Ни стукачом, Ни разведчиком... Часть 2-я
(из записок врача-вирусолога)
Итак, всё началось постепенно - с обыкновенного вызова по повестке в райвоенкомат , но встретился я не с дежурным офицером , а с каким-то плюгавеньким ,сереньким, но чистенько одетым типом , который , вдруг, заговорил о моей предполагаемой поездке за рубеж. Когда я с удивлением посмотрел на него, он тихо пояснил, что разговаривает со мной, как с патриотом , от имени передового отряда партии - КГБ. Известный мне передовой отряд рабочего класса имел, как оказалось, ещё более передовой отряд ! Разговор был коротким, и он предложил мне для детальной беседы встретиться в более тихом месте, заметив , что подобные инструктажи проводятся в обязательном порядке со всеми отъезжающими за границу на работу. Встречу назначил на вечер через 2 дня в одной из комнат Горного Института. Надо было идти, хотя перспектива каких-то бесед на темы , не связанные с моей профессией, меня совершенно не привлекала. Думалось, что это просто не очень приятный этап в работе , который надо бы преодолеть. Вот и всё.
-
И в назначенный день и час я пошёл в сторону Горного Института, долго искал там комнату, которая оказалась душным и тесным мешком , имеющим вход, но не имеющим ни одного окна. Стол и два стула, и друг против друга - я и тот же серый тип, представившийся Адольфом Александровичем.
Это была типичная совковая агитка за Советскую власть во всём мире , за то , что надо быть патриотом и сообщать "нашим сотрудникам" о всём подозрительном , замеченном как на работе , так и вне её. Предстояло участвовать во всех организуемых ТАМ представительствах , брифингах, встречах и пьянках на бытовом уровне ; пить , кушать и слушать в оба уха и даже кого-то вербовать на работу в пользу нашей державы.
-
Надо было в то же время опасаться провокаций со стороны иностранных представителей и разведок , которые , как известно, не дремлют , а так же , как и мы, ведут активный поиск колеблющихся , сомневающихся или тайно желающих переметнуться на Запад. Более подробные инструкции предстояло получить непосредственно перед отъездом и далее - на месте работы. А до отъезда предстояли ещё встречи и собеседования с этим типом.
-
Конечно же всё это воротило меня с души , и я стал думать - а на фига мне всё это дело надобно ? Но поехать уж очень хотелось, и я продолжал собирать справки и фотографии , и мечтать о Гвинее , да к тому же ещё и ФРАНЦУЗСКОЙ ! Время шло. Вызова всё не было. С Адольфом я встретился ещё пару раз. Он с удивительным упорством и тупостью продолжал втолковывать мне прописные коммунистические истины , давать разнообразные советы , забывая , что советы надо давать , как известно, тому , кто их спрашивает и ими воспользуется . Я же большинством из этих советов , если не всеми, пользоваться не собирался. Я смотрел на него , и у меня возникали мысли , подобные той , которую я вычитал где-то не так давно - "Глупость - Божий дар , но и им нельзя злоупотреблять". А потом я вообще перестал удивляться и слушать, и думал о чём-то своём. Я понял . что Адольф просто отрабатывает свои часы работы на "явке".
-
А вызова всё не было. Английским я не занимался , кроме переводов научных статей. Заедала работа и мысль , что надо всё-таки дожать кандидатскую диссертацию. И Адольф со своими советами где-то совсем исчез и больше не звонил. Одно меня утешило в этой истории , что, оказывается, всех отъезжающих за рубеж на работу так же обрабатывали и "фаловали" в потенциальные агенты КГБ, как это было и со мной. Утешение было слабое и тоскливое , но я скоро позабыл об этом и об Адольфе вообще.
-
Защита диссертации , получение звания старшего научного сотрудника, организация лаборатории , производственного участка по выпуску диагностикумов вирусных инфекций , планирование докторской , свои первые ребята-диссертанты , очаровательная жена и подрастающая дочка , поездки "дикарём" на Юг , красивые девушки и женщины , книги , кинофильмы , театры , занятия спортом ( штанга и бокс - я не любил "лёгких видов") , встречи с друзьями ( врагов в те времена я не имел) - ЖИЗНЬ РОКОТАЛА , как море у берегов Крыма ! Бог мой ! Вся жизнь , как видно сейчас - издалёка, вся жизнь светилась и была впереди , несмотря на всякие трудности , которые возникали и которые предстояло преодолеть.
-
Я был молод , весел , энергичен и готов , казалось, ко всему , но жизнь оказалась сложнее и люди подлее , чем мне виделось в ту пору. Я уже не был юношей , многое знал , о многом догадывался, но намного больше мне предстояло узнать и испытать на собственной шкуре. Впрочем, наверное, если бы рядом был отец , а он "мотал" свой срок в тюряге , или кто-то из бывалых людей , то вот их-то предупреждения и советы наверняка помогли бы мне избежать тех крутых троп , лишений и даже несчастий , в которые я невольно вовлёк мою семью , пытаясь идти своей дорогой , оставаться самим собой , обрастая , увы, с годами кучей врагов и завистников всех родов и мастей . К тому же тот мир , где я вращался , в котором жил , был мир особый во все времена - МИР НАУКИ , хотя и "прикладной". А заниматься прикладной наукой , как я тогда уже где-то шутил, - это то же , что пить водку : вначале на душе легко и весело , а потом тошно. Тошно-то оказалось и в профессиональном , и в житейском смысле...
-
Но до этих времён было ещё не так скоро , как на этом листе. Жизнь шла хаотично , но всё-таки каким-то своим чередом , судя хотя бы по смене времён года. И вот однажды пришло сообщение о наборе добровольцев - вирусологов в дружественную ЭФИОПИЮ ! Нет , это надо же !! А во Французской Гвинее нам, как оказалось , перешли дорогу другие "африканские соискатели " - американцы , кажется , или англичане ... Как так ?! Почему ?!!...
=====================================
г. Екатеринбург. 30.07.96 г.
-----------------------------------------------------------
(см. продолжение - часть 3-ю )
Свидетельство о публикации №225040301856