Скупому рыцарю на заметку
Клеймо еще не признак подлинности
Во все времена мошенничество с драгметаллами считалось наиболее выгоднейшим делом. У таких жуликов и заграничных, и отечественных не было ничего святого. В современном мире от таких торговцев нет спасения нигде, даже в шикарном ювелирном салоне. Более того, клейма (проба) может оказаться на абсолютно любом изделии. Проба тут - никакая не гарантия.
Наши российские стандарты еще более-менее известны - звезда с серпом-молотом или женский профиль рядом с цифрами 375, 500, 585 и 750 плюс шифр территориальной инспекции пробирного надзора, поставившей клеймо на ваше украшение (его видно под лупой). Иностранные пробы вообще не понятны непосвящённому. Знание того, что 14-каратное золото - это 585-я, а 18-каратное - 750-я пробы, мало облегчает дело.
Клейма клеймами, а в руках у вас может оказаться цепочка, у которой только 1/3 звеньев - вожделенный металл, а все остальное - абсолютно иной сплав. И хорошо еще, если это окажется электрон (золото и серебро в пропорциях 30-40% серебра к 70-60% золота), поликсен («загрязненная» другими металлами природная платина), херагольд (низкопробный состав - золото 375-500-й пробы) или просто позолоченное серебро. Они хоть какую-то представляют ценность. А можно очень просто «налететь» на тот же томпак, гольдин (медь и алюминий) или выдаваемую за платину бельджику (хром, никель, но в основном - железо) – тут уже будет обидно.
А, если проверить?
А вот проверить оперативно бывает сложно: не всякий ювелирный детектор среагирует. Если у вас с собой есть «определенно золотая» вещица, бросьте ее на стол вместе с «сомнительно золотой». Коль их «звонкость» будет сопоставима, есть надежда, что вы сделали правильную покупку. Возможен и чисто психологический марш-бросок: поковыряйте на глазах у продавца поверхность изделия. Особенно ничего не наковыряете, но реакцию отметите.
В общем проблема экспертизы на месте, когда на покупателя давят продавцы и все происходит за считанные минуты, почти не разрешимая. Скорее всего с этим е справиться даже и специалист.
А проблемы с таким «золотом» начнутся спустя некоторое время и при самых неожиданных обстоятельствах. Например, когда у вас порвутся звенья такой толстой на вид цепочки и вы понесете ее в ремонт. И мастер вам сообщит, что сплав такой хрупкий, что его и спаять-то по-человечески не удастся. А более безобидном финале нежно-персиковая позолота сойдет с изделия, обнажив агрессивно-рыжую основу.
Уловки мошенников
Фальшивое золото сегодня продают практически повсеместно. Но наиболее высока вероятность приобрести его в Израиле, Италии, Китае, ОАЭ, Турции. Соответственно оттуда же поступает и псевдозолотая контрабанда. На золоте, продающемся у нас официально, пусть даже «нерусского» происхождения, обязательно должно стоять упомянутое выше клеймо нашей Пробирной палаты.
Ну и тут имеется «подводный камень». Дело в том, что на экспертизу могли представить только замок от браслета или цепочки. Или из всей партии колец проверили лишь одно, и оно оказалось заявленной пробы, а вот остальные, увы, под большим вопросом. К сожалению, эксперты-«пробирщики» не долбят украшение насквозь. Они сверху соскабливаются слой сплава, который затем «химически анализируется». Но только сверху. Поэтому, если золочение глубокое, то левак вполне может оказаться не выявленным.
Так, где же безопасней покупать золото, не боясь обмана? Ну вы непременно «лохонетесь», покупая золото с рук, из-под прилавка и даже в церкви! Никогда не видитесь на умилительные рассказы продавца в каком-нибудь многолюдном подземном переходе о том, что «сегодня наша ювелирная фирма устраивает льготную распродажу», этакий неслыханный аттракцион щедрости. Вы выбросите деньги на ветер. Какой-то гарантией подлинности могут служить те ювелирные магазины, которые вы помните в своем родном городе еще с советских времен.
Немного статистики. В 1990-е годы добыча золота государством сократилась примерно в три раза, а вот число магазинов (их было при советской власти около двух тысяч) стало почти в пять раз больше. Откуда, спрашивается, там взяться настоящему золоту в таких-то количествах? Между тем, все та же статистика неумолима: более половины продаваемых в России золотых украшений произведены нелегально. Так что, если вы серьезно озабочены проблемой вложения денег в драгметаллы, отдайте предпочтение золоту в монетах, а не в побрякушках.
