Заметки на полях переговоров с США. 13

4  .  04  .  2025  .
Размышления  об  образах  Гоголя  .

Размышляла  я  о том  , откуда  пришли  к  Гоголю  образы                в  его  комедии  «  Ревизор  «  . Именно  комедии  .
Гоголь  был  очень смешлив  при  всей  его  трагичности восприятия  действительности  .  Это  отдельное размышление  , о  том  ,  почему  личности  с трагическим  восприятием  действительности  становятся  комиками  .  Они насмехаются  над происходящим                в  мире  обязательно  таким  образом  , чтобы  к ним  присоединялись 
множество  людей  ,  которые  не понимают  , что смеются                над самими  собой  .  Комики  ,  шуты  трагичны  по своей  природе  .
И  Гоголь  -  комедиограф  вполне  .  Его насмешки  язвительны  .
Но  где  он  нашёл свои  образы  , чтобы  они  стали  узнаваемыми  .
Чтобы  таким  образом  превращались в плоть  вновь и  вновь  .
Нельзя  же  сказать  ,  что  только  такими  «  героями  «  полна  была  окружающая  Гоголя  действительность  ?  Но   образы   добрых  людей   не  позволяли  насмехаться  над собой  ,  и  были  им  отброшены  .
Или  теми  силами  , которые  стояли  за  ним  .
Демоническими  силами  .
Как  и  Салтыковым  -  Щедриным  после  него  .
Неужели  не  было ничего  доброго  в  русской  и  украинской  жизни  ?
Даже  Акакий  Акакиевич  Башмачкин  оказался  у  него   развоплощённой  демонической  личностью  , срывающей  шинели  с  прохожих    после  собственного   развоплощения   .  Имея  власть  мстить  поле  того  , как    он  был как  бы      «  обижен  «  . Хотя  окружающие  Башмачкина      не  были  очень  жестоки  , и  даже    добры  по  отношению  к нему  .
Кроме  того  ,  что  хотели  посмеяться  над ним  .
Жертва  насмешек  терпел всё  до тех пор  , пока  с  него  не  сняли  шинель  некие  проходимцы  ,  терпел  всю  свою  жизнь  .
Но вот  … шинель сорвана  ,  и  он  уже  имел право   мстить  .
Вот  цель  жизни  воплощённого  демонического существа  -  быть  обиженным  ,  и  потому  иметь  право  мстить  не  только  отдельному  человеку  , обидевшему   его  , но  и  всему  человечеству  .
Этот  тип  воплощённых    бесов    увидел  позже    Достоевский  .
Описывая  сначала  обиженных  «  бедных  людей   «  ,    он поднял  глаза     выше  и  увидел  бесов  в своём  настоящем  облике   .
Не  только в романе  «  Бесы  «  , но  и в  «  Братьях Карамазовых  «  .

