Заметки на полях переговоров с США. 13
Размышления об образах Гоголя .
Размышляла я о том , откуда пришли к Гоголю образы в его комедии « Ревизор « . Именно комедии .
Гоголь был очень смешлив при всей его трагичности восприятия действительности . Это отдельное размышление , о том , почему личности с трагическим восприятием действительности становятся комиками . Они насмехаются над происходящим в мире обязательно таким образом , чтобы к ним присоединялись
множество людей , которые не понимают , что смеются над самими собой . Комики , шуты трагичны по своей природе .
И Гоголь - комедиограф вполне . Его насмешки язвительны .
Но где он нашёл свои образы , чтобы они стали узнаваемыми .
Чтобы таким образом превращались в плоть вновь и вновь .
Нельзя же сказать , что только такими « героями « полна была окружающая Гоголя действительность ? Но образы добрых людей не позволяли насмехаться над собой , и были им отброшены .
Или теми силами , которые стояли за ним .
Демоническими силами .
Как и Салтыковым - Щедриным после него .
Неужели не было ничего доброго в русской и украинской жизни ?
Даже Акакий Акакиевич Башмачкин оказался у него развоплощённой демонической личностью , срывающей шинели с прохожих после собственного развоплощения . Имея власть мстить поле того , как он был как бы « обижен « . Хотя окружающие Башмачкина не были очень жестоки , и даже добры по отношению к нему .
Кроме того , что хотели посмеяться над ним .
Жертва насмешек терпел всё до тех пор , пока с него не сняли шинель некие проходимцы , терпел всю свою жизнь .
Но вот … шинель сорвана , и он уже имел право мстить .
Вот цель жизни воплощённого демонического существа - быть обиженным , и потому иметь право мстить не только отдельному человеку , обидевшему его , но и всему человечеству .
Этот тип воплощённых бесов увидел позже Достоевский .
Описывая сначала обиженных « бедных людей « , он поднял глаза выше и увидел бесов в своём настоящем облике .
Не только в романе « Бесы « , но и в « Братьях Карамазовых « .
Есть такое понятие как « дурной глаз « .
Который отражает то , что находится у человека внутри .
У чистого всё чисто , у нечистого всё нечисто .
На самом деле образы , вызванные писателем к жизни , наполняют его внутренность , и так и просятся выйти наружу , вовне .
Ибо они бесплотны , и мечтают о воплощении .
Потому они обращаются к человеку , наделённому творческой силой , которой сами лишены .
Никто кроме человека не имеет силы воплощать то , что он видит . Поэтому Писание говорит о том , чтобы ничего непотребного не иметь перед своими глазами .
И не воплощать образы божественные .
Ибо внутреннее человека нарисует то , с чем он соприкасается на земле . И чаще всего это образы нечистые , окружающие падшего человека . Ибо человек не может формировать свои желания , не увидев прежде что - то , занимающее его природное любопытство . На этом основана сила рекламы .
Создание нечистых образов обязательно произойдёт , если не подчиняешь свои желания Богу , воплощённому в Иисусе Христе . Иудеи отвергли Его , ибо не имели такого образа в своих сердцах из - за того , что более заботились о земном .
И заботятся до сих пор . Это явление называется ослепление сердец . Самое время , во время Великого поста , обратить свои сердца к Богу и попросить Его о даровании « глазной мази « .
А так называемое « христианство « Гоголя причудливо .
Он более видит Вия , чем Господа перед собою , и пытается угодить именно Вию . Напрасно .
Ибо дух тьмы , воцарившийся в сердце человека , не желает спасения его , а , напротив , погибели . Чтобы питаться данной человеку щедро энергией жизни . Они - потребители , а не производители .
И имя этому явлению - смерть .
В « Ревизоре « же Гоголь ясно усмотрел все , свойственные « героям « пьесы недостатки . Как и в « Мёртвых душах « .
Да , и город , и губернатор , и чиновники , и встречающие бричку Чичикова , въезжающую в город , люди с суровыми лицами и стремлением к рассуждениям , не касающихся их обыденной жизни , и потому не могших изменить её - это русские , знакомые образы .
Воплощённые с помощью Гоголя демоны .
Но не Чичиков , и не Хлестаков , которые представали перед Гоголем , наверное , тогда , когда он писал : « Чуден Днепр при тихой погоде … « . И когда писал образы , навеянные Украиной , образы Остапа и Андрия , и породившего их могучего казака Тараса Бульбы , образа языческого бога , стоящего над Украиной , и создающего поклоняющихся духу Украины по своему образу , и по своему подобию . Тараса Бульбу , как бы раздвоившегося на Остапа , продолжение себя самого , и Андрия , похожего на пугливую жену его ( образ покорившегося ему народа ) , не видавшей ласки от мужа никогда . Но мечтающей в глубине своего сердца о ласке , и передавшей свою глубинную мечту сыну Андрию . Создал образы Остапа и Андрия как прародителей Украины . И порождений Андрия духовных : расчётливого Чичикова , и Хлестакова , действующего наобум и наотмашь .
У Гоголя расчётливый Чичиков в России потерпел поражение , хотя и не окончательное может быть .
А Хлестаков вроде бы одержал победу , и осуществил все свои мечты , вплоть до 3000 курьеров , бросившихся ему вдогонку .
Будущее как Чичикова , так и Хлестакова неясно .
Но , увидев лицо Зеленского , разговаривающего небрежно и как бы по товарищески с Макроном , перед лицом завороженных этим явлением журналистов , я вспомнила Хлестакова , мечтавшего быть на дружеской ноге с Пушкиным .
Образы Гоголя , пущенные гулять по свету , живы .
Как живы и другие его образы .
Потому что он описывал демонов , которых воплотил
Чичиков и Хлестаков - две личности , поселившиеся в самом Гоголе .
Он и был шизофреником , что отметили уже в наше время ,
раздвоившейся личностью , имеющего как будто бы взимоисключающие черты характера , но на самом деле только дополняющие . Конец Гоголя известен . Стремясь , по его же словам , выставить « дураком чёрта « , получил мучительную кончину , оказавшись в руках немилосердных лекарей . Напоминающих экзорцистов , как бы изгоняющих бесов . Но не добившихся успехов .
По слухам , Гоголя нашли в гробу , как бы до этого переворачившегося
в нём неоднократно .
Ужасный конец , и конец ли ?
Свидетельство о публикации №225040301658