Выстоять, чтобы победить

     На лучанскую землю фашисты ступили осенью 1941 года. Серьёзных боёв здесь не было, но страха, бед  и тягот народу хватило.
     Читаем воспоминания Надежды Ивановны Салуниной 1929 г.р., ветеранского барда Санкт-Петербурга, пела она о военных годах, блокаде, боли утрат и страданиях, Великой Победе, реалиях сегодняшнего дня.
–  А зародилось моё желание сочинять песни в далёком детстве. С мамой, папой, с братьями и сестрой жили в деревне Любино Калининской области. Места у нас красивые. Край льняной, а когда лён цветёт, красота неописуемая. Каждым довоенным летом приезжали из города на каникулы студенты, да и местная молодёжь была.  Днём все вместе работали в колхозе, а вечерами собирались в большом зале нашего дома. Некоторые сочиняли стихи и песни, тут же их исполняли – под критику или одобрение. Многие приносили гитару, балалайку, мандолину или цитру, а уж шумовые инструменты – всегда под рукой. Получался оркестр, под который все пели популярные и народные песни. Сколько было шуток, смеха, радости! Мне разрешали присутствовать, но сидеть тихо, не мешать. Для меня всё было интересно,  особый восторг вызывали сочинители песен.
–  На семейных праздниках мы все ждали, когда возьмёт гитару средний брат Николай. Он пел свои песни и посвящения. А я млела: «Мне бы так!» Потом, когда никого не было, ставила две табуретки одна на другую, снимала со стены семиструнку и начинала бренчать по струнам.
     1941 год… Детство разом кончилось, началась война. Она быстро делала ребят другими, исчезла детская беспечность. Взрослели не по годам. Стрельба, пожары, раненые, беженцы. И оккупация… Деревня Любино была оккупирована немцами уже в начале сентября 1941 года.
– Немецкая часть пришла в наше село, нас выгнали на хутор и начали грабить, – вспоминает Надежда Ивановна. –  Награбленное тут же посылками отправляли домой. А мы сидели на крыльце и ждали, куда нас отправят. Отправили на хутор эстонский, недалеко от села. Мы там жили всю осень и зиму, а по первому снегу немцы ушли. Есть было нечего, ведь урожай не собрали и продуктов в магазинах не было. Было голодно, многие умирали.  В Ленинграде оставалась старшая сестра-студентка и брат-геолог, он руководил оборонными работами. О судьбе близких мы ничего не знали, тогда с информацией было сложно. А немецкие листовки пестрели фотографиями, на которых фашисты празднуют победу в Ленинграде в гостинице "Астория». Люди плакали, рассматривая эти лживые листовки.
     Скачкова Ефросинья Павловна 1914 г.р. с детьми тоже вынуждена была прятаться в лесу. Горькая встреча с врагом в родном доме обожгла ужасом, навсегда оставила страх в сердце матери. В детской колыбельке лежала трёхмесячная доченька. Немец ради забавы и демонстрации своего превосходства оттянул до упора зыбку и с силой направил её к потолку. Девочка получила серьёзный испуг и ушибы, к счастью осталась жива.
     Тихомирова Прасковья Арсентьевна 1922 г.р. рассказывала, как в 1941 году пришли немцы, всё отобрали: холст, продукты, зерно, корову. Жили на выселках в деревне Балтинка, питались травой да чем придётся. В многодетной семье из 13 детей умерло 9. В 1942 году вернулись в свою деревню Попково. Работали весь световой день на лесозаготовках, расчищали снег для боевых машин. Направляли работать и в соседние районы – Пеновский, Торопецкий.
     Смирновой Софье Павловне в ту пору было 23 года, хорошо помнила, что фашистов в д.Любино нагрянуло очень много. Рядом с домом Тумановых находился немецкий штаб. Колхозный скот молодёжь успела угнать в деревню Гнилуха (в 1967г. переименована в Светлый Луч) Калязинского района. В 1943 году многие из деревни ушли в партизаны, а молоденьких ребят отправляли в школы ФЗО. В д.Дмитрово находился госпиталь, но очень много раненых развозили  по домам, т.к. в нём не хватало ни мест, ни персонала.
     Мужчины воевали на фронте, защищали свою землю, свои семьи. Уже после войны можно было услышать: «Из Синькова  призвали 25 человек, вернулись 9, из Которова война забрала 40 человек, домой возвратились только двое». И так в каждой деревне – порог родного дома суждено было переступить немногим.
     Недалеко от деревни Любино покоится неизвестный солдат. Осенью 1941 года женщины убирали на поле картофель и увидели, как появились два наших красноармейца: один постарше, другой совсем юный. На краю поля находились фашисты, готовые тут же забрать урожай картофеля. Солдат, что постарше, побежал к лесу. Бежал «вилюгами», чтобы на мушку не взяли, и он сумел спастись. А молодой помчался прямо, и вражеская пуля настигла его. Скачкова Ефросинья с сёстрами похоронили, «прикопали» возле берёзки солдатика. Пока была Жихаревская школа на селе – учащиеся, педагоги, общественность устраивали митинги у могилы павшего защитника. И сейчас жители д.Любино помнят, знают, ходят на это место. «К солдатику», – ласково произносим мы, кому подарен был мир в той страшной войне.

Всем сказать спасибо громко я хочу.
Выразить всю силу самых светлых чувств!
Что бы было с нами, если бы не ВЫ?
Мы бы не узнали шелеста листвы.
Неба голубого, высоты знамён.
Честного, простого солнца яркий звон.
Были бы рабами дети наших лет.
Немцы сапогами вытоптали свет.
Знали бы немецкий, Русский позабыв.
Смех бы умер детский, души все убив. (А.Адлер)
 
2025г


Рецензии