Обоянь обаяла
История.
В 884 году племенной союз северян, вошел в состав Киевской Руси и стал юго-восточным форпостом против степных кочевников: хазар, печенегов и половцев. В конце 10 века по рекам Сейму, Тускари и Псёлу на местах древних укреплённых поселений скифского времени были восстановлены оборонительные города-крепости. На правом высоком берегу Псёла это городище Боянь, Ивнянское, Гочевское с укреплениями на правом берегу реки Псёл от хутора Чернецкий до излучены Псёла после села Бобрава восточнее села Долгий Колодезь. Эти укрепления являются частью Гочевского, но не признаются учеными мужами от Истории, Суходольское, Горнальское городища и более полутора десятков городищ и городков в Сумской и Полтавской областях вдоль реки Псёл и на её притоках.
Один из самых известных порубежных городов Римов (Рим), впервые упоминается в Лаврентьевской летописи в 1096 году. Есть упоминания о Римове в Ипатьевской летописи и «Поучении Владимира Мономаха». Город находился у нынешнего села Гочево Беловского района на высоком правом берегу реки Псёл. Уничтожен половцами в 1185 году. Автор "Слова о полку Игореве" так пишет об этой трагедии: "...Се у Рим кричат под саблями половецкими!".
На месте исчезнувшего города в начале 20 века насчитывалось 3648 курганов-могильников и валы двух городищ. Первыми здесь провели раскопки в 1909 году профессор Московского университета Д. Я. Самоквасов, в 1937 и 1939 годах будущий академик Б. А. Рыбаков.
Равнозначным Гочевскому городищу было городище Белогорье возле села Горналь Суджанского района, но если учесть крепостные сооружения от Римова до хутора Чернецкий и далее до городищ Стрелица, Наволочки, Городок и Закоп находящиеся восточнее села Долгий Колодезь, то вряд ли мы найдем городище такой площади.
Периметр по валам составляет около 40 километров.
Правый берег ручья Долгий Колодезь крутой и не менее высокий, чем правый берег реки Псёл. Очень удобное место для зимнего содержания скота. Это место было облюбовано в далёкие киммерийские времена, когда неправильно называемые кочевниками, киммерийцы занимались здесь отгонным скотоводством.
Молодое поколение знает Конона варвара из Киммерии, но даже не догадывается, что киммерийцы наши предки и земляки.
Союзы племен киммерийцев населяли территорию Северного Причерноморья за 1200 лет до нашей эры перед приходом скифов. Они являются, как и скифы, нашими прямыми предками.
Это - один из союзов племён огромного этноса- русов. Они в тот период заселяли огромную территорию - от Северного Ледовитого до Индийского океана на юге, от Тихого океана на востоке до Атлантического на западе. Это был союз родственных племенных союзов.
О родстве с Русскими говорится в «Велесовой книге», которая в настоящее время доступна уже в нескольких переводах. Легенду о родстве русов и киммерийцев приводит и арабское сочинение XII века в «Собрание историй», в которой повторяются древние предания о трёх братьях - Русе, Кимере и Хазаре. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках. Одно из их названий Гимер и имя Гомер означает Киммериец.
Самые древние упоминания о киммерийцах сохранились в поэмах Гомера, написанных за 800 лет до нашей эры. В поэме «Одиссея» говорится: «Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».
Его слова получили археологическое подтверждение. На Кольском полуострове был раскопан могильник воина в меховых одеждах киммерийского времени.
Киммерийцы вышли к Северному Причерноморью за 1200 лет до нашей эры из района Волги и Дона и начали движение на северо-запад - в сторону Балтийского моря. По исследованиям академика Б. А. Рыбакова им соответствовала «лужицко-скифская» культура. Во время продвижения киммерийские племена вытеснили дорийские племена с Одера и Шпрее, и те двинулись в Грецию. Кельты же были оттеснены дальше на запад. В союз племён киммерийцев входили и синды, чьи потомки жили и на Балтике, и на берегах далёкого Инда.
Киммерийцы не были «кочевниками» в понимании современного человека они обладали развитым земледельческим и скотоводческим хозяйством. У них были свои цари, города. Они оставили огромные курганы «катакомбной», «срубной» археологических культур До них жили родственные народы с аналогичной культурой за 2000 лет до нашей эры. Были развиты металлургия бронзы и железа, производство керамики и оружия. Следы киммерийских рудников и плавильных производств найдены на Донбассе.
