de omnibus dubitandum 7. 275
Глава 7.275. КАКОВЫ НА ДЕЛЕ-ТО ПОКАЗАЛИСЬ, ПРОХВОСТЫ, ПРОДАЖНЫЕ ДУШИ…
1 июня 1553 года*
*) С 1492 года, в Московской Руси впервые начали отпраздновать Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта, а перенесён он был Иваном III…
После ранней и дружной весны настало раннее, ясное лето. Миновала болезнь молодого царя, которого уже не чаяли видеть живым. С того самого дня, когда непокорные бояре, во главе с князем Владимиром, волей-неволей приняли присягу на верность царевичу Димитрию, Иван словно ожил духом, успокоился; заснул тогда мертвым сном и спал почти сутки.
— Ну, теперь царь спасен! — радостно заявлял Схарья братьям царицы и ей самой, когда она неотложно пожелала видеть лекаря.
И он не ошибся. Но выздоровление Ивана шло очень медленно. Какая-то непомерная слабость оковывала не только тело его, но и волю, и мысли, что выражалось тысячью причуд и прихотей. Зато порою, когда царь держал в руке ложку или ручное зеркало, которое гляделся, чтобы узнать, как исхудало его лицо, — стоило тогда кому-нибудь из окружающих, шутки ради, сказать:
— Брось, государь! Ну, стоит ли держать?!
И он ронял то, что держал в руке…
Но такая внешняя слабость недолго отражалась на душевной жизни, на желаниях и на порывах Ивана.
Еще в первые дни, радуясь чудесному избавленью от смертельного недуга, согретый ласкою вешних теплых лучей и свежего ветра, который врывался в раскрытое окно царского покоя, освежая здесь спертый, тяжелый воздух, от всего этого Иван чувствовал себя счастливым, довольным, готов был простить и забыть тот тяжелый кошмар, каким являлись в его памяти три дня волнений боярских перед принятием присяги Димитрию.
Но такое доброе, радостное настроение недолго владело душой Ивана. Шуревья царевы — Захарьины — решили, что «надо ковать железо, пока горячо»… Враги-бояре выдали себя с головой; надо было погубить их окончательно в глазах царя.
Правда, спохватились быстро строптивые вельможи и такой же раболепной, густой толпой окружили выздоравливающего Ивана, как недавно стояли перед дверьми его спальни угрожающей стеной. Иван неожиданно словно из мертвых воскрес.
Переворота, значит, не предвиделось и создать его снова невозможно. Пришлось поусерднее заглаживать вину. Хотя между собой единомышленники не прекращали сношений, еще надеялись на какой-нибудь «счастливый» случай.
Захарьины-Юрьевы хорошо это видели, знали, следили за малейшим шагом наиболее для них подозрительных людей, а уж Ивану все передавалось в утроенном, в учетверенном виде.
Жадно, как знойный песок поглощает влагу, — ловил на лету Иван все дурные вести о «недругах» своих и только ждал минуты, когда только можно будет свести с ними счеты.
— Со всеми! — шептали Захарьины. — Особливо с Сильвестром-попом и с Алешкой, твоим любимчиком! Каковы на деле-то показались, прохвосты, продажные души!
Иван на это нерешительно кивал головой. Он чувствовал обиду и на этих двух… Но старая привычка, почтение и доверие не давали разойтись дурным чувствам царя.
Не желая особенно настаивать, бурчалкины замолчали.
А Иван, лежа еще в постели, глядел в окно на клочок синего неба и думал… думал… Порой и сам не знал о чем.
Наконец, впервые после болезни, было позволено царице Анастасии посетить больного.
Хотя Иван готовился к встрече и переволновался задолго до нее, уговаривая себя не поддаваться слабости, не ронять своего царского достоинства, но едва вошла бледная, измученная, словно тоже перехворавшая Анастасия — Иван не выдержал.
Он с невнятным криком: «Настенька!» — протянул к ней руки, обнял, прижал, как мог, слабыми руками к ослабелой груди и сильно зарыдал… Вообще, после болезни у него очень часто сжимало горло, слезы то и дело показывались на глазах от малейшей причины. Теперь уж и сам Иван хотел прекратить рыданья, да сил на это не нашлось.
А царица, крепко прижавшись к мужу, ласково, нежно шептала:
— Ваничка, миленький… Привел Бог… Слава Тебе… Ну, будет. Не плачь… Ванюша ты мой, Ванюшенька… Царь ты мой радошный…
И сама не плакала, нет, — улыбалась. Словно светилось у нее лицо. А в то же время крупные слезы, часто-часто, одна за другой, так и скатывались по сияющему лицу, как живые жемчужины, теряясь между жемчугами богатого ожерелья…
— А знаешь, я ведь к тебе христосоваться приходила! — зашептала она и вдруг сразу густо покраснела и вся омрачилась.
Иван заметил.
— Что с тобой?… С чего же потемнела ты?… Как приходила, скажи?…
Анастасия, вспомнив, после чего побежала она с красным яичком к царю, — рассказала ему о своем посещении, но промолчала о появлении к ней Адашева.