Чему верить?
Если вы все-таки решили приобщиться к золотым украшениям, то перед тем, как выложить свои кровные рубли перед кассиром, придирчиво и недоверчиво осмотрите оборотную сторону изделия. Чем лучше она выглядит, тем и вам спокойней. Чем аккуратнее запаяны - припаяны камни в кольце или серьгах, тем живее надежда, что перед вами не «левак». Эту процедуру необходимо произвести, даже если ювелирный детектор «утверждает», что все в порядке.
В одном из московских ломбардов был случай, когда почтенной даме едва не вернули со скандалом «всамделишные» серьги от «Тиффани». Несмотря на то, что на изящных украшениях стояли и проба, и фирменное клеймо, прибор определил, что перед ним «unknown alloy» (неизвестный сплав). Как говорится, ошибиться может каждый. А представляете, сколько раз детектор может соврать в «обратную сторону»?
Вообще за качеством ювелирных изделий в России следит Государственная пробирная палата. И теоретически украшения из золота, на которых стоит ее проба, можно считать настоящими. Однако, на практике все получается гораздо сложнее. Дело в том, что большинство ювелирных изделий проходят в пробирной палате в буквальном смысле лишь поверхностный контроль: как мы говорили, делается только анализ слоя металла, соскобленного с поверхности изделия. Это гарантирует только то, что этот верхний слой украшения действительно золотой. А что находится под ним – никто не знает.
По логике вещей, ювелирные изделия должны разрезать и делать подробный химический анализ среза. Да, это делают, но только лишь одного изделия из большой партии однотипных украшений. И если остальные будут отличаться от проверенного образца, пробирная палата за это ответственность не несет.
И еще факт. В настоящее время только половина всех ювелирных изделий в России имеет государственную пробу. А если принять во внимание специфику работы пробирной палаты, придется признать: по-настоящему качественных украшений еще меньше. И, по большому счету, ничего удивительного в этом нет: подделка ювелирных изделий - необыкновенно выгодный бизнес. Они малы по размеру и обладают весьма высокой стоимостью в расчете на единицу объема.
Кроме того, они удобны и при контрабанде, для их производства не нужно больших помещений, а сложные технологии используются, да и то не всегда, лишь для некоторых операций (например, при производстве цепей). Нет особой потребности и в механизации производственного процесса. Но даже если она и возникает (скажем, для получения заготовок при изготовлении крестиков), теневые ювелиры легко кооперируются с легальными предприятиями, а то и просто входят в их структуру. Короче говоря, теневая ювелирка - давний, хорошо работающий бизнес.
Между тем, соотношение золота и примесей в сплаве, из которого сделано украшение, определяет такие свойства изделия, как хрупкость и, следовательно, ремонтопригодность. К примеру, в России очень часто не берут в ремонт изделия из Турции поскольку аккуратно спаять сломанную турецкую серьгу порой просто не представляется возможным.
Существуют также и «комбинированные» фальшивки. Это, когда часть изделия представляет собой приличное золото, а часть - сомнительный сплав. На таких изделиях может стоять подлинное государственное клеймо - при поверхностном анализе в Пробирной палате такую подделку могут просто не заметить.
Или другой пример: в пробирную палату предъявлена для клеймения часть изделия - например, замок к цепочке. А сама цепь - сомнительного качества - присоединяется к замку уже после проверки. Из этого вовсе не обязательно следует, что нелегалы вступили в сговор с чиновниками. Ведь нет никаких инструкций о том, какое минимальное число звеньев должно быть в цепочке. К тому же палата ставит клеймо не на каждом звене, а только на замке.
Есть и другая возможность проставить подлинное клеймо на «левое» изделие. После распада СССР в бывших союзных республиках сохранились территориальные органы пробирного надзора со всем необходимым для клеймения оборудованием. Правда, эти клейма устаревшего советского образца: в России такими пользовались до 1994 года. Но, естественно, они до сих пор признаются подлинными, поскольку на рынке обращается масса изделий, заклейменных еще в те годы. Как утверждают специалисты, с недавних пор старые клейма союзных республик стали часто встречаться на откровенно «левой» продукции.
Впрочем, разные способы «разбавления» золота другими металлами покажутся вполне невинными на фоне откровенного мошенничества: нередко продаются украшения, в которых нет золота вовсе. А вместо него, например, сплав меди и цинка под названием «томпак» - на глаз его не может отличить от золота даже опытный ювелир. Чтобы удостовериться, не обманывают ли вас, нужно бросить кольцо на стол: золото, в отличие от металла такого сплава, издает характерный хрустальный звон.
