Осень - лучший художник
Глухой шелест речки воспринимался как волнующее приветствие. Стойкий аромат увядающих трав в хрустальной росе и прохладный поцелуй легкого ветерка томили сердце невероятной волной творческого вдохновения. Восходящее солнце окрасило перья облаков оранжевыми оттенками. В столь ранний час, прогоняя ночь, уступая место торжеству дня, мать-природа словно шептала каждому человеку: "Проснись! Тебя ждут великие дела!"
Ступая босыми ногами по холодной росе, Павел довольно улыбнулся: зябко, прохладно, вот и наступила его долгожданная осень - пора творческих порывов, когда кисть сама просится в руки, а мольберт терпеливо и величественно удерживает холст даже на самом неудобном месте. Речка встретила и приняла в свои воды художника, как старый добрый друг. Прохладные струи воды придавали сил и энергии, разгоняли кровь.
"Еще светает в шесть утра, но невесомо и властно новая пора подходит к дому. И ждет уже не легких слов, не дуновений, а зрелых мыслей, холодов и откровений...! - пофыркивая от леденящей прохлады, цитировал Павел наиболее подходящие к такому моменты стихотворные строки.
"Кочевряжит меня, ой, как кочевряжит!" - мысленно объяснял он уже привычным для него словом свое волнительное состояние, когда мысли трепещут от пойманного, наконец-то, воображением видения будущих мазков еще не состоявшейся картины.
Будучи уже зрелым художником, Он, тем не менее, каждый раз переживал эту ломку настроения перед очередной работой, уединяясь в осенних дебрях необъятных просторов страны. И простому обывателю, и профессионалу нравились его работы, созданные то ли фантазией, то ли прозрением большого мастера. Он них веяло чем-то древним, а порой, наоборот, далеким, непознанным будущим. Завороженный взгляд погружался в прозрачную бесконечность многопланового пейзажа, уходил от знакомого нам физического мира куда-то дальше, в мир космический или еще глубже. Не каждому дано, и не всякий способен заметить и запечатлеть, как встает туман над речкой, как завораживающе сверкает иней, как зимой на рассвете совсем розовыми становятся сугробы. Не каждый умеет разговаривать с деревьями и облаками, слышать шепот травы и цветов...
Когда удается все это разглядеть, ощутить, Павел упорно работает, пишет и пишет пейзажи. Он совершенно счастлив, если получается запечатлеть на холсте эффектную игру света. Кому и зачем будет нужен написанный им пейзаж - такого вопроса он себе не задает никогда.
Соня который день уже была немного раздражена и одновременно заинтригована появлением художника на облюбованной ею поляне с огромным тенистым кленом, где она постигала уроки художественного мастерства. Незамеченной, как ей казалось, для непрошенного гостя, ходила она кругами вокруг поляны и мучилась вопросом: "Странный этот художник, который день лежит в густой траве под деревом, периодически спускается к речку охладиться, почему же его холста не коснулась ни одна кисть?"
Павел сразу обнаружил девушку по шороху увядающей травы и хрусту сухих листьев, но не показывал виду. Сквозь просветы разнотравья три дня он наблюдал за ее плавными осторожными движениями, в которых угадывалось природное изящество.
"Что же нужно этой дикарке?" - размышлял он с улыбкой, и когда любопытство победило, приветственно крикнул: - Заходите, все дома!
И вот уже, то спотыкаясь на кочках, то вставая, она тащила к нему свой тяжелый мольберт из кустов, возмущенно причитая:
- Еще не известно, кто тут гость!
Потом, как будто что-то вспомнив, смущенно протянула руку со словами:
- Простите, мы даже и не познакомились, здесь я стала дикаркой, Соня.
- Павел. А про дикарку я тоже подумал! - ответил он, встав по-военному, и тоже протянул руку. - Ну, вот и познакомились. И вы, стало быть, художник.
Соня смешалась, но потом, видимо, решилась высказать все начистоту.
- Я не так давно здесь живу, я тоже художник, - чуть смутившись, промямлила она. - Начинающий художник. Вот!
Девушка встала напротив Павла, с некоторым вызовом скрестив на груди загорелые, крепкие с ямочками у локтей руки. У нее были каре-желтые, необыкновенно красивые глаза, немного уставшие, но не лишенные блеска молодости и здоровья.
- У тебя глаза осени! - выпалил Павел, не стыдясь внезапного откровения и перехода на "ты".