Когда же допытываться стал Иван, с чего это она так сразу изменилась лицом, Анастасия ответила ласково:
— После, после скажу. Все расскажу, Ванечка... А теперь идти надо к Митеньке… И лекаря не приказывали долго быть у тебя, тревожить моего ясного сокола… Поправляйся скорее…
И она собралась уходить.
— Только вот што, — перед самым уходом шепнула все-таки, не выдержав, царица Ивану, — поостерегайся ты Олексея Одашева… Да и отца протопопа… тоже… такое про них слышно… И-и!..
Шепнула, оглядываясь, не услыхал бы кто, — сама задыхаясь от волнения и страха.
— Знаю, знаю… — отозвался Иван, полагая, что ей тоже показалось двусмысленным поведение обоих любимцев во дни смуты боярской.
— Всем я им верю, аки змию ядовитому, погубителю…
Тогда она, еще раз обняв мужа, перекрестила его и ушла, повторяя:
— Здрав будь поскорее, сокол ты мой ясмен!..
— Ишь ты! — подумал Иван. — Настя чистая душа… На что уж в дела мои государские не мешается, а супротив их остерегает… Значит, правда: Бога забыли моих два верных друга-советника. За что? Ведь все-то, все-то я для их делал да по-ихнему… Из грязи взял, наверху царства поставил, за прямоту, за чистоту ихнюю… И вот…
От обиды, от напряженного чувства неприязни к недавним друзьям и советникам — у Ивана губы пересыхали, и во рту ощущался вкус острой горечи, словно бы желчь поднималась ему к самому горлу…
И он думал, напряженно думал: как теперь быть? На кого положиться можно? С кем дело царское вершить, которое одному человеку не под силу? И как ни думал Иван, кого ни перебирал в уме, что ни вспоминал из своей прежней жизни, одно имя приходило ему на память — митрополит Макарий**.
**) МАКАРИЙ (в миру Михаил) (ок. 1482, Москва – 31.12.1563, там же), митрополит Московский и всея Руси, обществ. и политич. деятель, святой.
Казанская епархия
Монашеский постриг принял в кон. 15 в. в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. По некоторым данным, участвовал в росписи построенных в это время монастырских колокольни и трапезной. В 1523 митр. Московским Даниилом возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Можайского Лужецкого мон. (позднее, будучи митрополитом, М. инициировал строительство каменного собора монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы). 4.3.1526 рукоположен в епископы и назначен на Новгородскую архиепископскую кафедру. Поставление М. на вторую по значимости кафедру свидетельствовало о его близости к вел. кн. Василию III Ивановичу, а также митр. Даниилу и иосифлянским кругам рус. иерархов. Деятельность М. в Новгороде способствовала укреплению моск. влияния в регионе, как политического (благодаря М. мятеж старицкого князя Андрея Ивановича в 1537 практически не распространился на новгородские земли), так и культурного. М. реализовал решения церковного собора 1503, введя в новгородских монастырях общежительный устав (1528). При нём была произведена реставрация мн. новгородских церквей и икон, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, в соборе поновлены фрески, украшен иконостас. В Пскове по указанию М. построен архиепископский дворец (1535). М. направлял миссионеров для просвещения лапландцев (совр. саамы). Ок. 1539 по его инициативе составлен т.н. Владычный летописный свод Макария. В Новгороде под рук. М. были проведены работы по составлению 1-й редакции «Великих Четьих-Миней» (ВМЧ). Начало этим трудам положил монах Досифей Топорков, который по поручению М. редактировал (1528–29) слав. текст Синайского патерика, впоследствии включённый в ВМЧ. По благословению М. в 1535 толмач Д. Герасимов перевёл толковую Псалтирь Бруно Вюрцбургского, в 1537 В. М. Тучков создал новую редакцию жития новгородского святого – прп. Михаила Клопского (XV в.).
Илл. Митрополит Макарий благословляет Иоанна IV Васильевича на царство. Миниатюра Лицевого летописного свода. 1553.
