Калейдоскоп ярких имен

"Любой сборник современной прозы и поэзии – это всегда квест.
Почему именно эти авторы и почему в таком порядке? Есть ли в книге
общая мысль и какую идею она выражает? Насколько эти тексты случайны
или наоборот, как говорят ученые люди, репрезентативны? Каждый поймет
это по-своему, но от себя могу сказать, что скучно мне точно не было, а
разнообразие сюжетов, героев, времен и места действия создают ощущение
калейдоскопа, где все перемешалось в произвольном порядке, но отнюдь не
хаотично.
Открывает сборник повесть Игоря Англера «Стена плача и
секретности», в основе которой лежит реальная история, связанная с
исчезновением израильской подводной лодки в 1968 году. Современному
российскому читателю вряд ли этот сюжет известен, а между тем для
израильтян – это примерно то же самое, что трагедия подводной лодки
«Комсомолец» в СССР в 1989 году или более близкая нам по времени гибель
«Курска» в двухтысячном. Израильская лодка шла из Портсмута в Хайфу и
потерялась в Средиземном море, причем долгое время ни место ее
исчезновения, ни причины аварии не были известны. В те далекие годы
Советский Союз и Израиль были противниками, и многие полагали, что
именно наша страна имела прямое отношение к гибели корабля и экипажа,
состоявшего из 69 моряков, однако повесть Игоря Англера замечательна
тем, что написана как бы поверх политических границ, и в ней важнее тема
морской солидарности и сочувствия к человеческому горю. Но честно
признаюсь, когда в конце выясняется, что Советский Союз к этой
катастрофе не причастен, я испытал чувство облегчения. Враги мы или
друзья в разные исторические моменты, но литература тем и хороша, что
вопреки политике не разъединяет, а сближает людей. И хотя среди героев
повести Англера много высших политических деятелей Израиля, все равно
повесть сильна своей психологической достоверностью, уважением к
обычным морякам, которые выполняют долг не важно в Средиземном или в
Баренцовом море. А исторические тайны прошлого, которые разгадываются
лишь много лет спустя – это самая что ни на есть благодатная почва для
литературы. В общем, получилась очень увлекательная, хорошо написанная
вещь с живыми диалогами, интригой, идеей, мелодраматическим сюжетом,
специфическим еврейским юмором и весьма удачными подстрочными
комментариями к тем реалиям истории Израиля, которые широкому читателю
могут быть не вполне понятны."

Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института.


Рецензии