Псалом 27. Они не обращены к деяниям Господним
Псалом горестный и читается в бедствиях. Он не читается на богослужениях.
«Псалом Давида».
«К Тебе, Господи, взываю, скала моя, не молчи от меня, чтобы, ведь Ты молчишь от меня, я не уподобился нисходящим в яму». Здесь «скала», как и «камень», это имена Божьи. «От меня» в том смысле, что я так кричу, что Ты, Господи, от меня кричащего не умолчи. «Яма» в контексте псалма это не только могила, но и ад, Шеол.
«Услыши глас молений моих, когда вопию к Тебе, когда поднимаю руки мои к Довиру святому Твоему». «Глас молений» - это молитва о благодатной помощи Божьей, когда человек стоит уже на краю могилы. Довир – это Святая Святых храма, где находился ковчег Завета. Этимологически Довир, это то, что позади, потому, что Восток, божественная сторона, во временном – то, что в прошлом, что в древности, что изначально, то, что вечно. Мы, входя в храм, обращаемся лицом на восток к тому прошедшему, которое священно для нас. Для нас земное время структурно иное, т.е. обычно будущее впереди нас, а прошедшее позади. В храме иначе – впереди у нас прошедшее и вечное, а позади уже все наши дела и заботы. Как поётся в Херувимской на Литургии: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Таким образом, Святая Святых расположена перед молящимся, но по времени - в прошлом, таком, которое уходит в вечность. Наше библейское самочувствие для нас очень важно. Если мы хотим войти в мир молитвы и символики, который даёт нам христианство, надо уметь духовно ориентироваться, как это умели люди библейского прошлого. Итак, в этом Довире, к которому поднимает руки Давид, заключена основа библейской священной истории.
«Не привлеки меня с нечестивыми и делающими беззакония; они говорят мир с ближними своими, а зло в сердце их». Библейское понятие «мир» или «шалом» имеет понятие – целостность, полнота. Т.е. на одном полюсе религиозной жизни мир и полнота, а на другом зло в сердце. Нечестивые люди хотят занять оба полюса этой жизни, но при помощи лжи – мир в словах, а зло в сердце.
«Дай им по делам их и по злобе деяний их: по делам рук их дай им, возврати им воздаяние их». Что значит «по делам их?» В 50-м псалме Давид просит помиловать его и говорит, что возликует язык мой о правде Божьей, которая есть прощение. Правда Божья не есть справедливость человеческая, которая предполагает воздаяние по делам равное равным. Но у Бога не так: «Не по грехам Он сделал нам, и не по винам нашим воздал нам» (Пс.102). Когда Давид просит Бога воздать врагам по делам, это не значит, что он просит Его поступить вопреки божественной правде. Эти враги уже на оборотной стороне мира и они милости не примут. Просьба Давида означает только одно – избавь меня от них. Слово «воздаяние» может означать возмездие, но может и просто – дело, в том смысле, что дело грешника для него уже есть возмездие за грех. Грех уже есть наказание. Таким образом, Давид просит – пусть сейчас настанет то, что по Божьей правде уже есть.
«Ибо они не обращены к делам Господним, и к деяниям рук Его; Он низложит их и не созиждет их». Что такое «не обращены?» В еврейском языке есть глагол – «бин» - понимать, т.е. восприятие чувствами и умом. Здесь этот глагол употреблён с отрицанием в том смысле, что «они не обращены к делам Господним» ни чувствами, ни умом. Они могут быть и злыми, и просто равнодушными, толерантными, однако и те, и другие живут противно Божьему миропорядку. И демонизированные, и толерантные Богу люди оказываются заодно, т.е. противниками Божьими по сути.
«Благословен Господь, ибо услышал глас молений моих». Стих облегчения и уверения, что молитва услышана.
«Господь крепость моя, щит мой, на Него надеется сердце моё, и я обрёл помощь, и возрадовалось сердце моё, и песней моей восхвалю Его». Есть три вида надежды. Здесь – надежда с уверенностью, когда Давид убедился в присутствии правды Божьей.
«Господь крепость для Него (помазанника Божьего). Он прибежище спасения помазанника Его.
«Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, и паси их, и носи их во век». Наследие это то, что отец передаёт сыну, и что нельзя забрать силой. «Носи их» как народ Божий. Давид просит – как мы поднимаем имя Твоё, так и Ты, Боже, подними и носи народ Твой во век. Однако поднимать и носить имя Божье не просто. Это бывает сопряжено с большими искушениями. В этом и есть вся проблема христианских народов. Это же проблема существует и для людей в бывших христианских народах, согласившихся с утверждением, что они уже живут в постхристианском мире.
Свидетельство о публикации №225040201804