Возле Хутора Чернецкий Беловского района есть Разбойный курган киммерийских времен. В могильники клались дары, приносились жертвы, встречаются простые погребения (ямы прямоугольные и овальные), ямы с деревянными срубами (поэтому археологическую культуру и назвали «срубной» и «ямной»). Преобладает восточная - западная ориентировка усопших. В могилы мужчин клали оружие, упряжь, инструменты, пищу. В женские - посуду, иголки, украшения.
В мифологии часто прародителем народа выступает один человек, в «Велесовой книге», это Богумир один из прародителей русов, которого боги научили готовить священный напиток- Сурицу.
Согласно «Велесовой книге», у Богумира было два сына - Сева и Рус от них произошли союзы племён северян и русов. Русы это легендарные «царские скифы» Нижнего Поднепровья и Крыма, а северяне жили севернее чем они. Три дочери Богумира - Древа, Скрева, Полева были женами-царицами в союзах племён древлян, кривичей и полян. По этой легенде, русы и северяне - прямые потомки киммерийцев, а древляне, кривичи и поляне породнены с киммерийцами династическими браками.
Часть киммерийцев осела на берегах Балтийского моря. Об этом говорит Гомер, называя их «виндами», «индами», «энетами». Они славились тем, что были главными поставщиками «слёз Солнца» - янтаря. Видимо, дальними потомками балтийских киммерийцев были племена порусов-пруссов и воинственные русы-руги. Киммерийцы известны своими дальними походами: они ходили на Северный Кавказ, в Малую Азию, во Фракию. Сведения о киммерийцах есть в архивах царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала Ассирии.
В VIII веке до нашей эры во время очередного переселения других племен русов с востока у киммерийцев началась междоусобная война. Цари не хотели уступать территорию и принять родственный народ. Народ восстал указывая, что негоже воевать со своими все «цари» были убиты. Киммерийцы ушли через Кавказ в Междуречье.
Василий Васильевич Капнист (12 (23) февраля 1758 — 28 октября (9 ноября) 1823) — русский поэт и драматург, общественный деятель, предполагал, что на месте города Обояни находилась вотчина древнего поэта-певца Бояна из "Слова о полку Игореве." В соборе Софии Киевской обнаружена надпись - о купле земли Бояна супругой курского князя Всеволода Святославовича "Буй-Тур" (ум. 1196 г.), воспетого в "Слове о полку Игореве". В 1999 году в память о Бояне в Обояни в сквере установили памятный камень. Но не хватило духа у «отцов города» довести до ума идею про основателя города Обояни «Вешего Бояна».
Боян сказитель и певец, имя происходит от старорусского баяти-рассказывать. Известен по «Слову о полку Игореве», надписи в соборе Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». В песнях Бояна образы, восходят к общеиндоевропейскому поэтическому языку. Для Бояна характерен эпитет «Велесов внук» Это говорит, что он волхв и языческий жрец, скорее всего потомственный и следовательно Боянь, это капище языческое и возраст его уходит в дохристианские времена..
В результате деления единой Руси во второй половине 11 века в верховьях реки Псел образовалась граница между Переяславским и Курским княжествами. Границей была река Псёл. В Ипатьевской летописи под 1147 и 1149 годами упоминается место Въяхань или Беяхань-это несомненно древняя Обоянь.
В марте 1239 года ордынская рать взяла Переяславль Русский, сильную крепость на южных рубежах. Пал Чернигов, территория была завоевана и опустошена ордынцами. В 1360-х годах разорённая местность попала под влияние Великого княжества Литовского и Русского.
На этой территории южнее реки Псёл существовала Еголтаева Тьма вассал Литовского княжества, земли которой с 1503 года перешли в состав Русского централизованного царства. На северном берегу существовала Курская тьма с центром на реке Рати, так называемое Ратское городище. В настоящее время Ратское и Гочевское городища активно раскапываются.
Восстановление древней Обояни.
