литавр таинственные зауки

Литавр таинственные звуки

Ударника нередко сравнивают с сердцем оркестра — именно он задаёт пульс и дыхание музыкальному произведению. Чёткость, энергия, динамика — без этих качеств не обходится большинство композиций, и чаще всего именно ударные инструменты становятся главными в создании ритмической основы.

Каждый ударный инструмент обладает своим голосом — иногда громогласным, иногда едва слышным, но всегда неповторимым. Однако многие непосвящённые ошибочно считают, что играть на ударных просто: мол, ударил по тарелкам — и дело сделано. На самом деле, это целое искусство, требующее виртуозного владения звуком, динамикой, ритмом и даже паузами.

Волшебный мир

Моё настоящее знакомство с миром ударных инструментов случилось уже после окончания музыкального училища, когда я играл в оркестре штаба Прикарпатского военного округа во Львове. До этого я воспринимал ударные как вспомогательные инструменты, но всё изменил случай.

Однажды дирижёр оркестра Анатолий Петрович Сафатинов принёс на репетицию два произведения Родиона Щедрина: «Озорные частушки» и фрагменты из «Кармен-сюиты». Меня потрясла эта музыка! Особенно — роль ударных инструментов. В тот момент я впервые по-настоящему осознал их значимость, их магию.

Помню, как один из героев моих очерков, профессор по классу гобоя Николай Константинович Генари, поначалу не принимал новаторский подход Щедрина. «Почему он не сочиняет свою музыку? Зачем это передёргивание Бизе?» — удивлялся он. Но со временем даже он изменил своё мнение.
Симфоническая «Кармен-сюита» не просто адаптировала оперу, а выявила её квинтэссенцию, сфокусировав конфликт и его разрешение. И если бы не мощный, волевой характер ударных, если бы не их удивительное сочетание со струнной лирикой, вряд ли эта сюита стала бы бессмертной.

Эдисон Денисов и тайны ритма

Композитор Эдисон Денисов был настоящим знатоком ударных инструментов. Он постоянно сотрудничал с ансамблем Марка Пекарского, написал монографию «Ударные инструменты в современном оркестре» и глубоко изучал их роль в музыке Стравинского, Бартока, Шенберга, Прокофьева и других.

Денисов использовал в своих произведениях не только традиционные ударные — литавры, вибрафон, тарелки, но и более редкие инструменты: балийский гонг, альпийские колокольчики, басовую маримбу. При этом ударные в его музыке не просто дополняли оркестр, а становились полноправными участниками, а порой и ведущими голосами.

Искусство ударника

Композитор Борис Левенберг однажды сказал:

«Хороший исполнитель на ударных инструментах — профессия редкая. А превосходный исполнитель — редчайшая!»

В симфоническом оркестре, если один из скрипачей допустит ошибку, слушатель, скорее всего, этого не заметит. Но если ошибётся ударник — это катастрофа! Именно поэтому анекдоты про оркестровых ударников так популярны среди музыкантов.
Я с особым уважением вспоминаю Леонида Решко, с которым учился в Ростовском музыкально-педагогическом институте. Этот выдающийся музыкант долгие годы был ведущим ударником Ростовского симфонического оркестра, и его советы помогли мне в написании не одной партитуры.
Когда мы оба репатриировались в Израиль в 1990 году, Леонид быстро занял своё место среди лучших музыкантов страны, став ведущим ударником симфонического оркестра Ришон-ле-Циона. Однажды я оказался в Израильской опере на постановке «Похождения повесы» Стравинского и увидел, как он виртуозно работал на литаврах. Это был настоящий мастер!

Ритм XX века

Михаил Пекарский в одном из интервью заметил:

«В XIX веке королевой музыки была мелодия, а ритм лишь сопровождал её. В XX веке всё изменилось — на первый план вышли тембр и ритм».

Появились поезда, автомобили, самолёты, изменилась скорость жизни — и ритм музыки стал более насыщенным. А кто воплощает ритм? Конечно, ударные!

Именно они привели к расцвету джаза, где вариации на тему ритма стали основой жанра. Именно они привнесли в современную музыку новые краски, сделав её тембрально богаче.

Голос колоколов

Если ударные инструменты — это сердце оркестра, то колокольный звон — это голос времени. В Кижах выдающимся звонарём был Николай Воронцов, который создавал из звона плясовые ритмы.

Традиции кижских звонарей продолжают Игорь Архипов и Игорь Хуттер. Они стали первыми в России звонарями, получившими международное признание, и на конкурсе, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, завоевали два первых места.

Звонарь, как дирижёр, управляет целым оркестром. Каждый колокол имеет свой голос, и настоящий мастер должен не просто их сочетать, а передавать через звон радость или скорбь, торжество или покаяние.

Финальный аккорд

Формат очерка не позволяет рассказать обо всех аспектах этой удивительной темы. Ударные инструменты родились в первобытных ритуалах, прошли путь от военных сигналов до изысканных симфоний и сегодня остаются неотъемлемой частью музыкального мира.

Я надеюсь, что, прочитав эти страницы, ты, дорогой читатель, почувствовал магию ударных инструментов — их тайные голоса, их силу и нежность, их безграничные возможности. Потому что музыка без ритма невозможна. А ритм — это жизнь.


Рецензии