С 19.3.1542, после низведения с престола митр. Иоасафа (Скрипицына), М. – митр. Московский и всея Руси, предстоятель Рус. церкви. Во время Боярского правления 1530–40-х гг. старался занимать примирительную позицию, исполняя традиц. роль «печалователя» за опальных лиц. Нараставшие противоречия и напряжение в придворной элите, приведшие к казням видных членов Боярской думы летом 1546 (период семибоярщины - Л.С.) и молодых аристократов в янв. 1547 (без покаяния и причастия), побудили М. выступить инициатором укрепления власти Ивана IV Васильевича венчанием его на царство. С целью получить офиц. признание православными патриархами царского титула Ивана IV М. позднее обратился к патриарху Константинопольскому Иоасафу II. Повышение статуса рус. монарха и Рус. гос-ва должно было, по мысли М., увеличить авторитет монарха как внутри страны, так и в мире. После Московского восстания 1547 (период семибоярщины - Л.С.) стала очевидной необходимость реформ в области гос. управления, воен. дела, в сфере налогов и поземельных отношений. Вместе с др. иерархами и представителями белого духовенства (свящ. Сильвестр), находясь в составе Избранной рады, М. принял в этих преобразованиях активное участие. Призывая москвичей к публичному покаянию, он способствовал примирению противоборствовавших политич. партий. Моральной основой реформ стали и публичные покаяния представителей власти (в том числе самого царя) на т.н. Соборе примирения 1549 (при 23-летнем Иване Васильевиче "Грозном" - Л.С.). Этот собор, в подготовке и проведении которого М. сыграл важную роль, стал прототипом последующих Земских соборов. В серьёзных противоречиях по вопросу о церковном землевладении между «иосифлянским» большинством в Рус. церкви, к которому принадлежал М., и светской властью усилиями М. в 1549–51 (при Иване Васильевиче "Грозном" - Л.С.) был найден компромисс: церковные вотчины в общем порядке лишались податных льгот и привилегий, подлежали конфискации некоторые незаконные приобретения, однако сохранялись прежние церковные владения при резком ограничении способов получения новых земель. На церковных соборах, руководимых М., были утверждены образец текста уставной земской грамоты, текст Судебника 1550, др. постановления по важнейшим вопросам обществ. жизни. М. был одним из вдохновителей наступательной восточной внешней политики, в т.ч. казанских походов. В 1-й пол. 1550-х гг. М. принимал также участие в дипломатич. контактах с Великим княжеством Литовским.
М. – инициатор составления крупных книжных сводов. Под его наблюдением были значительно дополнены ВМЧ: в 1552 он дал вкладом в Успенский собор Московского Кремля новую (т.н. Успенскую) их редакцию. Следующая редакция, ещё более объёмная, была преподнесена Ивану IV (т.н. Царская редакция). Позднее ВМЧ использовались при составлении др. миней. Полностью сохранилась только Успенская редакция. С М. связаны круг идей «Летописца начала царства» (в нём в т.ч. приведены речи и послания М. 1550–52) и в особенности замысел «Степенной книги», в которой впервые сформулирована концепция истории Руси со времён вел. кн. Владимира Святославича до сер. 16 в. Предпринятая по инициативе М. канонизация рус. святых (в месяцеслов было внесено 39 имён) обусловила создание их житий или новых редакций уже бытовавших текстов. С М. связаны выдающиеся архит. проекты (Василия Блаженного храм), новации фресковой живописи и иконографии в росписях Благовещенского собора Московского Кремля после пожара 1547. Согласно послесловию к «Апостолу» (1564) Ивана Фёдорова, М. был инициатором организации печатного дела в Москве.
Время предстоятельства М. характеризуется активизацией соборной жизни Рус. церкви. Особое значение имел проведённый М. Стоглавый собор (1551). На церковных соборах осени 1553 – зимы 1554 при активном участии М. были осуждены как еретические идеи М.С. Башкина и Феодосия Косого, а также отлучён от Церкви бывший игумен Троице-Сергиева мон. Артемий. В кон. 1560 (при малолетнем Дмитрие Ивановиче - Л.С.) М. участвовал в соборе, созванном по инициативе Ивана Грозного (умершего в 1547 г. - Л.С.), на котором быв. ближайшие советники царя свящ. Сильвестр и А.Ф. Адашев заочно (М. настаивал на их личном присутствии) были осуждены по обвинению в отравлении царицы Анастасии Романовны (ум. 1560 г.) и др. преступлениях. Собор 1555 (при малолетнем Дмитрие Ивановиче - Л.С.) учредил новую Казанскую архиепископию. М. рукоположил более 30 архиереев. С рубежа 1550–1560-х гг. он постепенно стал отходить от дел; по разным причинам, гл. обр. по состоянию здоровья, не раз пытался уйти на покой (1547, 1562, 1563), но уступал давлению со стороны царя.
Сочинения М. полностью не выявлены. Известен ряд его ораторских произведений: проповеди в Успенском соборе во время венчания на царство Ивана IV Васильевича, при вступлении царя в брак с Анастасией Романовной, приветственная речь при встрече царя после взятия Казани и др. Сохранились переписка М. с бывшим митр. Московским Иоасафом (Скрипицыным), с Максимом Греком, послание кн. А.Б. Горбатому в Казань, ряд грамот нравоучительного и адм. характера, а также духовная грамота, написанная незадолго до смерти. М. погребён в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизирован РПЦ в 1988, день памяти 30 дек. (12 янв.), в Соборе Моск. святых и в Соборе Моск. святителей.
Вот человек, ни разу не проявивший жадности, гордости или злобы перед Иваном. Каждое слово, сказанное святителем, кроме добра — ничего не приносило.
Правда, и Макарий стоял за Сильвестра, Макарий дал ему Адашева. Но тогда, первое время, пока не зарвались эти рабы, не стали продавать Ивана врагам его, они были полезны и необходимы царю. А ежели потом лукавый соблазнил обоих, — виноват ли в том Макарий?
Так решил Иван. И по привычке своей к постоянной скрытности, к притворству, не выдавая ничем внутренней неприязни к окружающим, искренно и тепло относился он только к Макарию и, конечно, к жене и братьям ее, доказавшим царю свою преданность…
Свидетельство о публикации №225040200724