Самосожженцы

В середине XVII-го столетия на Святую Русь обрушилось несчастье – явил истинно православным людям свой адский лик Антихрист. Что было им делать? То, что делают люди всегда, когда не могут противостоять противной силе: уходят в бега. Но, как бы не прятались православные, слуги Антихриста неумолимо настигали их везде. И осталась им последняя надежда: искать спасения на небесах под защитой Господа.
Но вот, как же простому человеку моментально попасть на Небо? И сметливый русский человек нашел выход из этой, казалось бы, безвыходной ситуации. Нужно сгореть во все очищающем огне! Да, речь пойдет от так называемых раскольнических «гарях» конца XVII-го века.
Тогда ревнители истинной веры, противники душегубительных церковных реформ патриарха Никона, предпочитали сжечь себя, но не подчиниться пришедшему на Русь Антихристу. Люди сжигали себя тысячами, твердо веруя, что они попадут прямо на небо.
Историк Выговской пустыни Иван Филиппов так описывал «палеостровскую гарь» 1687 года. «Когда разошелся первый дым и зашумело пламя, то из церковной главы вышел отец Игнатий с крестом в великой светлости и стал подниматься к небу, а за ним и другие старцы и народа бесчисленное множество, все в белых ризах рядами шли к небу и, когда прошли небесные двери, стали невидимы...»
При Петре Первом отношение к раскольникам стало несколько терпимей, в это время поднялось, расцвело Выговское общежительство. После смерти императора староверам приходилось все труднее, преследования ужесточались, особенно власти, в том числе и церковные, охотились за наставниками и расколоучителями. Но на действия властей у раскольников всегда находилось противодействие – одни, кто по слабже духом, уходили в глухие леса, а другие, духом покрепче, шли в огонь, но веру свою, завещанную родителями, не предавали.
Если в допетровскую эпоху «гари» отмечались в основном в Заонежье, среди русского населения, то в середине XVIII-го века самосожжения, чаще всего, были среди карел обширного Повенецкого уезда. Предания об этих «гарях» сохранились вплоть до начала ХХ-го столетия.
Так, в глухой деревушке Линдозеро Выгозерской волости долгое время существовала могила самосожженцев. Местные жители рассказывали, что здесь сгорело чуть ли не семьдесят человек, в том числе и богатое семейство Панфиловых, не понадеявшееся, очевидно, на свои богатства. Сгоревшие считались мучениками, и память их благоговейно отмечалась вплоть до середины ХIХ-го века в пустом сарае, куда приносились крест и иконы, совершалось богослужение.
До середины прошлого века в деревушке Паозеро стояла староверская часовня на том месте, где сгорели некий инок Серапион и еще несколько человек. Сюда каждый год 20 августа собирался народ не только из окрестных деревень, но и из Шуньги, Толвуи, Пудожского уезда. Богомольцы служили молебны страдальцам, над прахом которых была воздвигнута часовня. Вынув из пола несколько досок, опускались под пол и там кадили на могилу мучеников.
В Поросозерской волости при деревне Лужамогуба, за ригами, по преданию, находилась могила с почти сотней погребенных самосожженцев, выбравшими смерть на этом месте. Более столетия стоял на могиле полуразрушенный домик, в нем два деревянных креста. Мученики за веру пользовались большим уважением среди жителей окрестных деревень.
Еще несколько десятков человек сожгли себя около деревни Совдозеро той же Поросозерской волости, на могиле которых стояла изба с одним окном. Внутри избы - четырехугольный сруб в пять венцов и двухскатной крышей. Память об этих мучениках отмечали не только ревнители старой веры, но и простые православные. Часто сюда приходили люди, бросали через окно деньги, свечи, ладан. В день Воздвиженья на могилу приносили образа, совершали богослужение.
Срубы над могилами самосожженцев стояли также около деревни Гонгинаволока Ребольской волости, Большая Никша Ругозерской волости и многих других. В 1746 году в 50 верстах от Выгорецкого монастыря во время наезда присланных из Олонецкой канцелярии чинов сгорел уроженец Новгородского уезда Герасим Иванов. Его трое сыновей вынуждены были бежать за границу, как тогда говорили в «Дацкую землю».
Несмотря на ужесточение властями противораскольничьей политики, ревнители старой веры не сдавались. Расколоучители, памятуя одобрение «самосожжигательства» самим протопопом Аввакумом, убеждали людей уходить в леса или принимать «огненное крещение». В 1745 году раскольники Каргопольского уезда Зайков и Климов в лесу построили избы и «подговоря, увели мужского и женского полу 57 человек, которые, по раскольничьему их обычаю, в одной избе сожглись».
В том же году из Олонецкого уезда в Каргопольский уезд, в Лимскую волость бежал «раскольник Ефим Иванов, подговоря, он увел крестьян с женами и детьми в лес в местечке Лебедина и тамо от раскола в избе 11 июня сгорели».
При следствии оставшаяся в живых вдова Дарья Вараскина показала, что ее учил двуперстному сложению крестьянин Ефим Иванов, а с ним был товарищ, раскольник из Олонецкого уезда Яков Матвеев. Матвеев вместе с другими сгорел, а Иванов ее, Дарью, принуждал, чтобы она перекрестилась в раскол. Дарья отказалась, Иванов держал ее, связанную, под полом. По словам Дарьи, бывших в местечке Лебедина ее зятя Якова Ковырзина и прочих Ефим выводил из избы к реке Лиме и перекрещивал, читал раскольничьи книги, увещевал, чтобы поддержали старую веру. Дней за десять до «гари» Ефим ушел, а куда - неизвестно.
Олонецкая воеводская канцелярия издала приказ «О наикрепчайшем сыске, и поимке беглого раскольника Иванова, о приводе его в канцелярию и следствии под крепким караулом. В городе Олонец учинить публикации, особенно известить... раскольнических старост... А, чтобы раскольники сами себя не жгли, велеть за ними иметь всекрепкое смотрение и до того (до самосожжения) их отнюдь не допускать, а кто их на такое злое дело приводит - таких всемерно ловить и в Олонецкую канцелярию присылать за караулом...»
Самосожжения раскольников в середине XVIII-го века можно назвать «второй огненной волной». Волна эта была гораздо слабее той, первой, когда в огонь шли сразу полторы-две тысячи человек. Дело, однако, не в количестве, главное - это поразительная, непонятная для нас готовность простого неграмотного крестьянина объять себя, жену, детей пламенем, пострадать за веру, которую он считал истинной, - не сомневаясь при этом, что душа его вознесется к небу и Бог воздаст ему за все страдания сторицей. Удивительный феномен нашей духовной истории, разгадывать который мы будем еще долго, но, скорее всего, так и не разгадаем.
P.S. Может быть все последующие несчастья нашей многострадальной Родины и произошли, как следствие сатанинской реформы Никона, призвавшего на Русь Антихриста?
Евгений ИВАНОВ


Рецензии