Есть такое  понятие  как  «  дурной  глаз  «  .
Который  отражает то  , что находится  у  человека  внутри  .
У  чистого  всё  чисто  , у  нечистого всё  нечисто  .
На  самом  деле  образы  , вызванные  писателем  к  жизни  , наполняют  его   внутренность ,   и  так  и просятся  выйти  наружу  , вовне  .
Ибо  они  бесплотны  , и  мечтают о воплощении  .
Потому  они  обращаются  к  человеку  , наделённому  творческой              силой  , которой  сами  лишены  .
Никто   кроме  человека   не  имеет силы  воплощать то  ,  что                он  видит  . Поэтому  Писание  говорит  о том  ,    чтобы  ничего непотребного  не иметь  перед своими  глазами  .
И  не  воплощать образы  божественные  .
Ибо  внутреннее  человека  нарисует  то  , с  чем  он соприкасается                на  земле  . И  чаще  всего  это  образы  нечистые  , окружающие  падшего  человека  .  Ибо человек  не  может  формировать свои  желания  , не  увидев  прежде  что  - то  ,   занимающее  его  природное  любопытство  . На  этом  основана  сила  рекламы  .
Создание  нечистых  образов  обязательно произойдёт   ,  если                не  подчиняешь свои  желания  Богу  , воплощённому  в  Иисусе  Христе  .  Иудеи  отвергли  Его  , ибо не  имели  такого  образа                в  своих сердцах  из  -  за  того  ,  что  более  заботились  о  земном  .
И  заботятся  до  сих  пор  . Это  явление называется  ослепление  сердец  .  Самое  время  , во время  Великого поста  , обратить свои  сердца  к  Богу  и  попросить  Его  о  даровании  «  глазной  мази  «  .
А  так  называемое     «  христианство  «  Гоголя  причудливо  .
Он  более  видит  Вия  ,  чем  Господа  перед  собою   ,                и  пытается  угодить  именно  Вию   . Напрасно  .
Ибо  дух тьмы  , воцарившийся  в  сердце  человека  , не  желает спасения  его  , а  , напротив  , погибели  . Чтобы  питаться  данной  человеку  щедро  энергией  жизни  .  Они  - потребители  ,  а  не  производители  .
И  имя  этому  явлению  -  смерть  .
В  «  Ревизоре  «  же  Гоголь  ясно  усмотрел  все  , свойственные                «  героям  «  пьесы  недостатки  .   Как  и  в  «  Мёртвых   душах  «  .
 Да  , и  город  ,  и  губернатор  ,    и  чиновники  , и  встречающие  бричку  Чичикова  , въезжающую  в  город  ,  люди  с  суровыми  лицами  и стремлением  к  рассуждениям  , не  касающихся  их  обыденной  жизни  , и  потому  не  могших изменить её  -  это русские  , знакомые  образы  .
Воплощённые  с помощью  Гоголя  демоны  .
Но  не  Чичиков  ,  и  не  Хлестаков  ,  которые  представали  перед  Гоголем  , наверное  , тогда  , когда  он  писал  :  «  Чуден  Днепр                при  тихой  погоде  …  «  . И  когда  писал  образы  , навеянные  Украиной  ,  образы  Остапа  и  Андрия  ,  и  породившего  их могучего  казака    Тараса  Бульбы  ,  образа  языческого  бога  ,  стоящего  над  Украиной  ,                и  создающего поклоняющихся  духу  Украины  по своему  образу  ,                и  по своему  подобию  .  Тараса  Бульбу  , как  бы  раздвоившегося                на  Остапа  ,    продолжение  себя  самого  , и  Андрия  , похожего                на  пугливую  жену  его  (  образ  покорившегося  ему  народа  )    ,                не    видавшей  ласки  от  мужа  никогда  . Но  мечтающей  в  глубине                своего сердца  о  ласке   ,  и  передавшей  свою  глубинную мечту  сыну  Андрию  .  Создал  образы      Остапа  и  Андрия  как  прародителей  Украины  .    И  порождений  Андрия  духовных  :  расчётливого   Чичикова  ,       и  Хлестакова  , действующего наобум  и наотмашь  .
У  Гоголя  расчётливый  Чичиков   в  России  потерпел поражение  ,                хотя  и  не  окончательное  может  быть .
А  Хлестаков  вроде  бы  одержал  победу  ,  и  осуществил все  свои  мечты  , вплоть  до  3000  курьеров  , бросившихся  ему  вдогонку  .
Будущее  как  Чичикова  , так  и  Хлестакова  неясно .
 Но  , увидев  лицо  Зеленского  , разговаривающего небрежно                и  как  бы  по товарищески с  Макроном    , перед лицом  завороженных  этим  явлением  журналистов  ,  я  вспомнила  Хлестакова  , мечтавшего  быть на  дружеской  ноге  с  Пушкиным  .
Образы  Гоголя  , пущенные  гулять по свету  ,  живы  .
Как  живы  и  другие  его  образы  .
Потому  что  он  описывал  демонов  , которых  воплотил

Чичиков  и  Хлестаков  - две  личности  , поселившиеся  в самом  Гоголе  .
Он  и  был  шизофреником  ,  что  отметили  уже  в наше  время  ,
раздвоившейся  личностью   ,  имеющего  как  будто  бы  взимоисключающие  черты  характера  , но  на  самом  деле      только  дополняющие  .  Конец  Гоголя  известен  .  Стремясь  , по его  же  словам  ,  выставить  «  дураком  чёрта  «  , получил  мучительную  кончину  ,  оказавшись в  руках  немилосердных лекарей  .  Напоминающих  экзорцистов  , как  бы  изгоняющих  бесов  .  Но не  добившихся  успехов  .
По слухам  , Гоголя  нашли  в  гробу  , как  бы  до  этого переворачившегося   
    в  нём  неоднократно  . 
Ужасный   конец  ,   и  конец  ли  ?               


Рецензии