097. Летописец горячих точек А. А. Проханов

Александр Андреевич Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. Он – выходец из старинного и знатного рода русских молокан, которых еще Екатерина Великая сослала в Закавказье. Вскоре после родов родители с сыном вернулись в Москву. В столице Саша закончил школу и поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1960 году. Еще в институте начал писать стихи, а затем и прозу. Несколько лет проработал инженером-ракетчиком. Создавал противотанковые снаряды. Уже тогда его жизнь делилась надвое: с одной стороны – увлечение космосом, высокими технологиями, военными операциями; с другой – прекрасное знание русского фольклора, древних русских песен и плачей XVI–XVII вв. Он увлекся путешествиями по русскому Северу, а затем и вообще резко поменял жизнь. Уехал работать лесником сначала в Карелию, а затем в Подмосковье. Стал активно печататься в «Литературной газете», в «Сельской молодежи».

В 1967 году в газете «Литературная Россия» был опубликован его рассказ «Свадьба». Рассказ увидел Юрий Трифонов, отметивший талант молодого прозаика. Он не только пригласил Проханова на встречу, но и помог ему издать первую книгу — «Иду в путь мой», посвященную русской деревне и ее людям. Книга вышла в 1971 году с предисловием Трифонова, в котором он отметил патриотизм молодого писателя: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души".

В конце 60-х гг. Александр Проханов стал корреспондентом «Литературной газеты». В 1975 году вышел в свет его первый роман «Кочующая роза», в основу которого легли впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. Его журналистская звезда взлетела после очерков с острова Даманский. В 1969 году он стал единственным корреспондентом, оказавшимся в центре российско-китайского конфликта и детально описавшим его в своих репортажах. Его очерки о событиях на Даманском читала вся страна в «Литературной газете».

С той поры на протяжении двух десятков лет именно от «Литературной газеты» Проханов объездил практически все «горячие точки» планеты. Побывал везде, где  были задействованы советские военные специалисты: в Никарагуа, в Анголе, в Эфиопии, в Кампучии. Увешанный гранатами и автоматом, он переправлялся по рекам Латинской Америки. Перекрашенного в негра, чтобы не засекли вертолетчики, его брали с собой в партизанские рейды в Анголе. Он не раз ходил с воинскими колоннами через знаменитый перевал Саланг и одним из первых оказался вместе с войсками в освобожденном от полпотовцев Пномпене.

И, наконец, Афганистан, где он пробыл более года. Александр Проханов прошел самыми опасными маршрутами, участвовал в боевых операциях. Афганцы рассказывали о Кандагаре, как Проханов с фотоаппаратом бежал вместе с десантниками в ту самую «зеленку», откуда стреляли, где многих ждала смерть.

В начале 1980-х, появляются в печати его рассказы на афганскую тему — «Седой солдат», «Мусульманская свадьба», «Кандагар». В 1982 году журнал «Роман-газета» опубликовал роман «Дерево в центре Кабула», открывший афганский цикл в отечественной литературе.

Впоследствии в 1980-х писатель еще не раз возвращался к военной тематике — романы «В островах охотник..», «Африканист», «И вот приходит ветер», «Рисунки баталиста» стали событием для любителей военно-политической литературы. Политическая тетралогия, возникшая в результате поездок в Афганистан, Кампучию, Мозамбик, Никарагуа. Горящие сады планеты, горящие сады в душе автора. «У меня одна командировка следует за другой, одна вещь сразу за предыдущей, и все они вопят, кричат – им больно, им некогда. И я не могу ждать. То, что я видел, не может не потрясти человека».

Ремесло военного корреспондента, подзабытое за годы после Великой Отечественной, благодаря Проханову вновь получило почетный статус. Журналистские командировки стали для него бесценным источником литературного материала. Бесстрашие русского солдата, победы русского оружия и величие России стали для него основной темой
Книги Александра Проханова стали выдающимся образцом жанра: яркий, образный язык и напряженный сюжет не отпускают читателя до самого конца.

Вот метод творческой работы Проханова-журналиста: когда он приехал в Чернобыль, он познал это бедствие на трех уровнях. Он летал вместе с вертолетчиками, сбрасывавшими песок на реактор. Он прошел с шахтерами по туннелям под реактором. Он вместе с мальчишками-солдатами прошел путь к реактору и по земле. Кто еще из журналистов может рассказать о таком изучении события? И с учетом того, что в Чернобыль Проханов прилетел сразу после возвращения из Никарагуа, где в партизанских джунглях подхватил малярию..

