Диалог о поэзии с юным автором Проза. ру

Иван Шмаков 3 > О писателях , языках , терминах и стиле > Диалог о поэзии с юным автором Проза.ру

Звезда   http://proza.ru/2025/03/29/789
Иван Скороходов 2

Я помню то чудесное мгновение —
Ночь в горах и шелест трав, —
Когда меня постигло озарение.
Когда я лёг под дерево, устав,
Когда узрел я чудное видение,
Природу в час творения застав,
Под ветра лёгким дуновением.

Когда на небе вспыхнули огни,
И вдруг звезда упала с высоты,
Когда я понял — люди лишь одни
Из множеств мира полноты,
Когда я понял — люди лишь одни
Среди великой многоликой полноты...
Когда я понял — люди не одни...

29.03.2025

- - - - - -

Иван , Вы растёте :
первоначальный вариант этого стихотворения
лучше первоначальных вариантов более ранних Ваших стихотворений .

Хорошо , что Вы в этот раз
не уподобились Малевичу ,
а сразу разбили стихотворение на два куплета .

Хорошо , что Вы написали это стихотворение
в форме семистиший ,
а не в форме набивших оскомину четверостиший и двустиший .

Однако слова :
мгновение , озарение , видение , дуновением
— выбиваются из размера .
Верхнее семистишие
следует переписать :

Я помню то чудесное мгновенье —
Ночь в горах и шелест трав , —
Когда меня постигло озаренье .
Когда я лёг под дерево , устав ,
Когда узрел я чудное виденье ,
Природу в час творения застав ,
Под ветра лёгким дуновеньем .

Иван Шмаков 3   30.03.2025 23:43

- - - - - -

После этих исправлений
стихотворение станет лучше ,
но не станет отличным , шедевральным :

в нижнем семистишии
повторение слова " Когда "
задаёт ритм и поэтому красиво ,
а в верхнем — раздражает .

Верхнее семистишие надо
переписать существенно иначе .

Иван Шмаков 3   30.03.2025 23:55

- - - - - -

Буду следить за Вашим творчеством , Иван ,
и , возможно , включу Вас
в обзор " Шедевры юных авторов Проза.ру "
на http://proza.ru/2025/03/29/1739

Иван Шмаков 3   31.03.2025 11:05

- - - - - -

Спасибо. Я правда благодарен вам за то, насколько тщательно и упорно вы приглядываетесь к моему творчеству. Только вот не могу понять, зачем вы всё время упоминаете Малевича? Он вроде не стихи писал, а картины.
Что касается правки, то с выбивающимися из размера «мгновением», «озарением» и т. д. и т. п. я абсолютно согласен, чуть позже подредактирую. А почему вам не понравились «когда» в первом семистишии, но не во втором? Мне кажется, что второе как раз получилось более корявым.
Я, конечно, не хочу показаться бестактным, но мне на самом деле стало интересно — это у вас стиль такой, всегда перед каждым знаком препинания ставить пробел?

Иван Скороходов 2   01.04.2025 21:11

- - - - - -

Спасибо за отзывчивость и посещение моих произведений .

Знак препинания я отделяю от предшествующего слова для того ,
чтобы текст было легче читать людям с не очень хорошим зрением .

Если запятая написана слитно с предшествующей буквой ,
даже мне порой приходится приглядываться , есть она или нет ,
( иногда с лупой или надевать очки ) .

А в детстве и юности у меня было хорошее зрение ,
до сорока или 50-и лет — больше единицы .
Думаю , у большинства моих сверстников ( мне 60 лет ) зрение хуже моего .

Больше половины авторов Проза.ру
старше если не 60-и , то 50-и .
Есть старше девяноста .

Иван Шмаков 3   01.04.2025 23:31

- - - - - -

Про Малевича :

Хороший текст ( особенно поэтический ) — картина ,
должен быть красивым не только фонетически
и лексически ( по смыслу , выбором слов , структурой предложений ) ,
но и чисто графически , визуально ,
должен
привлекать читателя с самого начала ,
когда ни одного слова он ещё не прочёл .