В начале августа 1649 года небольшой отряд, состоящий из детей боярских, специально поверстанных в Москве для службы в Обояни, состоящий из стрельцов разных городов, с пищалями, порохом и ядрами направился из города Курска к месту возведения нового острога на Обоянском городище. Его сопровождали хорошо знающие дорогу дети боярские Иван Зиборов, Василий Горяинов, Степан Стрельников и Ерофей Картомышев. На месте будущего города, к ним должны были присоединится дети боярские из города Карпова, что в 20 верстах к югу от Обояни. Они привлекались к участию в строительстве нового острога с правом дальнейшего поселения по упалым рекам выше и ниже города Обояни.
К этому времени по «упалым» рекам выше и ниже от Обоянского городища располагались не большие сторожевые поселения карповцев, детей боярских, сынов дворянских, казаков и другого служивого люда, которые с осени 1648 года начали осваивать эти земли и ставить свои первые починки по решению карповского воеводы Игната Вердеревского, который разрешил служилым людям Карпова строиться «деревнями по Псёлу ниже Обоянского городища» из-за отсутствия мест для поселения в Карповском уезде.
До постройки жилого острога на месте крепости Обоянь, на природной возвышенности было два небольших заброшенных городища (остатки укрепленного поселения) и два селища при них. Период создания городищ: 7-5 века до нашей эры и 7-8 века нашей эры. Точной датировки нет, так как археологические исследования не проводились.
Баянское - Обоянское городище треугольной формы находилось в северо-западной стороне возвышенности при впадении речки, называемой тогда Баянь, в реку Псел, протекающей под склоном возвышенности. На нем с 1649 года до первой половины 18 века находился Малый город с тремя глухими и одной проезжей башнями.
Восточнее и южнее строился Большой город с восемью глухими и двумя проезжими башнями. Строительство острога началось в ноябре 1649 года.
Воевода Иван Колтовский к этому времени сделал подробную роспись всех существовавших и строящихся вокруг будущего уездного центра селений
В росписи расселения было перечислено 27 деревень с общим количеством дворов – 480.
Эти первопоселения ведут свою историю с 1649 года одновременно с острогом Обоянь:
Большинство селений сохранились и вправе отмечать юбилей, как и районный центр с 1649 года. Одновременно с возведением острога на берегу, речки Обоянки начали строиться две пригородные слободы: Казачья вошла в черту города, Пушкарская- ныне село Пушкарное, для служивых людей, постоянно несущих службу в остроге, и Стрелецкая слобода для поселения стрельцов, ныне село Стрелецкое.
Села Пушкарное и Стрелецкое сегодня практически соединились, их разделяет речка Обоянка.
В 1650 году в эти слободы было велено переселяться всем жителям вновь построенных ближайших к городу починков и деревень. Несмотря на многократные увещевания и угрозы, никто не собирался сниматься с уже обжитых мест, поэтому обоянскому воеводе пришлось насильно проводить такое переселение. В течение двух месяцев отряд стрельцов выбивал обоянцев из их деревень, не останавливаясь перед сломом печей в избах и наказанием служилых людей батогами за упорство. От этой операции пострадали 330 человек, но жители так и не подчинились приказу.
Обоянская Десятня денежной раздачи 1650-1651 годов.
В 1650-1651 годах был проведен первый строевой смотр детей боярских и сынов дворянских, и составлен список, который в те времена назывался Обоянская десятня. Сейчас его официальное название «Обоянская Десятня денежной раздачи».
