Истинная красота человека

2001

Истинная красота человека

Соединение истины и добра
рождает премудрость во образ красоты
В.И.Даль

А. Блок в поэме «Возмездие» писал о том, что часто за случайной, неприглядной оболочкой таится внутренняя красота, которую надо уметь видеть:

Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.

Человек извечно стремится к красоте. Каждая эпоха рождала о ней свое представление. Во времена античности красота мыслилась как неотъемлемое свойство мира, космоса, как гармония, внутренне присущая вещам, порядок в пространстве, соразмерность и определенность. Красота не отвлеченная, а конкретная, красота Елены, похищенной Парисом у спартанского царя Менелая, из-за чего и началась Троянская война, воспетая в «Илиаде». Гомер не дает детального описания внешности Елены, но, увидев ее, почтенные старцы говорят один другому:

Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы
Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:
Истинно, вечным богиням она красотою подобна!

Великий аэд, чувствуя, что не в силах описать красоту, показал нам лишь ее воздействие.
Для греков важно было утвердить торжество ликующей красоты мира, обретающей в образе человека высшее воплощение. Продолжая традиции античности, Леонардо да Винчи и другие теоретики Возрождения считали, что гармоничный и многосторонне развитый человек - высшая мера прекрасного. Просветители рассматривали красоту как звено между разумом и чувством, отвлеченным долгом и естественным влечением, как единство правды и идеала в искусстве.
Позднее философы XIX века под красотой стали понимать «качества тел», благодаря которым возникает любовь. Чернышевский выступил против такой трактовки, утверждая, что «прекрасное есть жизнь», и «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям».
Современная эстетика, исследующая природу, общественную жизнь, произведения искусства по законам красоты, утверждает, что прекрасное доставляет эстетическое и нравственное наслаждение, восхищает, привлекает к себе внимание. Так в чем же истинная красота человека, где и как она существует?
Всем известна хрестоматийная фраза Достоевского о том, что «красотой спасется мир». Что же этим хотел поведать миру писатель?  Наверное, он говорил не о совершенстве формы, красоте природы, человеческого лица, тела, а о красоте человеческого сердца.
С незапамятных времен ищет человечество то, что оно утратило через свое падение, и найти не может. Грехопадением люди нарушили в себе гармонию: единство духа, души и тела, - расстроили свое естество. Обретение истинной красоты (красоты человеческого духа) – стремление человека нового времени. Восстановить утраченную цельность, а вместе с ней совершенство и гармонию пытаются многие литературные герои, они мучительно ищут правду, выход за пределы жизненного диссонанса.
Именно об этом размышлял талантливый представитель русского зарубежья Михаил Осоргин, прошедший, как и многие наши соотечественники, через страдания, эмиграцию, войны.
В своей повести «Вольный каменщик», рассказывая историю жизни Егора Егоровича Тетёхина, он пытается раскрыть гармонию и красоту души, найти путь внутреннего преображения человека. Почтовый чиновник из Казани, «человек со смешной фамилией и прекрасным сердцем… в первой половине своей жизни был почти ничем». В дни мирной казанской жизни Егор Егорович Тетёхин мог мечтать о месте начальника почты и телеграфа Казанской губернии, о четырехэтажном доме на Проломной улице,  об усовершенствовании аппарата Морзе, о разводе с женой, но никогда о том, что станет оседлым парижанином,  хорошо говорящим по-французски.  Но, как пишет Осоргин, «мир перекувырнулся – и так именно случилось… Русскому эмигранту пришлось перенести такие невероятные испытания, которые средний европеец не может себе даже представить. Из одного года его биографии, правильно нарезав, можно было бы создать десять-двадцать полновесных житий англичанина, француза, итальянца, для русского человека – это как раз на одного».
Сложившийся быт его, полурусский-полуфранцузский, «сероватый и обычный», однажды был решительно разрушен.
Неожиданно сослуживец Анри Ришар ввел его в масонскую ложу, и Егор Егорович узнал, что «стал учеником и неотесанным камнем» и что «отесывать себя он должен сам, хотя помогут и другие».
Егор Егорович, наконец, обрел смысл жизни, встал на путь поиска красоты и гармонии.  «Жизнь наша маленькая, изо дня в день та же и та же. Очень все заученно, полезно и необходимо. Выйти за пределы этой законной заученности всегда приятно…» В душном Париже вряд ли кто-то искал прекрасное, стремился к совершенству,  но привычный  мир был нарушен дуновением мира другого, таинственного и загадочного. Рассудочный, логический мир монет, товаров, вечерних газет больше не интересен Егору Егоровичу. В его жизни на месте «временной, маленькой профанской цели – явилась новая, великая, вечная, мистическая: постичь, кто мы и куда мы идем?»
Осоргин считал, что масонство не система нравственных положений, и не метод познания, и не наука о жизни, и вообще не учение, а как бы состояние души, деятельно стремящейся к истине; на пути нравственных поисков не должно быть никаких догм, запретов, стесняющих свободу.  Основной идеей масонства для Осоргина было братство, сближение с людьми, и свои взгляды он активно отстаивал на заседаниях ложи «Северная звезда», где часто выступал оратором.
