая  Некрасова, обречённый на «чахотку и Сибирь —  не для «новых русских» и  нынешних их потомков-потребителей из племени Зет и поколения  «ни-ни».   Чем выше интеллект, тем сложнее удовлетворить собственные запросы. Умные люди ставят перед собой высокие цели, но при этом больше осознают несовершенство реальности и несовершенство человека вообще.  Они замечают мельчайшие ошибки, критикуют себя и мир, что делает их менее удовлетворёнными.
       Феномен «паралича анализа» часто встречается у интеллектуалов: чем больше вариантов и нюансов они видят, тем сложнее им принять решение. В результате они —  либо долго откладывают выбор, либо долго переживают, что могли поступить лучше. Это порождает постоянное недовольство собой и своей жизнью. Таким нет места в современной международной и внутренней политике.
       Высокий интеллект  стремится соблюдать  высокие стандарты,  следовать чётким и высоким требованиям в различных областях частной и общественной  жизни, в производственной,  образовательной  культурной деятельности. Глупость потому и оказывается    на вершине социальной  пирамиды, что она не медлит с выбором, всегда служить кому-угодно, она всегда поспешает в нужное время и в нужное место, она всегдв довольна собой и  окружающей её действительностью: «Если  мне хорошо, то и всем хорошо!» Такого типа носители самодовольной глупости встречаются  сплошь и рядом в Новой и Новейшей истории — где-то  идёт  война, погибают и становятся калеками  военные и мирные люди, страдают  от постоянного  недоедания и пухнут  от голода дети, а где-то на  элитных курортах и в столицах люди стоят в очереди за   круассанами  утренней  выпечки с ветчиной и сыром, сидят в ресторанах с красивыми дамами,  вполне довольны  своей жизнью   и хотят, чтобы она такой была всегда.  У мудрости патриотизм  идёт от души и природного альтруизма, а   у  глупости    от пещерного   зооморализма — выжить при любых обстоятельствах под флагом патриотизма, для чего в ход идёт всё, что было наработано по технологии  манипуляции массовым сознанием за все прошлые века —  спекуляции на природном альтруизме, на любви к родным и близким,  на отчизнолюбии, на «крови и почве»,  на религиозной  вере и верованиях, на национальном духе  и вековых традициях. 
        Глупость в основном сосредоточена на самой себе, на сугубо материальной, биологической   и физической природе, а мудрость — на всех живущих рядом и повсюду, она —  человекосущностна в своей абсолютной сущности, а посему мудрым  во всех эпохах всегда трудно и плохо.  Даже беглый выборочный  просмотр  «Биографического словаря» Брокгауза и Ефрона в 12 томах (репринтное издание, М.1992) позволяет убедиться в этом — почти у всех великих мудрецов-пророков и учителей нравственности была весьма  беспокойная и  трудная жизнь и почти у всех  трагический конец. Эту истину в  сжатой поэтической форме выразил  Пьер-Жана де Беранже(1780-1857)  в стихотворении «Безумцы»:
   …Чуть из ряда выходят умы:
   «Смерть безумцам!» — мы яростно воем
   Поднимаем бессмысленный рёв,
   Мы преследуем их, убиваем —
   Им статуи потом воздвигаем.
   Человечества славу прозрев