Проханов принят в Союз писателей СССР в 1972 году. С 1985 года – секретарь правления Союза писателей России. С 1989 года на короткий период стал главным редактором журнала «Советская литература». С декабря 1990 года – главный редактор газеты «День». Газета была задумана как орган Союза писателей, еженедельная литературная газета, но в силу надвигающихся событий стала одним из центров русского национального сопротивления.

А в постсоветское время Приднестровье, Чечня, Донбасс. В 90-е годы А. Проханов вместе с журналистами газеты "День" и другом И. Шафаревичем поехали в Приднестровье. Они находились в сырых окопах вместе с казаками, в расположении батальона «Днестр». Он позднее вспоминал: "Мы шли по дамбе Дубоссарской плотины, а с противоположной стороны Днестра смотрели на нас в свои окуляры румынские снайперы".

В Чечню Проханов приезжал несколько раз, об этой войне написана его книга "Чеченский блюз". В 2014 году Проханов едет в Донбасс, где встречается с премьер-министром Донецкой Народной республики Александром Захарченко. Одним из первых Проханов призвал Россию защитить людей Донбасса, приветствовал присоединение Крыма, назвав его «крымским чудом», «венчанием Крыма и России».

Главная идея у Александра Проханова – это идея государства. Все его герои – государственники. Вот почему с неизбежностью он разминулся с писателями-шестидесятниками, типа Евтушенко или Вознесенского и почему с еще большей неизбежностью сблизился с лидерами деревенской прозы – В. Беловым и В. Распутиным. С разных эстетических сторон они пришли к единому этическому выводу – спасти русский народ ныне и во веки веков может только мощное, созидающее государство. Его можно сравнить с Николаем Гумилевым, который даже сидя в большевистской тюрьме, думал о великой России и приветствовал поход Красной армии на Иран.

Проханов при всей своей идеологичности никогда не вступал в партию. По сути своей он антимарксист. Но его друзья и соратники всегда были уверены в том, что как государственник он верно служил и будет служить государственным интересам России. Таким же он был бы и сто лет назад, служа Государю Императору, таким будет и в будущем, при любой власти – если эта власть будет стремиться к созданию великой России, будет верно служить национальным интересам России – будь то монарх, президент или еще кто. Он не боится ни смешанной экономики, ни предпринимательства, ни народного капитализма, ни государственной собственности. В этом смысле он не идеолог, не политик и больший плюралист, чем все нынешние демократы.

Он романтизировал свое государство, находя в нем место всем народам, всем религиям, всем обычаям. Он уже тогда, в ранние годы творчества был законченным государственником, что применительно к России и русскому народу обязательно обозначает и имперское сознание. Он - за подчинение наднациональным ценностям, отсутствие национального эгоизма в любой форме, что означает отсутствие любых расовых комплексов. И поэтому распад СССР стал для Проханова огромной трагедией. Впрочем, послушаем его самого: «Распад СССР – это и скорбное расступание земель, и бешенство пучин, это наползающие враждебные континенты, сламывающие хребет Евразии. Будто тектонические могильные створки хотят сомкнуться над шестой частью суши. Мы переживаем геополитическую трагедию. Мы – опрокинутая, побеждаемая, плененная цивилизация, попавшая в петли, раскинутые цивилизацией чужой, совращенная манками, уготовленными над волчьей ямой".

Предчувствую надвигающиеся трагические события, ведущие к развалу СССР,  А.Проханов написал свое знаменитое «Слово к народу», ставшее идеологическим манифестом ГКЧП. Он написал "Слово..", убежденный в правоте всего заявленного. Проханов интуитивно предчувствовал распад страны, деградацию экономики, гибель культуры, эскалацию войн. Жаль, что это слово не было услышано народом. Жаль, что не нашлось умных и сильных государственных лидеров.