Писатель рисует ( рисует всегда , хочет он того или нет ) .
Рисует словами , пробелами , знаками препинания ,
переходами на новую строку , пробельными строками ,
отступами от левого края , разделителями
( строками или строчками дефисов , тире , звёздочек или других знаков ) .

Если текст — большой прямоугольник ,
то похож на " Чёрный квадрат " Малевича
и отталкивает читателя :
читатель сразу понимает ,
что читать его будет трудно , утомительно .

Иван Шмаков 3   02.04.2025 00:06

- - - - - -

Ещё о знаках препинания , точка .

В русскоязычных текстах
почти всегда ( в 99 или более процентах случаев )
точка употребляется в одном из трёх значений :
1.
В большинстве случаев точка — знак конца предложения .
Точку в качестве знака конца предложения
я всегда отделяю пробелом от предшествующего слова .
2.
Довольно часто точка — знак сокращения слова
( например , см. — смотри , смотрите ) .
Точку в качестве знака сокращения слова
я всегда пишу вплотную ( без пробела ) к сокращённому слову .
3.
Точка ( как , например , в настоящем замечании )
может указывать , что предшествующее ей число — номер при перечислении .
В таком случае точку
я всегда пишу вплотную ( без пробела ) к этому числу .

      Таким образом , в моих текстах
пробел перед точкой или его отсутствие имеет лексическое значение .
Это , надеюсь , помогает читателям понимать меня .

Иван Шмаков 3   03.04.2025 01:08

- - - - - -

Здравствуйте! Понятно, спасибо.

Иван Скороходов 2   03.04.2025 19:58

- - - - - -

Я разместил отредактированный вариант отдельно: http://proza.ru/2025/04/03/1593.
Кроме того, у меня складывается третья строфа, и если она-таки сложится, добавлю туда же.

Иван Скороходов 2   03.04.2025 20:16

- - - - - -

" дуновением " на " дуновеньем " Вы не заменили .

Забыли ?

Иван Шмаков 3   04.04.2025 00:30

- - - - - -

Спасибо за посещение моих произведений .

Они Вам понравились ?

Иван Шмаков 3   04.04.2025 00:32

- - - - - -

" Когда меня постигло озаренье. "

Глагол " постигло " совсем не годится :
Постичь — значит узнать , познать , понять , усвоить , овладеть .
Получается , что озаренье Вас поняло .
На самом деле ,
не кто-то ( что-то ) Вас понял ( поняло ) ,
а Вы что-то поняли .

Лучше :
" Когда меня объяло озаренье . "

Ещё лучше :
" Когда меня накрыло озаренье . "

Иван Шмаков 3   04.04.2025 17:03

- - - - - -

Объять  —  окружить , вобрать в себя , заполнить всё вокруг .

Накрыть  —  объять
сверху ( благодатью Неба ) ,
а не снизу ( исчадиями Ада ) .

Иван Шмаков 3   04.04.2025 20:54

- - - - - -
"
Я помню то чудесное мгновенье —
Ночь в горах и шелест трав, —
"

Лучше :
"
Я помню чудный миг прозренья ,
Ту Ночь в горах и шелест трав ,
"

Иван Шмаков 3   04.04.2025 21:12

- - - - - -

Моя рецензия на http://proza.ru/2025/04/05/1102

Иван Шмаков 3   05.04.2025 16:41

- - - - - -

Здравствуйте! Спасибо, что сказали про "постигло". Вот ужас-то, сам никак не могу понять, как так получилось, что я был уверен, что в обоих вариантах написано "настигло"!.. Очень странно...