       Глупость всегда   из денег  делала  религию,  ставила  богатство  превыше всех  жизненных ценностей, а  успешный бизнес утверждала  главным смыслом жизни угодных Богу,  избранных людей. Глупость торжествует, мудрость страждет — ничего не изменилось  за  7 тысяч лет. Деньги  в этом мире правят всем —  кому ты нужен в этой жизни без денег?! — глумливо вопрошает торжествующая  глупость и продолжает  упорно проводить  свою монетарную политику. Но есть вещи в этой жизни, которые  дороже всех  денег, драгоценностей и злата мира  —  далеко  не всё можно купить за деньги, даже обладатель 10 триллионов долларов  при всём своём  старании  не может  смертью победить смерть,  и стать бессмертным Богом, утверждает мудрость, проводя свои экскурсии  среди развалин Геркуланума и  Помпеи.
         Глупые и спесивые на грани мании величия политики, как правило, всегда находят  общий язык  во время  своих «исторических  сделок»  на фоне  полного отсутствия  эмпатии, и всегда вступают в очередной конфликт  при очередном переделе мира на острого дефицита человечности.    Самодовольная властительная Глупость разрушительна,  она  порой по своей темной  энергетике  оказывается сильнее ста  гиперактивных реформаторов  и великих мудрецов-созидателей.  Так, например, 35 лет назад три  непомерно тщеславных и недалёкого ума партийных  функционера тайно собрались в Беловежской пуще, выпили ("сообразили на троих") и одним  росчерком пера  аннулировали свою великую и могучую советскую империю. История — это не только хроника  замечательных   достижений, примечательных событий и великих подвигов, в основном, это летописей глупости, косного тщеславия и  больной гордыни. История — это про мелочи, которые меняют всё. То, что кажется сначала  незаметным, потом всплывает как главный поворот исторического процесса, ставший большой бедой и социальной катастрофой.  Так что копайте глубже — так интереснее, только так можно найти истину и,  по возможности, исправить  имена,  уточнить  даты и смыслы ,символы и знаки.
      Государственный ум и мудрость  — антипод государственной глупости. Государственный ум действует  только в национальных интересах и только на пользу  своей стране. Тщеславная и эгоцентричная  властительная глупость, ради минутной славы  готова пожертвовать интересами своего народа и независимостью своей родины. Глупость категорически не приемлет мудрость  и всячески стремится доказать, что умным праведником быть невыгодно и чревато неприятностями. Властительная глупость,  с её державным самодурством, волюнтаризмом и тоталитаризмом всегда жила в свое удовольствие, и с тем же удовольствием себе во благо мучила свой народ и разрушала страну. Блаженствовать за счет богатств своей страны и её страдающего народа,  а потом разрушать страну-кормилицу по своей непомерной глупости и мании величия  —  в  этом есть какое-то психическое отклонение, если не более  серьёзное и опасное  явление   —  полная деградация и окончательное вырождение  властительных политических глупцов. 
         Известный русский критик Виссарион Белинский говорил, что в  крепостнической  России «всё благородное страждет, одни скоты блаженствуют».      
 
                В любой эпохе мудрым плохо,
                В любой эпохе Страх и плач,
                В любой эпохе есть Голгофа,
                Свой тяжкий Крест и свой палач.
               
                В любой эпохе много вер,
                Безумств и разных заблуждений,
                Есть свой Азеф,  свой Агасфер
                И обязательно — убитый  гений.
               
                Как связь эпох воздвигнут мост
                Над бездной… к новому Распятью,
                Где в плоть вбивают ржавы гвоздь
                И призывают к соучастью.


02.04.2025, День 20-ти  преподобных Отцов, в обители святого Саввы убиенных.


Рецензии
Анатолий, доброго дня!
Сегодня нелётная погода, дождит, на дачу не ехать, можно и уделить время интернету. Благо вы выдали на гора новую свою работу.

Прочел, призадумался. Интересная тема и крутая философия.
Конечно, как всегда, у вас интересно, актуально и философски на сей раз головокружительно.

Вот дошёл до ваших строк: «Властительная глупость кичлива, тщеславна и беззастенчиво хвастлива. В эпоху глобализма мания величия глупых властителей смертельно опасна для человечества — в борьбе за безграничные ресурсы планеты и космоса, за мировое лидерство и тотальное господство на планете, глупость нынешних политиков согласна даже на… на последнюю ядерную войну. Только самонадеянная глупость считает себя всегда правой и непобедимой, самой честной и справедливой, и только глубокий ум и мудрость в борьбе со злом, всегда учитывает фактор поражения, проявляя предусмотрительность и осторожность» и начал пытаться хоть как то среагировать на ваш текст.

И начну к вам, как к умудрённому жизнью человеку, ни разу не совершавшему «глупостей», а выдававшему на гора одни «мудрости»...))) с вопросов: «Где же та граница, а может, красная линия, которая стоит между глупостью и мудростью?»

Да по мне, здесь как в том тысячелетнем и бесконечном для человечества споре, что первично: курица или яйцо, а может, петух?

А теперь, совсем прямой вопрос: Как вы считаете, снятие/ликвидация границ между странами и государствами и создание единого мирового правительства это «мудрость» или «глупость» ?
Я считаю, что это мудрость. И земля и ресурсы планеты от полюса до полюса и все это распределяется честно и справедливо на всех жителей планеты равномерно.

Но главное! Отсутствие границ это единственный путь и конец всем глобальным войнам, как и спасения от третьей мировой термоядерной войны.

Но ведь православная религия категорически против и говорит, что это «глупость» и путь к закату человечества.

Да как быть?

Однажды западные журналисты спросили у первого главы правительства КНР Чжоу Эньлая (1898–1976): «Что вы думаете о Великой французской революции?»
Великий китайский политик, занимавший пост премьера Госсовета КНР с 1949 по 1976 год, ответил им: «Об этом еще слишком рано судить».

Я это к тому, что только с позиции времени хорошо судить, что было мудростью, а что глупостью.