- Да! Я согласна! А еще... как у кошки, - повеселела она и принялась возиться с мольбертом.
Потом оказалось, что Соня знакома с его знаменитыми работами и уже трепетно, без прежнего вызова говорила с ним на равных о творчестве странных художников, к которым причисляла и его самого, хохоча открыто и необидно над его белым холстом, который ожидал очереди для новых воплощений. Она просила быть ее наставником и рассказать о своих учителях.
- Самое раннее мое воспоминание состоит в том, что я рисую, рисую и рисую. Эта школа под наставничеством моей тетушки-художника была едва ли не главной в моей жизни. Отсюда, вероятно, шло мое владение техникой рисунка и отточенное художественное мастерство, - откликнулся Павел на вопросы девушки. - Эта поляна моего детства, то место, где я впервые "увидел" свою будущую картину. Первую! Была осень, вот как сейчас. Поразительное буйство красок, оттенков! И я настолько увлекся изображением природы, что даже мастерски показал тень, падающую от этого клена, тогда еще совсем молодого. При виде такой охапки разноцветья стыдишься произвести что-нибудь обыкновенное! Волшебная осень уже тогда породила во мне кипучую энергию и невероятную работоспособность.
Я написал в ту пору огромное количество акварелей и жанровых картинок. Моим наброскам, зарисовкам и этюдам вообще не было числа в период золотой поры. Радость творчества не покидала ни на минуту. Я бродил с альбомом в руках,делая наброски, затем напряженно, без устали трудился в своей мастерской. Работал быстро, вдохновенно, часто сразу над несколькими картинами. Произведения одно за другим выходили из-под кисти. Бедный мой мольберт! - Павел смеется, выставляя перед нею испачканные краской ладони. - Руки! Что руки! Они тогда были не мои, я не чувствовал усталости! Я с уверенностью причисляю к своим учителям эту золотую пору, потому что осень - лучший художник! А странность, жертвенность, иногда и творческое безумие посещают почти каждого талантливого творца. Вот Джексон Поллок пришпиливал огромный холст к полу и как шаман в ритуальном танце с банкой краски кружил вокруг, выливая струями рисунок. О чем его картины? Я думаю, если у тебя от чего-то захватывает дух, уже не так важно, "про что это". А меня, видимо, сводит с ума, в хорошем смысле, осеннее буйство красок. "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора - весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера"... Тютчев убедителен в каждом слове этих строк!
За время откровений художника Соня хранила молчание, но вдруг слезы полились по ее щекам. Она не смахивала их, а только вдохновенно шептала:
- Я также чувствую все, о чем вы говорите! Что за волшебная сила заключена в знаменитых картинах, когда застываешь перед ними и не смеешь сказать ни слова, а полностью погружаешься в атмосферу, которая запечатлена на них! Чувствуешь, какая на улице погода, и откуда дует ветерок, проникаешься мыслями и мечтами художника! Это чудный Божий дар изображать то, что удивляет, волнует. Они превращают свои мысли и чувства во что-то живое и настоящее, что можно увидеть, потрогать, передать другим. А кто поймет этот язык, то, возможно, однажды сам создаст что-то, что сделает наш мир еще прекраснее!
- Смотри, твои слезы - к дождю! - обратил ее внимание на небо Павел.
Огромная туча медленно наползала на поляну, постепенно меняя свой цвет от голубовато-розового к сине-фиолетовому и потом просто к черному. Она набухала этой чернотой и становилась необъятной. Наступила полная тишина. Легкие, свисающие нити плакучих ив, всегда такие чуткие к малейшему движению воздуха, замерли. Всю поляну осветила далекая молния, и тут же ударил в свои чудовищные литавры гром. Очарованная Соня без лишних слов раскрывала свой мольберт, из тюбиков лениво потекли краски, глаза без устали стремились поймать диалог с торопливой кистью, а разноцветные оттенки покрывали белый холст. Павел последовал ее примеру. Вдохновение нахлынуло так внезапно и быстро, что, стоя над своими творениями, двое не заметили, как гроза уходила дальше и, странное дело, на землю так и не хлынул ливень.
"Из нее получится настоящий художник!" - с улыбкой думал Павел о Соне, торопливо нанося мазки на свой долгожданный холст. Он поднес руки к лицу, они пахли полынью, и завороженно выдохнул: "Запах любви или запах осени! Каждый год убеждаюсь, что осень - лучший художник!"
Свидетельство о публикации №225040301248