Дэуэ...
Эпос - это не только, наряду с драмой и лирикой, род литературы, но и тексты, в которых обязательно должны участвовать два, три, а то и больше, возвышенных, пафосных, чарующих персонажа.
Очаровывать читателей и читательниц персонажи эпоса должны не только своим внешним видом, но и своими способностями.
Способности персонажей вырастают, и в советских романах-эпопеях, и во многих романах-эпопеях Запада из так называемых человеческих качеств.
Вырастающие из человеческих качеств способности героев советских романов-эпопей не были "божественными".
Долгое время в Советском Союзе "божествами", пусть и ставшими таковыми с помощью достижений советской науки, позволялось быть персонажам только советской научной фантастики.
Скорее всего, только Чингизу Айтматову и Владимиру Орлову позволялось в СССР включать в их романы-эпопеи, в качестве действующих лиц, так называемые "божества".
Литературоведам, изучавшим в Советском Союзе творчество В. Орлова, однажды позволилось называть его романы произведениями магического реализма.
В романах магического реализма, очень напоминающих романы-эпопеи, наряду с героями-людьми, позволяется действавать "божествам".
"Божество" - это совокупность способностей, которые не могут ни проявить себя, ни развиться из сугубо человеческих качеств.
На так называемом "коллективном" Западе книжный рынок давно уже позволил авторам включать даже в романы-эпопеи, наряду с героями, ещё и "божества".
В отличие от так называемого "божества", герой, дэуэ, достойный участия в эпосе имееет способности, которые все возникли у него из его сугубо человеческих качеств.
В литературоведении долго считалось, что правдоподобие текстов художественной литературы, в том числе и романов-эпопей, - это, в первую очередь, отсутствие в тексте "божеств", способности которых проявили себя и развились не из человеческих, а из каких-то других качеств.
Способности перемещаться в пространстве на значительные расстояния без технических устройств и мгновенно, самому оборачиваться- превращаться в животных, а других животных превращать в людей - это способности, которые не могут, до сих пор, то есть в двадцатых годах двадцать первого века, быть названы человеческими, а следовательно романист, как автор романа-эпопеи, не может представлять читателям возникновение нечеловеческих способностей из человеческих качеств.
Но роман-эпопея не может не включать в себя определённое количество персонажей, дэуэ, достойных участия в эпосе. Прежде всего, - в героическом эпосе.
Такие персонажи романа-эпопеи "Вечный зов", как братья Иван и Фёдор, а также их племянник и сын Семён, достойны участия в героическом эпосе, то есть являются именно героями и антигероем.
А вот пожилой любовник, кажется, Комаровский, совративший Лару в "Докторе Живаго" Бориса Пастернака, может претендовать на звание "божества", но только злого. Сам Борис Пастернак называет этого пожилого любовника Комаровского "чудищем заурядности".
Как бы ни было это странным, парадоксальным, но в таком романе-эпопее, который получился у Бориса Пастернака, наряду с таким героем, как подлинный поэт Юрий Андреевич Живаго, может действовать и такое злое "божество", как Комаровский, - яаляющийся, как ни странно, персонажем, дэуэ. Достойным участия в эпосе.
Этим своим "недопечённым" выводом он решил закончить свои размышления о романах-эпопеях и о персонажах, достойных участия в эпосе, в том числе и героическом.
P.S. Автор данного текста, содержащего в себе итоги размышления одного персонажа, - "литературоведа"-самоучки, должен напомнить читательницам и читателям о том, что дэуэ - это "достойные участия в эпосе". Автор также просит прощения за то, что не смог найти точную замену такому слову персонажа, как "божество", используемое именно в кавычках. Всё время. Да, использование слова "божество" всё время в кавычках - это то, что раздражает образованных читателей и читательниц. Сильно раздражает. А с другой стороны: если долго искать замену "божеству", то можно было бы и не успеть, персонажу-самоучке, придти к выводу, что в советских романах-эпопеях позволялось действовать, среди других персонажей, только героиням, героям и антигероям, а вот в западных романах-эпопеях, даже не фэнтезийных и не научно-фантастических, уже давно позволяется действовать, вместе с героем, героиней и рядовыми персонажами, ещё и модернистским, постмодернистским и постпостмодернистским "божествам", как злым, так и добрым.
Свидетельство о публикации №225040300422