Апофеоз войны 1812 года-отрывок

Апофеоз войны 1812 года
(отрывок)

Такая красивая на картинке, в киверах и эполетах, она изобилует и другими описаниями, которые могут ввергнуть в ужас. И эта Отечественная война не исключение. А кажется, что она и есть одна из самых кровопролитных и жестоких. Обезображенные трупы – это тоже эпоха Наполеоновских войн с ее артиллерией. Эти чугунные мячики – ядра – наносили такой же ущерб, как и современный осколочный снаряд. Эти мячики скакали по земле и пробивали тела насквозь на пути своего следования. Не только отрывали конечности, но и разрывались внутри тел. Тело генерала Куйтасова так и не нашли. Так что жестокость ран и увечий была еще та. Лошади топтали раненых, сплющивали черепа, везде валялись разрубленные и раздавленные половинки и конечности. На главном редуте, батарее Раевского, взятом французами, тела лежали в шесть слоев.

А описание штурма в Малоярославце вообще за гранью абсурда: на тесных улочках этого провинциального городишка с одной церковью и одной базарной площадью, завязалась настоящая рукопашная схватка, как если бы два десантных полка с каждой стороны, стали рубиться саперными лопатками, а эту битву в деревянном городке с двух сторон поливали артиллерией, не щадя ни своих, ни чужих, вследствие чего на головы дерущихся падали объятые пламенем доски и бревна, а едкий дым от пожара и пороха завершил эту схватку мертвых логичным финалом. После битвы за этот городок Великая армия повернула на старую Смоленскую дорогу, а через некоторое время в город вошли русские. Вместе с пеплом оседал снег. Ощущение постапокалиптическое: брала оторопь от страшной мешанины дымящихся куч, и только по лежавших вперемешку и в обнимку телам, покрытых пеплом, угадывалось направление улиц.

Шутка ли, каждая корпусная атака обходится в 5000-6000 жертв. Если потерь больше этого числа – значит атака неудачна либо не достигла цели. Количество солдат рассчитывалось исходя из этого результата. Сколько таких атак было произведено? Причем это все жертвы необратимые. Раненые, попавшие в лазареты, как правило не возвращались в строй. Они и в жизнь не возвращались, поскольку по уровню медицины тех лет, инвалидам суждено было умереть на циновке в лазарете, от сепсиса или от тифа. У Багратиона не была ведь смертельная рана. Раздробленная голень. Неправильно поставили диагноз, не лечили, а затем он не дал ампутировать себе ногу, думая, что и так не спасется. Дохтурова не спасли доктора: мучился и умер от ран в течение двух лет. Вяземский рассказывал о своем родственнике-генерале: без руки, без ноги и без половинки лица. А ведь эти инвалиды, безглазые, безрукие, безногие, испещренные глубокими ранами, согбенные генералы хвалились своими увечьями и до конца служили. Бородинская битва, между прочим, получила название «генеральским кровопусканием», по количеству погибших генералов: с французской стороны больше недосчитались, чем с русской.

В фильме Сергея Бондарчука, в знаменитых батальных сценах, воображение поражает многое: панорамные съемки «с точки зрения Бога», или из самолета, оторопь молодого офицера, не видящего ужаса вокруг, полки, выстроившиеся в каре. Но более всего, как логическое завершение сцены: Наполеон, затеявший эту мясорубку, сидящий вокруг дымящихся трупов. Вот она, оборотная сторона войны и славы. И он это, кстати, начинал осознавать. Но у Сегюра есть и другое описание побоища. В частности то, когда отступившая из-под Малоярославца армия снова проходила по полю Бородина. Прошел какой-то месяц, а трупы лежат неубранные и истлевшие, точнее пустая форма, кивера, кирасы, сапоги без ног. Вот он апофеоз войны.

А адъютанты, составлявшие блестящую свиту того или иного генерала. Легкость их службы, компенсировалась потерями на поле боя. У Барклая де Толли, искавшего смерти на поле, погибло пять свитских офицеров и две лошади убито под ним.
Вся эта жуть, конечно, прорывается в описаниях, но люди к этому как-то легко относились. Вот это составляет загадку войны 1812 года. То ли погибшие солдаты были для них «рекрутированными крепостными крестьянами», которых не жаль. Русская привычка хвалиться жертвами постепенно превращает поражение в победу.


Рецензии