Али Падаев
Родное село Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова в Дагестане называлось «Майсты». К селу дороги не было, поэтому в село надо было спускаться по верёвке. Два взвода солдат НКВД под командой Гангадзе, замполита батальона Панича спустились в это село по верёвке. Перед ними стоял вопрос, как людей отсюда вывести? Замполит батальона Панич предложил: «Чем их всех – женщин, стариков, детей – вытягивать наверх, их надо всех пустить в расход, а потом выбросить в пропасть ущелья. Этой идее воспротивился командир взвода Шинкарёв из Белгородской области. Он сказал, что он не будет стрелять в беззащитных стариков, детей и женщин. За эти слова он получил удар по лицу рукояткой пистолета от командира батальона Гангадзе. Тогда Шинкарёв, бросив свою винтовку, стал среди приговорённых к смерти чеченцев. После этого первому взводу, которым командовал Шинкарёв, был отдан приказ открыть огонь на поражение жителей села. Раздались выстрелы, но все пули пролетели над головами приговорённых чеченцев. Тогда с матом и кулаками на первый взвод бросились Гангадзе и Панич. Взвод из 12 человек, побросав свои винтовки, встали рядом со своим командиром впереди жителей этого села. Вторым взводом горно-стрелкового полка командовал нацмен, некий Усманов. Гангадзе и Панич приказали ему открыть огонь на поражение. Усманов и его взвод выполнили приказ. Все жители села, и первый взвод были расстреляны и сброшены в пропасть. Об этом рассказал недавно участник этих трагических событий Василий Полубаярский в местной газете, откуда стало известно и Али Падаеву. В рапорте о выселении населения из Майсты было записано, что жители этого села оказали ожесточённое сопротивление. В результате этого столкновения, лейтенант Шинкарёв вместе со своим взводом погибли при исполнении служебного долга.
Аппетиты соседей на край вайнахов.
Об этом рассказал историк Олег Кузнецов из сведений архива, которые говорят о планах армян зарубежья создать на территории ЧИАССР свой автополис из армян. Бывшие «дашнаковцы» стали изгонять армян из Азербайджана. С одной стороны армяне, а с других сторон евреи, дагестанцы, осетины, грузины, конечно и казачества – все метили глаз на чечено-ингушские территории. Сталин не создал здесь ни армянской, ни еврейской автономии, но поделил Чечено-Ингушетию между Дагестаном, Грузией, Осетией, Кабардой и Ставропольским краем. И так территория Чечено-Ингушетии, начиная от завоевательной политики Российского царизма императора Петра 1, Екатерины 11– и их наследников Романовых этот край потерял: Кизлярский район, где он имели морское побережье Каспия с островом Чечень, почти до Астрахани. Затем потерял этот край Ауховский, Хасав-Юртовсий, Баба-Юртовский, Казбековский районы. По Тереку и Сунже заселили казачество, тем самым притеснив всех нахов к пригорью и горам. Притеснения со стороны царской администрации и земельный голод вынуждали горцев бороться за право на существование. Поэтому и началось национально-освободительное движение под началом Шейха Мансура (Ушармы), которое продолжил в годы сатрапии генерала Ермолова Петра Алексеевича славный сын чеченского народа Бейбулат Таймиев. А затем отважный Гази-Магомед Гимринский, Ташу-Хаджи Саясанский, имам Шамиль, Шаип-Мулла Центароевский, Байсангур Беноевский, Оздамир-Цоцан-Юртовский, Талхиг Шалинский, Иса Гендарганоевский, Ума Дуев и другие рыцари чести чеченского народа. В конце концов, чеченский народ нашёл в себе силу и мудрость интегрироваться в русском государстве, когда к власти пришли большевики. Но и эта власть со всеми своими демократическими плюсами, стала рубить идейные основы чеченского общества под корень, уничтожая частную собственность, духовную культуру, национальные традиции и семейный уклад вайнахов. Советская власть, которую самоотверженно защитил чечено-ингушский народ, нанесла удар в спину, тогда, как их славные сыны, отцы и братья сражались геройски на фронтах Отечественной войны против фашистской чумы. Эта власть совершила геноцид над преданным ей народом, среди зимы выдворив его на верную смерть в Среднюю Азию, без запаса пищи, условий транспортировки с 23 февраля по 9 марта 1944года.
На неохваченных депортацией чеченцев по разным причинам эта власть устроила настоящую охоту и отстрел повсеместно, где бы ни находились.
Из личного архива историка Олега Кузнецова.
Свидетельство о публикации №225040301487