“Лета 7159 февраля в день по Государеву Цареву и Великого Князя всеа Русии Алексея Михайловича указу и по грамоте за приписью дьяка Григория Ларионова, воевода Осип Степанович Арсеньев да подьячий Яков Чертенков роздали Государево Царево и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии денежное жалованье Обоянцем детем боярским, и казаком конным, и стрельцом пешим и пушкарем на нынешней на 159 год, детем боярским и конным козаком по 5 рублев, пешим стрельцом и пушкарем по 3 рубля на лицо с порукою, что им тем Государевым жалованьем на Обоянском на вечное житие строитца и указные свои земли пахати и хлеб сеяти, и с Обоянского не съезжати и никаким воровством не воровати и Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии службу служити и от Татарския войны и от всяких воинских людей Государевы окрайны оберегати, а для службы детем боярским и казаком конным держати у себя лошади и ружье доброе, а что кому дано Государева жалованья в Обоянском детем боярским и казаком конным и стрельцом и пушкарем, и хто по ком в Государеве денежном жалованье и в службе порука и имяны детей боярских и казаков конных у смотру объявилось на конех и на меринех, и пеших стрельцов, и всяким хто боем и что у кого дети и братья и племянники мужеска пола и коликих лет, которые детей и которые людей у денежные роздачи не объявилось и кому именем детем боярским и прописным сведенцом и нововерстанным Государево жалованье и кому именем и за кем Государево жалованье не дано, и что за роздачею денег осталось, писано в сей десятне имянно под их имяны: на жалованье прислано с Москвы Обоянцем детем боярским, и казаком, и стрельцом, и пушкарем из Розряднаго приказу с подьячим Яковом Чертенковым 2732 рубля”.Список первых обоянцев доступен по ссылке:
Строительство Обоянского острога, не ликвидировало опасность набегов крымских татар, ногайцев и воровских черкас в верховьях реки Псёл. Необходимо было перекрыть степной коридор – междуречье Ворсклы и Донца, где пролегал Муравский шлях в районе Думчего кургана.
Думчий курган, расположенный недалеко от хутора Думный Прохоровского района Белгородской области, служил в 15-17 веках местом встречи и сбора, как русского, так татарского войск?
Возле этого кургана происходили встречи представителей Московского государства и Крымского Ханства для обмена пленными. Думчий курган был виден издалека и служил ориентиром. Курганов в районе Прохоровки было три: Думчий - по середине, курган в районе хутора Липовка и курган в районе хутора Зелёный (поворот на Красное).
По территории региона проходили большие наезженные дороги: Муравский Шлях, Изюмский Шлях и Бакаев Шлях. По ним двигались ногайцы, крымские татары и разбойные черкасы (запорожцы) в сторону государства Московского, совершая набеги, захватывая, скот и имущество, уводя в полон население. Открытым путем для набегов оставалось и междуречье Псёла и Ворсклы, где проходил Бакаев шлях.
В одном из царских указов первому обоянскому воеводе поручалось осмотреть место под строительство сторожевого острожка между Обоянью и Карповым для съезжих обоянских и карповских сторож. Ему же была поставлена задача - закрепить за путивльскими оброчниками и бортниками, «ухожия» которых располагались в лесах по правую сторону Псла, и вменить им следить за «татарские перелазы, броды и стёжки» от Обояни вниз по Псёлу, чтобы теми перелазами «впредь татарове в летнее и в зимнее время не проходили».
В сентябре 1652 года московские власти вновь вернулись к идее перекрытия Бакаева шляха и создания по берегам реки Псёл дополнительной, глубоко эшелонированной линии укреплений.
По царскому указу в Обоянь выехал специальный отряд во главе с Елизаром Яковлевым и подьячим Зиновием Марковым и провел обмеры, составляя план строительства валов и острогов: «от реки от Псла, от устья речки Пены к Бакаеву шляху и через Бакаев шлях до Ворскольских черней и к реке Ворсклу, то есть укрепления должны были достичь города Карпова в верховьях Ворсклы построенного в 1644 году. Да от Гочевского городища вверх по Псёлу, меж речек напрямь, до Обоянского города смотрели и мерили накрепко».
Согласно их выводам, здесь следовало соорудить земляной вал, деревянные крепости и лесные засеки протяженностью 31 верста 700 саженей.
Татарское войско в 1644 году в 30—40 тысяч человек прошло по Муравской дороге мимо Карповского острога, обогнув реку Ворсклу с востока, вторглось в Путивльский уезд, захватив в полон около 10 тысяч человек. Зимой 1645 года по той же Муравской дороге татары совершили новый набег. Полон на этот раз превышал 6 тысяч человек. Набег совершался по левому берегу реки Псёл.
В 1649 году дорога Обоянь - Карпов была описана в двух вариантах.
Из Росписи Обоянского Уезда, составленного стольником Колтовским.
Первая дорога [Л. 481]
А с крымскую сторону, от Обоянсково города вниз по реке по Пслу, по речку по Пену, занято под Обоянской уезд земли 12 верст 900 сажень.