Вот частично текст этого обращения:
"Что с нами сделалось, братья?
Почему лукавые и велеречивые властители, умные и хитрые отступники, жадные и богатые стяжатели, издеваясь над нами, глумясь над нашими верованиями, пользуясь нашей наивностью, захватили власть, растаскивают богатства, отнимают у народа дома, заводы и земли, режут на части страну, ссорят нас и морочат, отлучают от прошлого, отстраняют от будущего — обрекают на жалкое прозябание в рабстве и подчинении у всесильных соседей?
Как случилось, что мы на своих оглушающих митингах, в своем раздражении и нетерпении, истосковавшись по переменам, желая для страны процветания, допустили к власти нелюбящих эту страну, раболепствующих перед заморскими покровителями, там за морем, ищущих совета и благословения?
Братья, поздно мы просыпаемся, поздно замечаем беду, когда дом наш уже горит с четырех углов, когда тушить его приходится не водой, а своими слезами и кровью. Неужели допустим вторично за этот век гражданский раздор и войну, снова кинем себя в жестокие, не нами запущенные жернова, где перетрутся кости народа, переломится становой хребет России?
Обращаемся к вам со словами предельной ответственности, обращаемся к представителям всех профессий и сословий, всех идеологий и верований, всех партий и движений, для коих различия наши — ничто перед общей бедой и болью, перед общей любовью к Родине, которую видим единой, неделимой, сплотившей братские народы в могучее государство, без которого нет нам бытия под солнцем.
Очнемся, опомнимся, встанем и стар, и млад за страну.
Скажем «Нет!» губителям и захватчикам.
Положим предел нашему отступлению на последнем рубеже сопротивления.."

"Слово.." было опубликовано 23 июля 1991 года в «Советской России», позднее оно было напечатано в газете "День". Статья появилась за месяц до путча и, по мнению "серого кардинала" перестройки Александра Яковлева, явилось «по сути идеологической программой августовских мятежников».

Под обращением кроме Проханова подписались Юрий Бондарев, Юрий Блохин, Валентин Варенников, Эдуард Володин, Борис Громов, Геннадий Зюганов, Людмила Зыкина, Вячеслав Клыков, Валентин Распутин, Василий Стародубцев, Александр Тизяков. Трое из подписантов – Варенников, Стародубцев и Тизяков – войдут в ГКЧП во время государственного переворота в августе 1991 года.

После провала августовского путча Союз писателей СССР отстранил Проханова от редактирования газеты «День», а письмо было признано «позорным». О ГКЧП Проханов написал роман «Последний солдат Империи». В начале им был  написан один вариант, в котором он, как и другие патриоты прославлял членов ГКЧП как героев, как людей, пошедших на великие жертвы во имя державы.

Однако позднее Проханов переписал первоначальный вариант романа «Последний солдат Империи», и поразил своих читателей иным, нетрадиционным для патриотов подходом к ГКЧП. Теперь Проханов отзывался о них так: "И все ГКЧПисты, многие из которых были моими друзьями, это люди уходящие. Это не клубни, это ботва. Меня это страшно разочаровало. Тем более, что я был разочарован во всех институтах советских, включая армию, в которой я служил всю свою жизнь и шел с русскими войсками. Эта армия трусливо убежала из Москвы, бросила на произвол свое государство.. Они не арестовали Ельцина и дали ему возможность влезть на танк и провозгласить свой ельцинизм".

В лихие 90-е Проханов открыто выступил против Ельцина и его либеральных, губительных реформ. Издаваемая им газета День стала единственной возможностью  узнать о текущих событиях из уст единомышленников.

Кровавые октябрьские события 1993 года в Москве стали следствием конституционного кризиса 1992. Тогда депутаты Верховного совета РФ провели две попытки импичмента Ельцину в парламенте. Первый раз депутаты попытались отрешить президента от должности в марте 1993 года, второй раз – 21 сентября 1993, тогда депутаты отреагировали импичментом на противозаконный ельцинский указ № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Тогда здание Дома Советов окружила милиция и ОМОН. Вплоть до 2 октября ситуация вокруг Дома Советов накалялась, с конца сентября к Белому дому стекались защитники, и вскоре все перешло в кровопролитие.

Первые выстрелы прозвучали 3 октября на Новом Арбате, где протестующие после митинга решили прорваться к Дому Советов и мэрии Москвы, им удалось смять оцепление. По приказу Ельцина, сотрудники милиции и ОМОН открыли по демонстрантам беспорядочный огонь из пистолетов и автоматов. Поверх голов стрелял крупнокалиберный пулемет БТР. Среди митингующих появились пострадавшие. Также были убиты два сотрудника милиции. Последующее заключение комиссии Госдумы сделало вывод, что они погибли от выстрелов своих сослуживцев.
На помощь митингующим от Дома Советов пришла группа вооруженных автоматами активистов. Завязалась стрельба. Ельцин объявил в Москве чрезвычайное положение. В столицу были введены внутренние войска.

