Дед Ивук и бабушка Чачи

25 ноября  1896 года по метрической ведомости родилась моя бабушка Анастасия Александровна, в деревне называли Чачук, родом из деревни Кораксола Моркинского района, мать-русская, отец-мариец. С 14 лет   пришлось  работать на заводе по переработке смолы. Его отец пропал без вести в Первой мировой войне.
  Моя бабушка  Анастасия является прототипом Веруш в романе Никандра Лекайна "Ку"ртньо" вий". Марийский писатель  Никандр Лекайн  родился в деревне Кораксола.
 Чачи приглянулась гармонисту из деревни Малый Кулеял, моему дедушке Ивану Букетову.
  Познакомившись в декабре 2022 года  в театре им.Шкетана с Владимиром Ильичем Ильиным, бывшим учителем биологии (на два года младше моего отца) из Йогорсола, в ту пору ему  исполнилось 88 лет, помнит  моего дедушку. Его слова:
- Высокого роста, как он сказал по-марийски  «чылдырий марий». На всю округу считался  заядлым гармонистом,  был шустрым и работящим ...В тот день немного узнала о дедушке Иване.
   При жизни  папа рассказывал  о своей матери Чачук. Она знала много лечебных трав, впоследствии отец стал травником и меня научил , как различать лечебную траву, от какой болезни лечение проводить. Ведь бабушка  смогла вылечить  за полгода супруга Ивана от кашля, простывшего в болотистых местах Волховского фронта.  За полгода   дед вернулся в строй и   вновь призван  на войну  против немцев в Белоруссию, где нашел последнее пристанище   9 марта 1944 года недалеко от  д,Щеки Витебской области. Иван Афанасьевич был тяжело ранен...
   Семья осталась без отца и кормильца. На руках бабушки остались четверо детей, одна из них младшая Зоя, родившаяся в войну, вскоре после рождения померла. Старшая дочь Малюй  жила со своей семьей, а сын  Эчук воевал.   
  После войны  Анастасия Александровна  была награждена медалью Материнства II степени за воспитание пятерых детей.
Недолгим оказался  ее жизненный путь. В июне 1946  скончается  от головной боли.
    Моя  бабушка Анастасия Александровна Букетова-Александрова не включена в книгу "Они ковали Победу. Моркинский район". В колхозе им.Молотова считалась колхозницей, ее дети включены в список, в том числе и мой отец Аркадий Букетов. Ведь бабушка, по словам папы, ни дня не сидела дома, с утра до позднего вечера трудилась в поле, на току. Вместе с папой сжали   вручную серпом  рожь и вдвоем в день по 20-25 снопов.
    Бабушка моя родная, я бы  называла Чачи вавай, с детства мечтавшая иметь бабушку и дедушку, представляла ее самой доброй, и она бы любила нас. Я много раз мечтала увидеть хотя бы фото с ее ликом. Папа говорил:" При пожаре все  фотографии сгорели". Мои мысли не покидали увидеть бабушку.
Интересно то, как я начала писать первую книгу, приходила в церковь и просила дедушку Ивана и бабушку Настю, чтоб помогли найти фотографии.  Я так сильно думала, что во сне явился ангел и сказал: "Найдутся, немного подожди"... Я ждала и надеялась. И чудо случилось! Уже печаталась  первая книга, в январе  месяце 1918 года  нашлось фото дедушки Ивана у родной  сестры  Марфы. Как увидела фото,  я была в восторге:
 -Мой дед,  похожий на Максима Горького, как говорил при жизни папочка.
Мой дед попал в  первую книгу.
   Долго искали фото бабушки. Перебирая фотографии из альбома Марфы,  бабушку   узнал родственник, бывший главный врач Моркинской больницы Сергей Николаев. Двоюродная сестра Зинаида не была уверена в подлинности фото, показала мне. Я узнала в ней копию тети Раисии. Так бабушка Анастасия попала во вторую книгу. Поглядывая фото бабушки, вижу себя в ее чертах.
На  свете  есть чудо, только   нужно верить . И ангелы существуют, которые в нужный момент  помогают. И чудеса  свершаются.
    Жаль, при жизни папа  не успел  увидеть фотографии  своих родителей.


Рецензии