Иван Скороходов 2   05.04.2025 20:48

- - - - - -

http://proza.ru/2025/04/03/1593 Здесь всё исправлено.
За рецензию спасибо, но там уже ваш стих, а не мой. Смысл и содержание сильно изменены для простой правки. За правку спасибо, теперь стихотворение действительно выглядит лучше.

Иван Скороходов 2   05.04.2025 20:51

- - - - - -

Писателю , пишущему на мистические темы ,
очень важно изучить , именно изучить , а не просто прочесть ,
" Розу Мира " Даниила Андреева ( например , на   http://rozamira.org/rm/htm/index.html   ) .

В Вашем возрасте , наверно ,
скучно , малопонятно , нудно
читать первые две " Книги " " Розы Мира " .
Поэтому начните сразу с третьей " Книги " .

Прочтите
Главы 1 , 2 " Книги III "
и Главы 2 , 3 " Книги IV " .

Возможно , это подвигнет Вас
прочесть ( возможно , даже изучить ) всю " Розу Мира " .

Иван Шмаков 3   06.04.2025 08:26

- - - - - -

Здравствуйте! А с чего вы взяли, что я пишу о мистике? Это стихотворение о разуме во Вселенной. А я — сторонник скептического и материалистического взгляда на мир.

То, что я напишу далее, может показаться вам грубым, но я привык говорить то, что думаю. «Роза мира» — это бредовая солянка из лженаучных идей, эзотерики, религии и откровенного сумасшествия.

Иван Скороходов 2   06.04.2025 12:11

- - - - - -

Скривнус

"
Первое из чистилищ именуется Скривнус .
...... Это — картина обезбоженного мира и обезбоженного общества без всяких прикрас .
Бесцветный ландшафт ; свинцово-серое , никогда не волнующееся море .
Чахлая трава , низкорослые кустарники и мхи напоминают до некоторой степени нашу тундру .
Но тундра хотя бы весной покрывается цветами ; почва же Скривнуса не взрастила ни одного цветка .
...... Обиталищами миллионных масс тех , кто были людьми ,
служат здесь котловины , замкнутые среди невысоких , но неприступных откосов .
Скривнус не знает ни любви , ни надежды , ни радости , ни религии , ни искусства ; никогда не видал он и детей .
...... Нескончаемый труд прерывается лишь для сна , но сны лишены сновидений , а труд — творчества .
Какие-то огромные пугающие существа бодрствуют по ту сторону откосов ;
время от времени они швыряют оттуда груды предметов , как бы скользящие по воздуху .
Каждый из предметов сам находит того , кто над ним должен работать :
чинить никому не нужную ветошь , мыть что-то вроде измазанных маслом и грязью склянок ,
надраивать металлические обломки .
...... И работа , и сон протекают преимущественно в баракообразных домах ,
длинных , перегороженных внутри барьерами высотой до пояса .

...... Облик обитателей сохраняет полное человекоподобие , но черты смыты и разглажены .
Они напоминают блины , почти полностью схожие друг с другом .
...... Впрочем , память о существовании в Энрофе
не только сберегается в душе обитателей , но и гложет их , как мечта об утраченном рае .
Самое неотступное из мучений Скривнуса — это скука безысходного рабства ,
это нудность труда , это отсутствие перспектив , каких бы то ни было .
"
[ Андреев Д.Л. Роза Мира М: Товарищество " Клышников-Комаров и К° ", 1993 . с. 87 ] .

Энроф ( в данном контексте ) — планета Земля в обычном понимании этого двусловия .

Возможно , Скривнуса нет .
Возможно , Андреев его придумал .

Но какова метафора ? !

Краткая , содержательная , меткая .
...... Реальная жизнь очень многих
очень реальных людей в нашем очень реальном мире
совсем или почти не отличается от Скривнуса .
...... Многие люди
совсем невынужденно , добровольно ,
заключают себя в Скривнус .
Зачем ? — непонятно .

Иван Шмаков 3   07.04.2025 00:04

- - - - - -


Рецензии