ТриО Ланы и Марка. Глава 3

Глава 3. Свобода

Очерк Ланы: http://proza.ru/2023/08/27/1330

У каждого человека своя линия жизни, свой путь, свои уроки. Он живёт, идёт и учится. Но порой ему существенно не хватает осознания и принятия факта такого своего существования.  Начинаются сетования, что жизнь не такая, как хочется, дорога кривая, уроки, незаслуженно, суровые.

Почему, да зачем? Ответы есть, но не всем они нравятся.

В том-то  и вся  соль бытия, что приходим мы в этот мир не за нравится, а за надо.
А это " надо", - оно, что, заранее предопределено, что ли?!
А где же тогда пресловутая свобода воли, и в чем она заключается? 

Ну допустим, что линия жизни предопределена с некоторой долей вероятности отклонения. Конечно, как и в любой, опытно измеряемой последовательности, есть выбросы из графика. Но и эти выбросы - они тоже вероятностны. Вот в чем прикол!

А вероятность эта напрямую связана с пресловутой свободой воли. Вот тебе, мил человек, и колесо Сансары!!!

Если короче, то нечего зариться на чужую судьбу и ловить ворон в каждой точке выбора.
 
А если длиннее, то даже в своем,  казалось бы, предопределенном выборе, человек свободен тем, что он выбирает!, подходящее для него в данной ситуации, решение.
 
Анализ ситуации и выбор - вот наша свобода.
Свобода в нашей системе взаимосвязей с миром, в своем поле жизни. Как-то так получается.

*****

Марк:

Перед Вами очерк, который вызвал между нами очень оживленные дискуссии. И это при том, что мы с Ланой были почти полностью согласны друг с другом. Кстати, в ходе этого разговора, авторы согласились на написание «ТриО».

Мы постарались немного сократить наши диалоги для этой публикации. В этих диалогах и наша философия, и интересные примеры, и, конечно же разговор на посторонние темы. Желаем Вам приятного чтения!

*****

Отзыв Марка:

Думаю Вы согласитесь, что мы, придя в этот мир, с самого начала находимся в неравных условиях. Это и среда, и место рождения, и семейная любовь или ее отсутствие, и состояние родителей, и общественное положение.

И вот тут начинается: если человек упорный, стремительный, он будет добиваться, если нет - искать внешние причины, чтобы оправдать свою лень, бесталанность, и пр.

Свобода не птица, за хвост не поймаешь. Чтобы достичь ее нужно уметь трудиться, приспосабливаться, иногда быть более счастливым или оказаться в нужном месте в нужное время. В общем, чтобы обрести свободу нужно подсуетиться. Жалобы и нытики здесь не проходят.

Надеюсь, не запутал Вас своими нездравыми рассуждениями.

*****

Ответ Ланы:

Нет, Вы меня не запутали.
Все, о чем Вы написали имеет место быть.
И не просто быть, а это и есть наша система взаимосвязей с миром, и само поле жизни.
У всех все индивидуально, начиная с рождения. Вы правы!

Связи в этом смысле можно толковать как несвободу, т е. зависимость от чего-либо или кого-либо.

Но некоторые связи мы желаем иметь, они нам необходимы.
И если мы имеем их, ощущаем ли мы себя несвободным?
Или мы хотим избавиться только от тех, которые не хотим иметь? И тогда свобода?

В этом плане свободы бывают разными: финансовая, политическая, творческая, слова, вероисповедания и т. д .

То, чего добивается человек в жизни зависит оттого, умеет ли он формулировать свои настоящие цели и имеет ли желание и волю их реализовывать.

Вот тогда и наступает момент, когда человек может и должен принимать решения в своей жизни (если не может и не должен, то чью жизнь он живёт?).

Тогда и начинается шахматная партия. Каждый ход меняет ситуацию. Иногда кардинально - это называют точкой бифуркации.

И фишка в том, что идёт речь не только об осмысленном и сознательном ВЫБОРЕ в принимаемом решении.

Дело в выборе. ...