От Обоянсково ж города, вверх по реке по Пслу, по обе стороны занято под Обоянской уезд на 5 верст.
От Обоянсково города через речку Пселец, до реки Псла, до гати, 5 верст.
От реки ото Псла до Карпова города 22 версты.
А от Обоянсково города до Карпова 27 верст.
Вторая дорога [Л. 481]
…От Обоянсково города до Карпова другою дорогою, до Розвареново кургана, что верх нижнево Ивня, 8 верст 500 сажень.
От кургана до Хотмышской дороги, и до гати, что на Пене, 3 версты 500 сажень.
Всего от Карпова до Хотмышской дороги, и до гати, 12 верст.
Над рекою над Пеною, с рускую сторону, на Белой Горе, меж Карпова и Обоянсково города, устроена с Обоянска конная сторожа по 5 человек. А вперед, быти на том месте острожку против Бокаева шляху, а в острожку будет съезжая сторожа.
От гати, что на Пене, Хотмышскою дорогою до того места, где перешли реку Псел крымские царевичи в рыльские и в курские места, до реки Псла 9 верст. И ныне в том месте быть стоялому острожку.
От Хотмышской дороги и от того места, где быть стоялому острожку, вверх по Пслу, с крымской стороны, до Обоянсково города, 11 верст 100 сажень.
Всего от Пены, и от гати, и где быть острожку, до Обоянсково города, 20 верст 100 сажень.
А другою дорогою от Карпова до Обоянского, 32 версты 100 сажень.
Укрепления длиной около 40 верст так и не были возведены.
Границы Московского государства того времени.
В первой половине 16 столетия было два ряда городов в степной окраине Московского Государства. Внешний, крайний ряд шел с востока от города Алатыря и заканчивался на западе Рыльском и Путивлем. В особенности выдавался по своему значению Путивль. Это был единственный каменный город на Южной окраине Московского Государства. Рыльск и Путивль были центральными пунктами военной стражи детей боярских и станичников, разъезжавших отсюда далеко в степи. Сюда обыкновенно являлись выходцы из Литвы, желавшие поступить в службу Московских Государей. В 1596 году в состав пограничной линии вошел Оскол. "Того же году, сказано в Никоновской летописи, царь Федор Иоаннович посла воевод своих со многими ратными людьми, они же шедьше поставиша на степи городы: Белгород, Оскол, Валуйку и иные городы; и насади ратными людьми, и казаками, и стрелцами и жилецкими людьми". В 1597 году был возобновлен Курск и населен служилыми людьми.
После Путивля важное значение заняли города: Курск и Белгород, которые были наполнены военными людьми. С построением Курска стало усиливаться значение так называемой польской – окрайны западной границы, а при Государе Михаиле Федоровиче Белгород сделался центром степной южной окраины Московского Государства. В устраиваемые города служилых людей назначали в распоряжение воевод: здесь были дворяне, дети боярские, станичники и вообще все разряды служилых людей, которые составляли тогдашнее войско.
Замедление в заселении Курско-Белгородского края было в эпоху Смутного времени, но со вступлением на престол первого Государя из Дома Романовых - Царя Михаила Федоровича опять и в сильной степени это заселение возобновилось. Михаил Федорович, очистив центральные области и окраины Государства от поляков, литовцев и воровских черкас - запорожцев, тем самым много сделал для умиротворения южного края России; вся его деятельность была направлена именно на это. Устройство городов пошло своим чередом: в Курской области были основаны в 1638 году - Короча, в 1640-м Хотмыжск, в 1644 году Карпов.
Дворяне и дети боярские Курского края кроме участия во всех государевых войсках в качестве отборной конницы, участвовали в постройке новых городов, устройстве крепостей и укреплений, и кроме того, охраняли важнейшие границы своего Отечества от нападения врагов. При назначениях дворян и детей боярских Курского края на разные Государевы службы, начальствующие лица - воеводы постоянно указывают на недостаток и скудость в числе дворян и детей боярских и стараются всеми мерами о том, чтобы увеличить, если то представлялось возможным, их число.