Анатолий, читаю и думаю дальше над нашими глупостями и мудростью, а Вам за статью спасибо и ЗЕЛЁНАЯ!

С уважением,

Николай Скороход   03.04.2025 13:23     Заявить о нарушении
Дорогой и досточтимый Николай!
Вы спрашиваете меня, где пролегает граница между глупостью и мудростью? Частично на него ответил Эразм Роттердамский в своём трактате «Похвала глупости» в главах, посвящённых глупости мудрецов и благополучии, ( и преимуществе) глупцов, власть которых основана на лжи и как ржа разъела остатки человечности в душах «рабовладельцев». Увы, грань отделяющая глупость от мудрости весьма размыта, ибо носит чаще всего психоэмоциональный характер,, возникающий в результате сильных стрессов и приступов черной меланхолии -именно тогда мудрец совершает глупости, а глупец проявляет мудрость и творит добро. Что же касается идеи создания Всемирной империи справедливости и счастья, то это один из утопических затей вождей мировой революции - Ленина и Троцкого. Весьма проблематично и сосуществование народов мира без границ под эгидой мирового государства и подтверждением этому является печальный опыт Евросоюза, где всего лишь за 30 лет возникло множество противоречий между странами-донорами и странами-«иждивенцами и нахлебниками», где до сих пор не возникло справедливого распределения материальных благ между народами и социальными слоями. Обустройство мира без границ и объявление всех природных ресурсов планеты общим достоянием людей её населяющих, не может быть гарантией долгого мирного сотрудничества народов без войн и революций -всему виной такие свойства человека, как жадность-зависть-ревность, мания величия и непомерная гордыня. Справедливое и честное распределение земли и ресурсов планеты от полюса до полюса для всех землян, практически невозможно, ибо правят миром банковские и финансовые магнаты Финансового Интернационала, на тайной службе у которых находятся такие бизнес-приказчики, как Трамп и такие "устроители справедливого миропорядка», как Путин. Если противостояние России с Большим Западом завершится миром и мирным сотрудничеством, то в лучшем социальном плане будут введены продуктовые специальные распределители для особо важных и ценных персон, для правящей элиты и её силовых структур, какие были на нашей памяти в СССР.

В свою очередь, приношу Вам глубокую благодарность за эссе «Власть страха или справедливости», «Трампизм или путинизм?» и особенно за серию рассказов-былей «Рыбалка на Маныче на Ивана Купала», о тех местах моего послевоенного голодного детства, где нашу семью спасали от голода выловленные сазаны из рек Маныч, Сала и Дона.
С глубоким почтением и уважением, неизменно Ваш, А.Г. Апостолов

Анатолий Апостолов   04.04.2025 09:26   Заявить о нарушении
Анатолий, в реалии я прекрасно понимаю ценность моих сказочных мечтаний об справедливом мироустройстве, об обустройстве мира без границ и объявлении всех природных ресурсов планеты общим достоянием людей, её населяющих, что это не может быть гарантией долгого мирного сотрудничества народов без войн и революций, а всему виной очевидные такие свойства человека, как жадность, зависть, ревность, мания величия и непомерная гордыня. Да и в человека всё это, похоже, заложено в его генах. Вспомним библейских Авеля и Каина — первых детей планеты, сыновей первых людей — Адама и Евы.
Так, что тут явно надо начинать с самого человека, а точнее с его проектировщиков.
А возможно и тут и другое, важность среды в которой воспитывается и живёт человек, тут есть и пример Маугли. Но это всего лишь сказка. А человеком с большой буквы можно стать лишь в человеческой высокоорганизованной высокодуховной среде с хорошими собственными генами.
И всё же, если говорить всё время о войне, а не о мире, то явно, что люди начинают свыкаться с такой реальностью.
Я уже неоднократно писал, что надо обязательно, даже под эгидой ООН, вернуть в мир первомайские демонстрации по всему миру с лозунгами «МИР, МАЙ, ТРУД»!!!

Вот такие наши несладкие земные пироги.

Анатолий, большое вам спасибо, и очень приятно от вас слышать такую ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ моих работ «Власть страха или справедливости», «Трампизм или путинизм?».
Отдельно вам спасибо и за оценку серии рассказов — былей «Рыбалка на Маныче на Ивана Купала». Это первые мои писательские пробы как пенсионера, убивающего своё время на прозе.
Но там в рассказах о рыбалке и есть моё личное открытие и в то время реальный опыт познания от увлечения в те годы эзотерикой. Слава богу, сам не практиковал, а лишь массово читал литературу. После Манычских событий весь интерес отпал.
С уважением,

Николай Скороход   04.04.2025 16:15   Заявить о нарушении