Герой его книги, в отличие от автора, первоначально воспринял орден как развлечение, как выход за пределы «заученного», но скоро понял, что в жизни его начался новый этап. Ему вдруг оказалась необходима эта «переправа через  Иордан, из мира векселей и страховых полисов, из мира кисейкой прикрытой лжи, из мира ужасной тоски по горним высотам в мир загадок и тайных смыслов, в мир детской веры в совершенного человека, в созвучие микрокосма с макрокосмом, в соборное слияние творческих воль».
Егор Егорович бросился к книгам. Он добросовестно изучает естественные и гуманитарные науки без какой-то определенной системы, но при этом не может до конца разобраться  во всех  мистических и мифологических тайнах масонства. Фрагменты мифологии разных стран и народов, масонскую символику Осоргин сталкивает с реалиями жизни, и его герой, живущий теперь «в зачарованности и полусне», путается во всем этом, как в паутине. Осоргин хочет подчеркнуть отдаленность мира возвышенного от мира «профанского» и одновременно существование истины и красоты где-то очень близко, на кухне  или на приусадебном участке…
Масонство эмигранта Тетёхина – это, скорее, аллегория.  «Вольный каменщик» - повесть о каждом из нас, кто только решит взбунтоваться против доктрины общепринятой духовной слепоты. Главное здесь то, что каждому человеку, если он хочет быть настоящим человеком, нужно  открыть для себя вторую, истинно духовную жизнь, в которой, как мне кажется, и заключается красота человека.
Жизнь Егора Егоровича казалась ему благополучной, он прочно обосновался в Париже, успешно работал в одной из торговых контор. Но работа «вольного каменщика» разбудила дремавшую мысль, и он увидел, почувствовал все несовершенство  «организации на земле человеческого бытия». Мир плавает в зле, как клецка в супе, а маленький человек должен молчать и не рыпаться?» С этим Егор Егорович согласиться не мог. И он пытается помочь людям. Его старания порой наивны, порой трогательны. Пусть бесплодна  попытка перевоспитать Ришара (предавшего его подлеца), напрасны старания убедить жену и сына в необходимости пополнять свои знания, совершенствовать разум, нравственность, но приносит пользу «Союз облегчения страданий», созданный им вместе с аптекарем Руселем и обойщиком Дюверже, спасительны усилия оказать помощь умирающему от голода профессору Панкратову. Простота героя Осоргина не делает его смешным, потому что на другой чаше весов оказывается неподдельная доброта. Многое он постигает интуитивно и, хотя не понимает всех тонкостей масонства, оказывается человеком, способным по-братски относиться к окружающим его людям.
На своем первом выступлении в ложе Егор Егорович, смущаясь, говорит о необходимости помогать бедным. По кругу проходит братская кружка.  «Братья»,  только что твердившие о высших материях, с неохотой опускают по два франка, а смущающийся Егор Егорович – двести франков, которые «не проходят в отверстие кружки вдовы».
Средних способностей человек без претензий на высокий интеллект, не превозносящий себя, всех прощающий, похожий на ребенка в этом сумасшедшем и озлобленном мире, наводненном интригами, ложью, политикой, порнографией, открывает в себе истинную красоту не благодаря братьям-масонам, для большинства которых размышления о вечности – способ отдохнуть после работы и забыть о радикулите, а благодаря своему чистому, неиспорченному сердцу, искренности, бескорыстности, доброте.
Когда Тетёхин узнал, что его подчиненный, брат Анри Ришар, брал взятки, новый мир Егора Егоровича, строящийся с трогательной любовью, пошатнулся: «Кувырком, цепляясь руками за воздух, рабочий летел с лесов вниз, на кучу строительного материала. Вослед ему летели камни, мешки цемента, лопатки, уровень, отвес…
Больно ударившись, он потерял сознание, а когда очнулся, не мог сообразить, упал ли только он или рушилась вся постройка».
Пережив душевную смуту, Тетёхин переслал клиенту своей конторы, давшему злополучную взятку, двести франков, а «брата»-взяточника пригласил к себе на обед. В благородных поступках, совершенных от чистого сердца, не для внешнего соответствия общепринятым нормам, мы видим поиск истинной духовной красоты, поиск человека в человеке. Егор Егорович убеждает нас в том, что человек не «формальная клавиша», руководимая разнообразными возмущениями внешней среды, что исключительно в самом человеке, в его природе заложена способность не только различать добро и зло, но и сознательно выбирать.
Итак, и в жизни, и в литературе вопрос о том, что есть подлинная красота человека, каждый решает по-своему. Красота внешняя и внутренняя всегда сопутствуют друг другу, но не случайно по-гречески «прекрасное» называется «kallos», а само добро «kalos», как если бы «доброе» и «прекрасное» были родственны.
Мне кажется, что всем нам сейчас необходима внутренняя перемена жизни, глубокая, коренная, не формальная, не лицемерная. И если каждый найдет силы для преображения своей души, удастся найти истинную красоту и гармонию.


Рецензии