Командирвка на войну. Глава. 14 Мемуары
Хочешь любви - раздавай обещания, желаешь власти - давай исправиться
Народная мудрость
Михаил Лермонтов писал о Кавказе:
«Там за добро - добро, и кровь - за кровь, И ненависть безмерна, как любовь !».
Горцев считают прирождёнными воинами, но сами они не менее воинских доблестей ценят знания, ум и красоту. В Дагестане издревле неграмотность считалась позором, а книга - высшей ценностью.
Образование было общедоступным, а по количеству школ относительно населения горцы превосходили самые просвещённые державы.
Богатые библиотеки украшали скромные сакли горцев, а дагестанские учёные высоко ценились во всём мусульманском мире.
Горцы изучали не только богословие или теологию, но и философию, алгебру, геометрию, логику, стихосложение, составляли медицинские атласы, энциклопедии растений и минералов.
И теперь ещё в горах можно увидеть древнейшие на планете наскальные солнечные календари и небесные карты.
Бережно сохранялись традиции гостеприимства и куначества, почитания старших и уважения к женщине, независимости и патриотизма. Пришелец находил кров и защиту в любом доме.
Кавказ Россия завоевывала не одно десятилетие. И среди многих, кто принимал в этом участие, были три великих русских писателя: Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов и Лев Толстой. Первый в 20-е годы XIX-го века служил секретарём по дипломатической части у генерала Ермолова – у того самого, чьим именем горские матери пугали своих детей.
Об этом знают сегодня почти все. Но кому известно, что тот же самый легендарный генерал имел в разное время трёх мусульманских жён, каждый раз заключая с их родителями «кебин», то есть договор о временном браке.
И все эти жёны позже, забрав дочерей, возвратились в родные горы и благополучно вышли замуж. Трёх же сыновей с двойными именами: Виктора
- Бахтияра, Севера - Аллахаяра и Клавдия – Омара - Ермолов оставил себе и прекрасно воспитал, сделав отличными офицерами. Ситуация — почти по Лермонтовской «Бэле», где в роли Печорина генерал Алексей Ермолов. Только конец куда более счастливый…
Сам же поручик Михаил Лермонтов в отличие от Грибоедова, на Кавказе не «служил», но воевал, дрался и рубился. И погиб, хотя и не в бою и не так красиво, как, вероятно, желал бы.
В 1840 году лейб - гусара за дуэль с сыном французского посланника переводят, а точнее, ссылают в Тифлис, в Тенгинский пехотный полк. Но поэт добровольно – «охотником» – напрашивается в экспедицию против Шамиля. В Чечню.
11 июля при речке Валерик (по чеченски – речка «Смерти» – прим. от авт.) состоялось кровавое побоище. Вот что писал сам Михаил Лермонтов брату своей возлюбленной: «Нас было всего 2 000 пехоты, а их до 6 000 и всё время дрались штыками.
У нас убито 30 офицеров и до 300 рядовых, а их осталось на месте 600 человек… вообрази, в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».
Об этом же чуть позже, в сентябре, поэт напишет:
«И два часа в струях потока бой длился:
Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной, и битва утомили меня), но мутная волна
Была тепла, была красна».
В том же сражении, уже на исходе боя, шальная чеченская пуля сразила декабриста Лихарева в тот самый момент, когда он рассуждал с Лермонтовым о Канте, Гегеле и вечности…
Тогда судьба пощадила поэта, но у многих свидетелей сложилось впечатление, что Лермонтов как бы добровольно искал смерти, и смерти в бою, будто точно, наперед, зная, что всё равно ему суждена смерть здесь, на Кавказе.
А иначе как объяснить, что он после тяжёлого ранения Дорохова – человека легендарной храбрости, ставшего прототипом Дорохова в романе Л.Толстого «Война и мир», – в октябре 1840-го года принял под свою команду 100 отпетых казаков и «охотников» – нечто вроде сегодняшнего спецназа.
Вот как, по словам очевидца К. Мамацева, вёл тогда себя Михаил Лермонтов: «Он был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов…
В этом походе он не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появляясь там, где ей вздумается, в бою ища самых опасных мест».
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №225040300418