Летающие города
На конкурс Александра Терентьева «В стиле Ретро»
http://www.proza.ru/2019/06/01/715
Я восхищался этими машинами. Умышленно не написал "всегда восхищался", потому что "всегда" для них не существует. Они пришли к нам из глубины веков, с рисунков Леонардо Да Винчи. Пришли, словно корабли пришельцев из холодного космоса, но мы их уничтожили еще на подлете, признав потенциально опасными... Даже история стыдливо умалчивает все упоминания о них, как об истреблённых когда-то нами мамонтах.
Издревле существовала в Китае традиция запускать фонарики в небо. Были в Китае, и легкие ткани, и прочный бамбук, и знания; и казалось, ничто не мешало человеку осуществить свою мечту – летать как птицы. Но проходили столетия, тысячелетия, а история не сохранила, ни одной записи, ни одного свидетельства первого безрассудного воздухоплавания.
Но приближался век ХХ, и тут словно прорвало плотину. Началась невиданная до селе гонка за господство на Пятом океане. По всему миру человек строил, строил и строил… дирижабли. Строили стапели, строили каркасы; мощные двигатели и гигантские ангары. И швартовочные мачты… везде и всюду, куда могли долететь новые суда.
Строили с размахом, строили с комфортом, строили на века… Рестораны с панорамными окнами, кухни на полсотни человек.
Меблированные двухместные каюты с кроватью, баром и даже холодильником. И вся эта махина неслась по небу со скоростью литерного экспресса.
Не завидуйте, господа, не завидуйте, летящие 1-ым классом на лайнере Боинг787 через океан – все это в прошлом… и вы туда опоздали.
Вы против? Вам медленно? Я с вами не спорю, если кому-то по душе вжавшись в кресло 5 часов слушать рёв турбин или россказни незнакомого, прижатого к вам соседа – ради бога!
…Или всё-таки лучше... спуститься в ресторан и познакомиться с романтичной незнакомкой… «со всеми вытекающими…», - как сказала одна героиня…
* * *
Строили много и разных: пассажирские, грузовые, исследовательские … Строились и боевые машины, они оснащались запасом бомб и пулеметами, но, честно, никакого восхищения - ничего кроме язвительной усмешки они у меня не вызывают. Гигантская неповоротливая мишень в полнебосвода готовая вспыхнуть от одной шальной пули. Нет, конечно, это чисто мирные машины.
Каждая новая разработка, новая машина – это новый импульс в исследованиях, в новых открытиях; и не стоит тут спорить, чья роль в этом важнее – человека или машины. Здесь стоит поговорить о «кентаврах», симбиозе разумного с неразумным…
Но все-таки такой спор разгорелся между двумя друзьями и соратниками, впервые достигшие на дирижабле «Норвегия» Северного полюса, норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена и итальянского конструктора дирижаблей Умберто Нобиле. Вот так, всё по честному - деньги правят миром. Амундсен на спонсорские деньги покупает у Нобиле его дирижабль (ну, и лавры тоже) и возглавляет экспедицию...
Странная и в чём-то поучительная история двух друзей ставших врагами. Амундсен после экспедиции стал заносчивым и погряз в долгах, Нобиле же не мог смириться, что все лавры достались Руалю… Но стоп! Мы же все-таки о дирижаблях… Но так или иначе мы добрались до самой печальной страницы в истории дирижаблей.
Свой четвертый по счету дирижабль Нобиле назвал «Италия».
Если вам довелось вешать на новогоднюю ёлку стеклянный дирижаблик, вы родились пацаном и интересовались техникой, то наверняка хоть что-то слышали об этой трагедии.
«Италия» успешно достигла Северного полюса, но на обратном пути потерпела катастрофу. Шестерых унесло на остатках оболочки, один погиб при падении, ещё один замерз*, пытаясь самостоятельно добраться до базы.
По иронии судьбы единственным человеком, способным возглавить спасательную экспедицию был первый недруг Нобиле – Амундсен. Как не печально, но Руаль Амундсен погиб - пропал без вести на гидросамолете пытаясь отыскать потерявшихся во льдах… Теперь Италия чтит его как своего национального героя.
А на северных окраинах Шпицбергена до сих пор стоит немым памятником чудом уцелевшая 30-метровая швартовочная мачта – последняя обитель «Италии».
* * *
Заканчивается эта короткая, длиной в одну человеческую жизнь, история дирижаблей вечером 6 мая 1937 года, когда немецкий цеппелин «Гинденбург» загорелся над Манхеттеном из-за случайной искры. Это был один из самых больших и комфортабельных дирижаблей. В той трагедии погибли 36 человек. Все полеты были срочно запрещены, работы свернуты, а дирижабли порезаны… Может всё было бы совсем иначе если бы оболочки заполняли гелием, а не водородом, но… как говорится, история не терпит сослагательного наклонения…
Возможно у меня ностальгия, по чьей-то нереализованной мечте, но согласитесь, что человечество многое потеряло, отказавшись от этих «динозавров ХХ века». Вместо круизных многопалубных лайнеров плыли бы сейчас по небу летающие острова, и страшненькая филиппинка объявляла по микрофону:
- Наш летающий отель «Майами 16С» следует по маршруту Сыктывкар – море Сулавеси. Время в пути 18 часов. Прошу занять свои бунгало и не выходить на пляж до полного приземления…
-----------------------------------------
-----
--
* - Если кого-то заинтересует, то вот адрес, где я когда-то делился леденящими кровь подробностями об этой экспедиции: http://www.proza.ru/rec.html?2018/04/23/1306
Свидетельство о публикации №225040200911
Где это ты так долго прятал этот замечательный рассказ?
С интересом и увлечением прочитала!
Конечно, дирижабли - для мира! Эх, а как бы красиво и романтично они смотрелись в мирном небе!
С улыбкой,
Элла Лякишева 05.04.2025 21:55 Заявить о нарушении
Цитирую:" Информация - это то чем всегда рад поделиться".
Вот и не жадничай - делись!
С надеждой,
Элла Лякишева 05.04.2025 22:06 Заявить о нарушении
Евгений Ратник 05.04.2025 22:50 Заявить о нарушении
Естественно, всё забылось... С удовольствием перечитала интересные факты!
С улыбкой,
Элла Лякишева 05.04.2025 23:00 Заявить о нарушении