*****

Ответ Марка

Вы отлично сформулировали все виды свобод. Но чтобы пользоваться свободами слова, вероисповедания передвижения и пр. человек должен быть внутренне свободным. Он должен не бояться высказать свое мнение, должен быть ответственным за свои решения, должен уметь сказать: «Нет!» и пр. Пока не будет внутренней свободы, все остальное для этого человека останется только на бумаге. Кстати, только тогда человек сможет сделать выбор.

Мне кажется, у нас с Вами получились бы очень интересные очерки наших диспутов и отзывов. Может, попробуем, создадим что-нибудь вместе?

*****

Ответ Ланы:

У нас с Вами очень хороший диалог! Он мне нравится!

Потому что раскрывает такое сложное понятие как "свобода" со всех сторон (да, да, - уже предвижу возражения), уточню, - со многих сторон.

Внутренняя и внешняя - это тоже виды свобод.

"Он должен не бояться высказать свое мнение, должен быть ответственным за свои решения, должен уметь сказать: «Нет!»"

Три слова "должен". Это слово уже определяет несвободу.

А если я скажу, что не должен?
Пусть боится. Это его выбор.
Не отвечает за свои решения, не говорит "нет"- это его выбор, тот, который человек делает всегда.

Подчиниться или не подчиниться, уйти или остаться, бросить или не бросить...

Это я о том, когда человек видит перед собой только или- или. Но выбор может быть богаче...

Вопрос в том, как реализовать свободу воли, данную нам Свыше: «Ты можешь сам для себя избрать, ибо это дано тебе» (Моисей 3:17)...

"очерки наших диспутов и отзывов", - интересная идея, что-то подобное уже читала, я не против.
С благодарностью и признательностью,

*****

Ответ Марка

Не сделать что-то - это тоже выбор, пассивный, но выбор. И, снова, человек должен иметь мужество выбрать сторону и не быть преследуемым за это, обществом, строем, народом итд.

Вообще, нам часто дается выбор в виде или-или: быть или не быть, жениться или не жениться, уйти или остаться (как это было у Довлатова: «Мне стало противно и я ушел. Вернее остался»).

Моему герою из «Ревности» я отдал несколько своих черт: обдумать свои поступки, не торопиться с принятием решения, быть самим собой. Думаю, этой дисциплине меня научили шахматы, о которых мы уже говорили.

*****

Ответ Ланы:

Вы очень хорошо написали о пассивном выборе.

Цитата Давлатова- прекрасный пример, помню её. Именно из-за таких высказываний его хочется читать. Из-за глубины проникновения во внутреннюю кухню выбора

И я понимаю, о чем Вы хотите сказать.
Что для реализации свободы человеку нужны условия: внешние и внутренние.

А я о том, с чем рождён человек, что ему дано изначально. И это есть не зависимо от того, где, с кем и как он живёт. И какой он.

*****

Марк:

Наш диалог на тему свободы и других отвлеченных тем мы продолжили, обсуждая другую работу Ланы - эссе «Шкала 1». Об этой дискуссии читайте в следующей главе.


Страница Ланы: http://proza.ru/avtor/zsv125yandexru

(Апрель 2025)


Рецензии
У Ланы уже всё прочла, и с ней согласилась, что приходим мы в этот мир не за нравится, а за надо.А что касается полной свободы, то это на мой взгляд и есть полная анархия. Свобода выбора совсем другое дело.Это ведь тоже свобода, но она да, имеет определённые рамки. Мы живём среди людей и должны считаться выбирая для себя с их мнением тоже.

Лариса Гулимова   04.05.2025 11:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса!

Спасибо большое за отзыв. Что-то не припомню, чтобы я где-то призывал к анархии - оставим это на совести Иммануила Канта, Михаила Бакунина и прочих. Классическое определение анархии - это общество без власти. Я не очень понимаю, как любая степень внутренней свободы человека может привести к анархии. Наверное, мне нужно перечитать подробнее эту главу: что я там такое написал? )))

Всего Вам самого доброго!

Марк Лэйн   06.05.2025 00:55   Заявить о нарушении
Вы слово анархия не писали, это я так сама решила. Полная свобода, значит полная свобода для личности, а она не обязательно должна быть такой, как описанные в литературе анархисты.Свобода выбора, это другое.

Лариса Гулимова   07.05.2025 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.