McCartney Unplugged

– MTV Unplugged – одна из множества практик Маккартни на тему «если группа способна успешно играть в пивной – это хорошая группа». Предыдущие и последующие заходы на эту территорию были менее удачными – например, как бы живой альбом «Снова в СССР» (1988 год, минимум дублей в студии) и шоу в Каверн (Ливерпуль) в декабре 1999-го.
 
– Истина, в случае с Полом, в том, что его студийные записи многократно выигрывали от тщательной огранки, и если уж выступать живьём, то совсем голым, без косметики и в доверительно-кухонной атмосфере (то есть, в небольшом зале). В 1991-м всё совпало – лучший, на мой вкус, состав группы Макки (Хэмиш Стюарт, Робби Макинтош, Уикс Уиккенс, плюс Линда), открытие нового рынка (после Маккартни MTV Unplugged начали записывать все группы из элиты поп-рока), и всё это наложилось на мои прекрасные 17 лет.
 
– Аудиокассета «Фуджи» с 48 минутами сета – одно из юношеских потрясений лета 1991-го. О возможности посмотреть видео и речи не было, что к лучшему: музыка сразу в уши и сердце, минуя глаза и отвлекающий антураж. До Unplugged я скептически отнёсся бы к идее «Пол Маккартни исполняет под акустику любимые песни юности, а также кое-что из Beatles & Wings». Выйдет либо сыровато, либо наигранно.
 
– Но здесь, начиная со стандартной Be-Bop Halula Джина Винсента музыка захватывала с первых минут. Уже после реверанса в сторону древнего сочинения Макки Lost my little girl я с горечью подумал, что минут через 40 это роскошество закончится, и только через 5 лет отыскал на компакте полную версию MTV Unplugged почти на полтора часа (спасибо бутлегерам!).
 
– В «пивной» было весело – аплодисменты и шутки Макки между песнями. Когда грянули San-Francisco Bay Blues и I`ve just seen a face, я ощутил себя депортированным на другую планету. На этой (по крайней мере, на её одной шестой части) рок путали с литературой и считали, что он должен изобличать и выражать нечто глобальное. А если ушла девушка – считай, это всадники личного апокалипсиса.
 
– Здесь о неудаче с девушкой из гавани Сан-Франциско пелось без надрыва и с юмором – отказала, облажался и денег почти нет, но в этом пространстве совсем мало вещей, которые стоит именовать трагедией. Вот что мне близко и насущно: не усложнять и без того непростую линию жизни. Лучше сыграть песню.
 
– С тех пор я вижу мало смыслов петь о том, что «и я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час, но если верить глазам и ушам, больше в несколько раз». Зажги свечу вместо констатации. Или – «разбуди этот город, я знаю, ты в этом профи». Обращаясь к этой музыке, ощущаешь смыслы жить без желания формулировать скучные обоснования. В том 1991-м всё звучало настолько естественно, что (как ни странно) я только сейчас написал об одном из маяков юности.
 
– Теперь я знаю, что условные 50 лет (Макке тогда было 48) – ренессанс, если не утратил вкус к призванию, и медкарта – уже следствие отношения к искусству. Почти 35 лет спустя моё отношение к тому сету Маккартни столь же восторженное – и он без паузы переносит меня в ту эпоху, когда жизнь была недописанным романом, в котором невозможно пропустить ни один абзац – настолько всё интересно. Как в случае с Маккартни, так и с миром вокруг.
 

PS. Прямая речь:
 
«Из всех моих концертов сет для передачи Unplugged был для меня наиболее близок к выступлениям в пабах много лет назад. И, в моём отдельном случае, поскольку я не темнокожий блюзовый певец из 50-х годов, мой материал обычно разбавлен юмором. Но мне комфортнее, когда я несерьёзен. Когда мы сбились в начале We can work it out, это было смешно. Это похоже на нечто такое, что можно обнаружить на плёнке с неудачными дублями. Альбом обладает этой составляющей, и я действительно рад, что мы сделали это».
 
(Пол Маккартни)


Рецензии