Протестующие пошли к Останкино, чтобы потребовать прямого эфира, в котором им было отказано. При штурме телецентра завязалась новая кровавая перестрелка. В результате уже к девяти вечера протестующие отступили к Дому Советов.
Ночью 4 октября Ельцин отдал приказ на штурм Дома Советов. Утром у Дома Советов завязался бой, по парламенту вели огонь несколько БМП, БТР и танки. Работали правительственные и иностранные снайперы, которые стреляли и в защитников и в войска, специально накаляя обстановку. То есть происходило примерно то же самое что в 2014 году в Киеве. Защитники Белого дома начали покидать горящее здание.

А вот отзыв одного из свидетеля события, военного эксперта: «3-4 октября – это время Ельцина и звериного типа либералов, которые за власть, в отличие от Горбачёва, держались так, что они не только умыли бы кровью Москву, а пошли бы вообще до конца. И конечно, сейчас, спустя годы, я понимаю, что и защитники Белого дома, и депутаты – все они были обречены, потому что все они изначально не понимали, с кем имеют дело, они жили иллюзиями начала 90-х, что люди, вышедшие на улицы, могут что-то решить, как это было с коммунистами в 1991-м. А здесь пришли уже совершенно другие звери, которые держались намертво, потому что они понимали, что с ними будет, если они проиграют».

По его мнению, «в 1993 году люди выходили не за СССР, но все видели, куда катится страна, все понимали, что вместо демократии и свободы пришло воровство олигархии, полное беззаконие и нищета. И все вышли как раз не "за", а "против". Люди вышли против Ельцина, против этого режима».

Александр Проханов был одним из защитников Белого дома. Он вспоминал: "Разгром оппозиции в 1993 году у Дома Советов оказался катастрофическим. "Завалили" практически все организации, которые в ту пору существовали. Арестовали всех лидеров. Была сломлена воля как оппозиционных движений, так и народа в целом. Танковые выстрелы по Белому дому загнали свои болванки в подкорку людей. Казалось, что либералы торжествовали, что чудовищный факел, который они зажгли в центре Москвы, – это символ их победы".

Газету "День" запрещали 3 раза, но окончательный ее разгром состоялся в октябре 1993 года. Тогда здание редакции было захвачено автоматчиками, а вся техника редакции разгромлена и уничтожена. Под угрозой ареста в октябре 1993 года Проханов ушел в леса, где скрывался у своего друга В. Личутина вместе с В. Бондаренко и Е. Нефедовым. Там же было принято решение выпускать новую газету. Ее назвали «Завтра». Газета стала ведущим органом патриотической оппозиции, в ее редколлегию вошли В. Распутин, Т. Глушкова, В. Клыков, И. Шафаревич. С. Куняев и др.

Об октябрьских событиях Проханов написал роман "Красно-коричневый". Это не только хроника, летопись, икона нашего времени, роман стал на долгие годы вперед нашим оружием, знаком Победы. Роман замечательный, всем надо его прочитать. Он рассказывает о полковнике спецназа в отставке, попавшем в Москву в самое смутное время 1993 года, и присоединившемся к русскому сопротивлению. Сражавшийся и погибший, герой как бы канонизирован прохановским романом. А с ним, вымышленным художественным образом, канонизированы и все реальные погибшие герои октября 1993 года, к каким бы течениям патриотической оппозиции они ни принадлежали. Это произведение напомнило мне романы о первой мировой войне Эрих Мария Ремарка. В нем тоже много лирических трогательных страниц, хотя, в целом, он более мужественный и героический.

Под аккомпанемент танковых выстрелов была принята либеральная Конституция, состоялись первые выборы в Госдуму, на которых либералы же должны были победить. Однако Госдума оказалась в итоге патриотической. Это был феномен, который всех поразил. Почему кровь, страх, ненависть, доминировавшие в политике, культуре, СМИ, не привели к победе либералов на тех первых выборах?

В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», в котором события российской истории 1999 года были представлены как результат заговора власти, получает премию «Национальный бестселлер».

В 2012 году по Указу Владимира Путина вошел в Совет по общественному телевидению.


Рецензии
Доброго дня, Полина!
Только после этой Вашей публикации я узнал настоящего Проханова. Я жил в те годы на Украине, и до нас доходили только отдалённые отголоски. Там тоже событий хватало. Он мудрый человек, потому и сохранился до настоящего времени и сейчас продолжает быть активным патриотом.
Всего вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   04.04.2025 09:24     Заявить о нарушении