Приходится признать: сегодня покупатель украшений из золота не может на все 100% быть уверен, что купил подлинник. Можно лишь максимально снизить вероятность покупки фальшивки.
К сожалению, сама по себе легальность деятельности продавца еще не дает никакой гарантии качества изделия. Основная масса торговых точек существует за счет сбыта нелегальной ювелирной продукции и мало чем отличается от черного рынка.
Увы, вывод неутешителен. Российский рынок золотых ювелирных украшений заполнен фальшивыми изделиями, отличить которые от настоящих неискушенному покупателю порой невозможно. А значит, украшения нельзя рассматривать как средство сбережения - слишком велика вероятность потерять большую часть своих денег.
Приложение
Для имитации драгметаллов в ювелирных украшениях нередко используют самые разные сплавы. В приложении приведены только основные из них, используемые чаще всего:
Алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) - сплав золотисто-желтого цвета, состоящий из 90 частей меди, 10 частей алюминия;
Батбронза (bathbronze) - сплав бронзы с 6% олова, пригодный для позолоты и используемый, как правило, для литья художественно-промышленных изделий;
Батметалл (bathmetall) - сплав, легированный цинком, используется в Англии для производства столовой посуды;
Бельгика (belgica) - сплав «под платину» из 74,5% железа, 16,6% хрома и 8,9 % никеля;
Вермей (vermeil) - французское наименование позолоченного на огне серебра;
Гамельтонметалл (hamiltonmetell) - сплав из 66,7% меди и 33,3% цинка золотисто-желтого цвета, хорошо подходит для золочения изделий;
Геразолото (heragold) - немецкое торговое название для восьми-десятикратных сплавов золота;
Голдин (goldin) - сплав меди и алюминия, используемый в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий;
Гранатовое золото - сплав золота пробы 250/1000, который применялся в Чехии во второй половине ХIХ-го века для изготовления ювелирных изделий с гранатами;
Дукатное золото - золото пробы 980/1000, которое использовалось для чеканки золотых дукатов;
Дюраметалл (durametall) - в Германии сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;
Золотая фольга - золото, выбитое в очень тонкие листы между листами пергамента, а затем между кожей бычьей слепой кишки; применяется для золочения изделий из металла и дерева, изготовления наборных картин, обрезов книг;
Золото musiv - пластики сульфидного олова с золотым блеском, которые применяются для золочения; не разъедаются серой и сероводородом и не чернеют;
Золото pink - английское наименование красного золота с очень бледным оттенком;
Мангеймское золото - сплав из 83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова, окрашенный под золото; изготовленные из этого сплава изделия к тому же обычно еще и позолочены;
Мозаичное золото - сплав из 66% меди и 34% цинка с оттенком самородного золота;
Накладное золото - золоченый материал, основу которого образуют сплав меди с золотым покрытием по меньшей мере 8 микрон; слой золота прокатан и приварен;
Орайде (oreide), или “французское золото”, - сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова (или 86,13% меди, 13% цинка, 0,4% олова и 0,6% железа) для литья ювелирных изделий;
Палау (palau) - североамериканское торговое наименование “белого золота”; сплав золота и палладия в соотношении 8:2;
Палакарт (palacart) - сплав, по цвету похожий на платину, из 75% палладия, 15% золота и 7% серебра;
Пинчбек (pinchbeek), или английское золото, - сплав меди и цинка (с 83-93% меди), созданный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеком; применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов;
Пистольное золото (от названия испанской золотой монеты пистоль) -немецкое наименование золотого сплава пробы 895/1000;
Платинор - сплав из 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6 % цинка; красивый золотой цвет;
Поликсен - так называют природную платину, смешанную с другими металлами;
Симилор - сплав, похожий по окраске на золото, чаще позолоченный, и состоящий, как правило, из 83,7% меди, 9,3% цинка и 7% олова;
Сусальное золото - материал, используемый для изготовления театральных украшений и канители (тонкие листы латуни);
Томпак - сплав меди и цинка различных составов (чаще 90% меди и 10% цинка) с красивым золотым цветом; содержание меди делает его устойчивым к коррозии;
Электрон - природный сплав золота и серебра различных соединений (иногда до 39% серебра); многие античные монеты изготовлены из электрона.
Свидетельство о публикации №225040301186