Кроме того, дворяне и дети боярские, описываемого нами края еще действовали в исторической жизни России как заселители степного края, поселяясь с семействами в поместьях и привлекая на эти поместья крестьян, так что пустынный и дикий край мало помалу стал населяться и впоследствии сделался даже многолюдным.
Населяя его, дворяне и дети боярские являлись носителями и насадителями культуры, как члены самого культурного слоя общества.
В этом, конечно, заключалась их нравственное влияние на население и на условия его жизни. Тем более станет нам ясной заслуга дворянского сословия в Курском крае, когда мы будем иметь в виду, что заселение нашего края и внесение в него культуры совершалось под большой военной грозой, которая то и дело разражалась над Курской страною и губила начинавшиеся ростки культуры сельскохозяйственной и другой, губила самих насадителей ее и их семейства…
Но любовь к Государю и Отечеству, к оседлой зажиточной жизни, к своей родине, которая находилась недалеко от степи с ее полукочевой казацкой жизнью с бездомничеством гулящих людей, которые бороздили в разных направлениях Курскую страну, были теми прочными побуждениями, которые вели помещиков, дворян и детей боярских к одной великой цели - государственного строительства. Каковы были переживания тогдашнего Дворянства, мы можем видеть из слов историка Н.И. Миклашевского, который говорит: "Население края прожило в такой деятельности один век, но за это время пережило целое тысячелетие"!
Станы обоянского уезда
Стан был исторической административной единицей в России, за исключением Великого Новгорода. Стансы существовали до 18 века, но в некоторых регионах России это название применялось к районам вплоть до начала 20 века. В отличие от волости, которая исходит из племенных сообществ, станы были чисто административными структурами, основной функцией которых была организация жизни на территории стана.
К временам Ивана Грозного станы начали заменять волости в большинстве российских уездов. В 17 веке станы уже доминировали над волостями по размеру и количеству. Постепенно волости стали подразделениями станов.
Одновременно с основанием Обояни- уездного центра были образованы станы: Зоринский, Рудавской, Солотинский, Каменский, Залесский и Воробженский- перечислены с востока на запад. О них и селениях в них входящих в следующих рассказах.
Обоянский уезд известен с 1658 года, когда его включили в Белгородский разряд. Через 50 лет уезд упразднили, включив его территорию в Киевскую губернию.
Восстановление Обоянского уезда произошло в 1727 году. Он вошёл в Белгородскую провинцию Белгородской губернии. Через 52 года было создано Курское наместничество (с 1796 — губерния), поглотившее Белгородскую провинцию, а границы Обоянского уезда изменились. С 1802 по 1924 году он сохранял установленные очертания.
Упразднили уезд в 1924 году, разделив между Белгородским, Борисовским и Курским уездами. Впоследствии уездный город Обоянь стал райцентром Курской области.
Появление новых постоянных поселенцев в статусе» дети боярские и сыны дворянские, которым царским указом выделялась земля и лесные угодья, что потом вызвало споры за обладание ухожиями. А новые поселения требовали строительного леса и использование древесины для бытовых. В первую очередь леса пострадали от строительства населённых пунктов, а также оборонительных укреплений. С лесами тесно связаны пчеловодство (бортничество), винокурение и будные промыслы.
По определению В. И. Даля, «поташ — щелочная соль, вывариваемая из древесной и травяной золы; углекислый потасий (калий), неочищенный — добывается перекалкой шадрика» — «черного, грязного, не переваренного поташа». «Поташный завод»- или «поташня» — заведение, где вываривали из золы и перекаливали поташ, они же назывались «майданами», «будами» (старинное слово, означающее «строение», «постройка»), «будными майданами». Эти лесные заводы находились на высоких прогалинах, служили не только для выварки поташа, но и одновременно для сидки смолы и дегтя. Работы на будах начинались обычно в апреле и продолжались до наступления морозов, примерно до ноября. Леса вырубали, сжигали под пахотные угодья, из древесины получали перекаленную золу-поташ, древесный уголь и смолу. Так появились села с названием Буды- Долженские, Петровы, Кривицкие, Рыбинские, рядом с ними были будные майданы, но не следует полагать, что эти названия малороссийские. Черкасы малоросы появятся в обоянских местах после 1718 года. Помещики поселят их в слободах на своих землях.
Свидетельство о публикации №225040200657